Алексей Володин,
    РНО, Александр Ведерников

    5 июня 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Путешествие в Реймс»
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Берлиоз
    Увертюра к опере «Беатриче и Бенедикт»
    Шопен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром


    12+

    Абонемент №35:

    Великие инструментальные концерты

    Алексей Володин

    Алексей Володин — эксклюзивный артист Steinway&Sons ― один из самых талантливых представителей среднего  поколения русской фортепианной школы, обладающий ярко выраженной индивидуальностью, оригинальным исполнительским почерком, неподражаемым звукоизвлечением и исключительным техническим мастерством.

    Алексей Володин родился в 1977 году в Ленинграде, в 9 лет начал заниматься музыкой. Переехав в 1987 году в Москву, учился у И. А. Чаклиной, Т. А. Зеликман в МССМШ им. Гнесиных и в Московской консерватории и аспирантуре у профессора Э. К. Вирсаладзе. В 2001–2002 годах стажировался в Международной фортепианной академии (Комо, Италия). Преподавал в Московской консерватории (был ассистентом Э. К. Вирсаладзе).

    Пианист является лауреатом международных конкурсов Паломы О’Ши (Сантандер, Испания, 1998); в Сиднее (Австралия, 2000); имени Эннио Поррино (Кальяри, Италия, 2001, I премия). После блестящей победы на Международном конкурсе пианистов им. Гезы Анды в Цюрихе (Швейцария, 2003) он с огромным успехом выступает в самых известных концертных залах мира: Concertgebouw (Амстердам), Tonhalle (Цюрих), Lincoln Centre (Нью-Йорк), Theatre des Champs-Elysees и Pleyel (Париж), Philharmonie (Берлин), Alte Oper (Франкфурт), Herculessaal (Мюнхен), Konzerthaus (Вена), La Scala (Милан), Sydney Opera House (Сидней), Suntory Hall (Токио), Bozar (Брюссель), Wigmore Hall (Лондон), Auditorio Nacional (Мадрид), Palau de la Musica (Барселона), римском театре Olimpico, а также в залах Лиона, Тулузы, Люксембурга, Лиссабона, Баку, Тайпея и многих других городов. Музыкант был первым участником популярной программы «Артист месяца» в Концертном зале Мариинского театра (2007). С сезона 2006/07 — постоянный приглашенный солист в г. Монпелье (Франция).

    В обширном репертуаре пианиста значительное место занимают произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Гершвина, современных композиторов; в арсенале артиста ― более 50 фортепианных концертов.

    Алексей Володин записал несколько компакт-дисков с произведениями Бетховена, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Равеля, Прокофьева, Скрябина, которые выпустили в свет фирмы Intersoft Media (Россия), Live Classics (Германия), ABC Classics (Австралия) и Challenge Classics (Нидерланды). Диск с сочинениями Фредерика Шопена был удостоен награды Choc de Classica и «пяти звезд» от журнала Diapason. Пианист также осуществил запись произведений Рахманинова в 2013 году.

    Музыкант участвует в международных фестивалях в России (Московский Пасхальный, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге), Франции (фестиваль в Ла Рок д’Антероне, «Сумасшедший день» в Нанте, Фестиваль Французского радио в Монпелье), Германии (в Руре, Бад-Киссингене), Швейцарии (в Вербье, Люцерне), Италии, Латвии, Чехии, Португалии, Нидерландах и других странах. Восторженные отзывы критиков вызвало выступление А. Володина в престижной серии сольных концертов International Piano Series в лондонском Royal Festival Hall (2011/12).

    Среди оркестров, с которыми сотрудничает Алексей Володин, ― Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Российский национальный оркестр, оркестр Мариинского театра, Лондонский симфонический, оркестры Берлинской оперы и Берлинского радио, Дрезденский филармонический, оркестр Gewandhaus (Лейпциг), Венский симфонический и камерный оркестры, Национальный оркестр Франции и оркестр Капитолия Тулузы, цюрихский Tonhalle, Оркестр Романской Швейцарии, Филармонический оркестр Ла Скала, «Солисты Венеции», Нидерландский и Варшавский филармонические, Испанский национальный, Нью-Йоркский филармонический, Симфонический оркестр Японского радио и телевидения (NHK), Сиднейский симфонический. Значительными событиями последнего времени стали концерты с Бамбергским симфоническим оркестром, оркестрами Штутгартского и Баварского радио.

    Пианист выступал с дирижерами первой величины, в числе которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Владимир Федосеев, Семён Бычков, Георг Альбрехт, Лорин Маазель, Мюнг-Вун Чунг, Жан Бернар Помье, Карло Рицци, Лоуренс Фостер, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Кристофер Хогвуд, Дэвид Цинман, Риккардо Шайи, Яков Крейцберг, Марек Яновский.

    В сезоне 2013/14 пианист дебютировал с коллективами под управлением Валерия Гергиева — Роттердамским филармоническим оркестром и оркестром Мариинского театра — на Фестивале Балтийского моря. Среди других событий сезона — выступления с Датским национальным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Би-би-си, Оркестром Шведского радио, Симфоническим оркестром Итальянского радио (RAI) в Турине, оркестром Musikkollegium г. Винтертура (Швейцария).

    20 апреля 2014 года Володин сыграл в один вечер все пять фортепианных концертов Бетховена в «Бетховенском марафоне», проведенном Мариинским театром в рамках фестиваля «Лики современного пианизма» (оркестр Мариинского театра, дирижер Даниэл Райскин).

    В сезоне 2014/15 Алексей Володин — артист-резидент Мариинского театра, дает на его сцене пять концертов (включая сольный концерт-открытие сезона). Он регулярно выступает с оркестром под управлением Валерия Гергиева, в т. ч. в текущем сезоне с оркестром Мариинского театра в Стокгольме на Фестивале Балтийского моря, в дортмундском Концертхаусе и венском Концертхаусе, а также с Мюнхенским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами.

    Среди других выступлений пианиста в сезоне 2014/15 — европейский тур с Роттердамским филармоническим оркестром, концерты с Штутгартским филармоническим оркестром (дирижер Владимир Федосеев), Симфоническим оркестром Барселоны, Борнемутским симфоническим оркестром с Эндрю Литтоном, Филармоническим оркестром Нидерландского радио и оркестром Sinfonia Varsovia на Бетховенском фестивале в Варшаве.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Александр Ведерников

    Александр Ведерников родился 11 января 1964 года в Москве, в семье выдающегося певца, солиста Большого театра Александра Ведерникова и органистки, профессора Московской консерватории Натальи Гуреевой. Несомненно, решающую роль в его жизни и карьере сыграли как семейные традиции, так и великие традиции русского музыкального искусства.

    В 1988 году Александр Ведерников окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Леонида Николаева), в 1990-м — аспирантуру. В 1988–1990 гг. работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1988–1995 гг. — ассистент главного дирижера и второй дирижер Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР (с 1993 года — БСО им. П. И. Чайковского). В 1995 году он стоял у истоков оркестра «Русская филармония» и до 2004 года был его главным дирижером и художественным руководителем.

    С 2001 по 2009 гг. Александр Ведерников занимал пост главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России и внес немалую лепту в достижения театра этих лет. Он был дирижером-постановщиком спектаклей «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди, «Турандот» Пуччини, «Руслан и Людмила» Глинки в оригинальной редакции, «Борис Годунов» в авторской редакции и «Хованщина» Мусоргского,  «Евгений Онегин» Чайковского,  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (совместно с Оперным театром г. Кальяри, Италия), «Война и мир», «Огненный ангел» и «Золушка» Прокофьева, «Дети Розенталя» Десятникова. А. Ведерников постоянно дирижировал концертами симфонического оркестра Большого театра.

    Дирижер стоял за пультом лучших оркестров России, в т. ч. Государственного академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Несколько лет (начиная с 2003) входил в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра.

    В качестве приглашенного маэстро Александр Ведерников постоянно выступает с ведущими мировыми оркестрами. В их числе – оркестры BBC, Радио Франс, Джузеппе Верди в Милане, NHK (Япония), Итальянской Швейцарии (выступления с Мартой Аргерих в ее проекте в Лугано), Нидерландской филармонии и Нидерландского радио, Чешской филармонии, Баварского радио, Бирмингемский симфонический, Лондонский филармонический, Гетеборгский симфонический, Борнемутский симфонический, Датский национальный симфонический, оркестр де Пари, филармонические оркестры Сиднея, Токио и Китая, Дрезденская Государственная капелла, Монреальский симфонический, Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне и многие другие.

    Недавно А. Ведерников выступил с Симфоническим оркестром Би-Би-Си на летнем фестивале St. Magnus в  Шотландии. В одной из программ был исполнен 2-й концерт Рахманинова (солист — Алексей Володин). В этим же оркестром в августе 2016 дирижер выступит на фестивале BBS Proms в Лондонском Альберт-холле.

    С сентября 2009 года Александр Ведерников является главным дирижером Симфонического оркестра г. Оденсе (Дания). За время руководства коллективом дирижер вывел его на новый уровень мастерства. В настоящее время музыкант работает над трехгодичным проектом по исполнению оперной тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». В сезоне 2016-17 прозвучат оперы «Зигфрид» и «Гибель богов». 

    В качестве оперного дирижера Ведерников — частый гость в Берлинской комической опере, театрах Италии (миланский Ла Скала, Ля Фениче в Венеции, Театро Коммунале в Болонье, Театро Реджио в Турине, Римская опера), лондонском Ковент-Гарден, Парижской национальной опере и опере Бастий. Он дирижировал оперными спектаклями в нью-йоркской Метрополитен-опера, Финской и Датской национальных операх,  театрах Цюриха, Франкфурта, Стокгольма.

    Александр Ведерников — признанный мастер исполнения русской музыки. Широко известны его глубокие интерпретации оперных и симфонических  шедевров Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Дирижер постоянно включает в программы своих выступлений сочинения Свиридова, Вайнберга, Бориса Чайковского.

    Записи Ведерникова выпущены звукозаписывающими компаниями EMI, Russian Disk, Agora, ARTS, Triton, Polygram/Universal. В 2003 г. он заключил контракт с голландской фирмой PentaTone Classics, специализирующейся на производстве дисков в формате SuperAudio CD (записаны «Руслан и Людмила» Глинки, «Щелкунчик» Чайковского, фрагменты из опер и сюиты из балетов русских композиторов). В 2007 году записал для лейбла EMI Первый фортепианный концерт Шостаковича (солистка Марта Аргерих).

    В 2007 году Александру Ведерникову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».