Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Рахманиновские дни.
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского, Владимир Федосеев,
    Владимир Овчинников

    1 апреля 2018

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Рахманинов
    (145 лет со дня рождения)
    Вокализ
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    Симфония № 2

    12+

    Абонемент №85:

    От мечты к совершенству

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал свое право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоеванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью.

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижеров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил свое 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых творчеству Бетховена и Чайковского. 

    Творчество Бетховена продолжает быть центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составляют инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром подготовлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. 

    По-прежнему насыщенна и гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева. В ноябре 2017 года музыканты отправятся в Японию, затем выступят в Линце и Праге. В феврале состоятся концерты в 

    Регенсбурге, Мюнхене и Зальцбурге. Кроме того, БСО выступит на закрытии IX Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. 

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижёра начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В 80-е и 90-е годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: «Ла Скала» («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском “Opernhaus” («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). 

    Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и сегодня: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф – Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф – Алексей Ратманский). А в 2017 году он дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он – первый приглашённый дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашённый дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. 

    При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). 

    Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почетного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил маэстро орденом Почета. В 2016 году дирижер стал обладателем почетного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. А в 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. В августе 2017 года Владимир Федосеев отметил свой 85-летний юбилей. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».

    Владимир Овчинников

    «Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект», – это высказывание «Дейли телеграф» в значительной степени отражает яркость и самобытность искусства музыканта-продолжателя знаменитой нейгаузовской школы.<<br>>

    Владимир Овчинников родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории по классу А. Д. Артоболевской, а в 1981 году – Московскую консерваторию, где учился в классе профессора А. А. Наседкина (ученика Г. Г. Нейгауза).

    Лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (Канада, II премия, 1980), Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, I премия, 1984). Особенно важными являются победы музыканта на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (1982) и на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987), после которых состоялся триумфальный дебют Овчинникова в Лондоне, куда он был специально приглашён играть перед Её Величеством Королевой Елизаветой.

    Пианист выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр и Оркестр Би Би Си, Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, Гевандхауз-оркестр, Национальный оркестр Польского радио, Гаагский Резидент-оркестр, Оркестр Радио Франс, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии.

    Творческими партнёрами В. Овчинникова были многие известные дирижёры: В. Ашкенази, Р. Баршай, М. Бамерт, Дж. Бретт, А. Ведерников, В. Веллер, В. Гергиев, И. Головчин, M. Горенштейн, А. Дмитриев, В. Зива, Т. Зандерлинг, Дж. Конлон, Я. Крейцберг, А. Лазарев, Д. Лисс, Р. Мартынов, Л. Печек, В. Полянский, В. Понькин, сэр С. Рэттл, Г. Рождественский, Г. Ринкявичюс, Е. Светланов, Ю. Симонов, С. Скровачевский, В. Синайский, С. Сондецкис, В. Федосеев, сэр Г. Шолти, М. Шостакович, М. Эрмлер, М. Янсонс, Н. Ярви.

    Артист имеет обширный сольный репертуар и гастролирует в лучших залах мира. Сольные концерты музыканта проходили в Большом зале Московской консерватории и Большом зале Санкт-Петербургой филармонии, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, Альберт-холле, Роял Фестивал-холле, Барбикан-центре и  Уигмор-холле в Лондоне, Консерватории имени Дж. Верди в Милане, залах «Геркулес» и Гевандхауз в Германии, Мюзикферайн в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холле в Токио, Театре Елисейских полей и Зале Плейель в Париже.

    Пианист принимал участие в известных международных фестивалях в США (в Карнеги-холле, Голливуд-боуле, имени Вэна Клайберна в Форт-Уорте), Великобритании (в Эдинбурге, Челтенхеме, ВВС Proms), Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Синтре (Португалия), Стрезе (Италия), Сингапурском фестивале.
    В разное время В. Овчинников записал на компакт-диски произведения Чайковского, Танеева, Н. Рубинштейна, Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера, которые вышли на лейблах EMI, Collins Classics, «Русские сезоны», Chandos, Gold Club, Olympia.

    Значительное место в жизни артиста принадлежит педагогической деятельности. В течение нескольких лет В. Овчинников преподавал фортепиано в Королевском Cеверном музыкальном колледже в Великобритании. С 1996 года началась его преподавательская деятельность в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2001 года Владимир Овчинников также работает в университете Сакуё в Японии, а с 2005 года – на факультете искусств МГУ имени М. В. Ломоносова в качестве приглашённого профессора фортепиано. С 2011 по 2016 год Владимир Овчинников был директором Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Член жюри многих престижных конкурсов пианистов – имени Чайковского в Москве, имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, имени Бузони в Италии, Схевенинген в Нидерландах, PTNA в Токио, имени А.Д. Артоболевской в Москве.

    Более 20 лет В. Овчинников выступает в концертах Московской филармонии. Удостоен званий Заслуженный артист Башкирской АССР (1989), Заслуженный артист России (1996), Народный артист России (2005). Награждён Почетным знаком «За заслуги в развитии культуры и искусства» Советом Межпарламентской Ассамблеи СНГ (2015).

    Другие концерты этого абонемента
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    27 февраля в 19:00