Музыкально-литературный спектакль «Пётр Ильич Чайковский: сны о России. Из американского дневника композитора» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Музыкально-литературный спектакль
    «Пётр Ильич Чайковский: сны о России.
    Из американского
    дневника композитора»

    8 ноября 2017

    Большой зал Консерватории

    Российский государственный
    академический камерный
    «Вивальди-оркестр»
    Светлана Безродная, дирижёр и солист (скрипка)
    Юрий Беляев (художественное слово)
    Праздничный хор Московского Данилова монастыря

    Солисты Духовой группы
    Государственного академического
    Большого театра России 

    Юрий Погиба (фортепиано)

    В программе:
    Чайковский
    Серенада для струнного оркестра до мажор op. 48
    Фрагменты из музыки балетов, опер, цикла «Времена года» и «Детский альбом»
    Фрагменты из музыки балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

    Суза
    Марш “Semper Fidelis”


    Музыкально-литературный спектакль
    «Пётр Ильич Чайковский: сны о России.
    Из американского дневника композитора»

    12+

    Абонемент №74:

    Разорванное время. Цикл музыкально-литературных спектаклей

    «Разорванное время….»

    Ушедшие в историю великие создатели бессмертной музыки, творцы нового искусства, перевернувшие мировосприятие, гении, не отпускающие наши сердца и души...

    В.Моцарт, Ф.Глюк, П.Чайковский, Ч.Чаплин.

    Как увидеть их неповторимые лики, услышать их голоса? Как понять то, о чём они думали, что чувствовали, что видели в бездне будущего?

    В литературно-музыкальных спектаклях Светланы Безродной предстанут, высветятся и захватят остротой сюжетов виражи их судеб, малоизвестные факты биографий. В сплетении музыки, поэзии, эпистолярного наследия и художественного слова оживут их образы, человеческие пристрастия и неожиданные таланты.

    И как квинтэссенция тайны творческого гения в этом же ряду - бессмертная тема Дон-Жуана, раскрытая в музыке Моцарта и Глюка, обрамленная фантазиями писателя-романтика Гофмана с его стремлением проникнуть в причудливые лабиринты внутреннего мира этой до конца неразгаданной, неоднозначной личности. 

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» создан в 1989 году известной скрипачкой и педагогом Светланой Безродной. Первое выступление коллектива состоялось 5 мая 1989 года на сцене Колонного зала Дома союзов. В 1994-м, «Вивальди-оркестр» был удостоен звания «академический». 

    «Вивальди-оркестр» – коллектив единственный в своем роде на российской сцене: в его составе только представительницы прекрасного пола. Состав и название оркестра навеяны творчеством Антонио Вивальди: «Вивальди-оркестр» – своего рода ремейк женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века. За более чем 20 лет оркестр дал свыше 2000 концертов, подготовил более 100 эксклюзивных программ. Репертуар коллектива включает свыше 1000 произведений различных жанров, эпох и стилей: от раннего барокко до музыки ХХ века и современных авторов. Среди них и многочисленные миниатюры, и такие масштабные полотна, как «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Воспоминание о Флоренции» и Серенада для струнного оркестра Чайковского, «Времена года» Вивальди и его же малоизвестные сочинения. Удачными оказались опыты по исполнению шедевров оперного и балетного театра в транскрипциях для струнного оркестра (балет «Дон Жуан» Глюка, «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и все балеты Чайковского, «Травиата» Верди).

    Важным направлением деятельности «Вивальди-оркестра» стало освоение шлягеров 1920–1950-х годов из репертуара танцевальных оркестров, жанров оперетты и джаза, городского романса и массовой песни. Результатом художественных исканий Светланы Безродной стали многочисленные программы «Вивальди-оркестра», представляющие собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Среди них – музыкальные спектакли «Вивальди-танго, или Игра “ва-банк”», «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», «Подмосковные вечера» (к 100-летию Василия Соловьева-Седого), «Цирк Чарли Чаплина» с участием артистов Московского цирка на Цветном бульваре, «Привет от стиляг 50-х» (совместный проект с лидером группы Off Beat Денисом Мажуковым). 

    К 65- летию прорыва Ленинградской блокады Светлана Безродная и «Вивальди-оркестр» показали на сцене Михайловского театра музыкальный спектакль «Слушай, Ленинград!». Программа, посвященная 50-летию Победы, была удостоена Благодарности Президента РФ, а к 60-летию Победы Светлана Безродная совместно с выдающимся танцовщиком Владимиром Васильевым поставила музыкальный спектакль «Песни непокоренной Державы». Спектакль, вобравший в себя лучшее из советской песенной классики, прошел 2 мая 2005 года на сцене Зала Чайковского и стал премьерой образованного накануне «Театра музыки Светланы Безродной». 

    Успехом у поклонников оркестра пользуются концерты, которые коллектив ежегодно готовит к празднованию Старого Нового года и Дня св. Валентина, первоапрельские «Музыканты шутят». В этих программах участвуют мастера разных жанров и друзья оркестра: артисты театра и кино. Коллектив постоянно выступает в залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ, гастролирует за рубежом. В дискографии коллектива – около 30 альбомов. В 2008 году коллектив удостоен Гранта Правительства РФ.

    Светлана Безродная

    Светлана Безродная – народная артистка России, художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра». Окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (педагоги Игорь Безродный и Абрам Ямпольский) и Московскую консерваторию, где училась у профессоров Абрама Ямпольского и Дмитрия Цыганова (специальность), Василия Ширинского (класс квартета). В студенческие годы Светлана Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем Сергея Прокофьева. По окончании консерватории концертировала, была солисткой «Росконцерта», затем занялась педагогикой. Более 20 лет преподавала в ЦМШ;многие ученики ее класса стали лауреатами международных конкурсов (имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини и др.). В стенах ЦМШ Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.

    В 1989 году Светлана Безродная вернулась на сцену, создав «Вивальди-оркестр». Будучи лидером оркестра, она вновь стала выступать в роли активно концертирующей солистки. Ее партнерами были такие прославленные музыканты, как Иегуди Менухин, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Игорь Ойстрах, Николай Петров, Валентин Фейгин, Маринэ Яшвили, Юлиан Милкис и другие. 

    Светлана Безродная находится в постоянном творческом поиске. Ею накоплен уникальный репертуар коллектива – более 1000 сочинений композиторов разных эпох и стран, начиная с раннего барокко до музыки российского и зарубежного авангарда. Особое место в программах оркестра принадлежит сочинениям Вивальди, И. С. Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Мастерство исполнителей и оригинальные программы с участием академических музыкантов и артистов популярных жанров, эстрады, театра, кино позволили «Вивальди-оркестру» занять свою нишу в концертном пространстве. Светлана Безродная удостоена почетных званий «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996), Благодарности Президента РФ (1995). Лауреат Национальной российской премии «Овация» в области музыкального искусства в номинации «Классическая музыка» (2008). В 2019 году награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, а также за многолетнюю плодотворную деятельность.

    Юрий Беляев

    Юрий Беляев родился в 1947 году в Омской области. В 1975 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Людмилы Ставской) и был принят в Московский театр на Таганке, где проработал 35 лет. В качестве приглашенного артиста сотрудничал с московскими театрами «Эрмитаж» и «Модерн». Среди заметных театральных работ – Шуйский («Борис Годунов»), Коровьев («Мастер и Маргарита»), Неизвестный («Дом на Набережной»), Язон («Медея»), Азеф («Азеф»), Фёдор Васильевич Протасов («Живой труп») и другие роли.

    Юрий Беляев сыграл более чем в 100 фильмах. В числе ролей – Персиваль Фортескью («Тайна “Черных дроздов”»), Никонов («Порох»), Чумаков («Чужие здесь не ходят»), Иван Иванович («Сошедшие с небес»), Александр Васильевич Колчак («Моонзунд»), Александр Григорьевич Крюков («Единожды солгав»), Майкл Стоун («Вельд»), Павел Сергеевич Клюев («Слуга»), Александр II («Цареубийца»), Сухово-Кобылин («Дело Сухово-Кобылина»), Кузьмин («Пьеса для пассажира»), граф де Монсоро («Графиня де Монсоро»), Миронов («Русский бунт»), отец Георгий («Спас под березами»), генерал-лейтенант Романенко («Кремлевские курсанты»), Рудольф Абель («Правительство США против Рудольфа Абеля»), атаман Кирдяга («Тарас Бульба»), генерал Матвей Кузьмич Шапошников («Однажды в Ростове»), Борис Борисович Колотов («Личная жизнь следователя Савельева»), Александр II («Анна Каренина. История Вронского»), Иван Петрович Шуйский («Годунов»), Вольф Мессинг («Ученица Мессинга»), адвокат Виктор Валерьянович Часовой («Досье детектива Дубровского»). 

    Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Удостоен Премии Службы внешней разведки Российской Федерации, премии «Золотой Овен» от Гильдии киноведов и кинокритиков России. Отмечен наградами различных кинофестивалей («Созвездие», «Сполохи», «Бригантина», «Золотой витязь» и др.) за лучшую мужскую роль.

    Праздничный хор Московского Данилова монастыря

    Об уникальном хоре Данилова монастыря впервые упоминалось в стародавних летописях. Позднее в печатных изданиях середины XIX — начала XX века отзывы и статьи о монастырском хоре публиковали выдающиеся деятели русской хоровой культуры П. Г. Чесноков, Д. В. Аллеманов, А. Д. Кастальский. После революции, когда были закрыты многие монастыри и храмы, наместник монастыря и ректор Московской Духовной академии Владыка Феодор Поздеевский пригласил в Данилов монастырь известных певчих из разных хоров. Так был собран «золотой состав» Праздничного хора, который, несмотря на очень сложное для страны время, переживал свой расцвет. Коллектив принимал участие в богослужениях вплоть до 1930-го года и с закрытием монастыря был расформирован.

    Возрождение Праздничного хора осуществилось в 1989 году под руководством регента — игумена Товия (Глазырина). Он пригласил в хор профессиональных певцов, как это было в дореволюционных традициях Данилова монастыря. Вскоре пришел и первый успех: в 1991 году Хор завоевал Гран-при на Международном конкурсе церковной музыки в Будапеште. Впоследствии коллектив не раз выступал на различных международных фестивалях духовной музыки и становился их лауреатом.

    В 1994 году художественным руководителем и бессменным главным регентом Праздничного хора Данилова монастыря становится выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных Георгий Сафонов. С его приходом открылась новая страница в истории коллектива.

    В 1995 году Хор впервые принял участие в концерте Международного фестиваля духовной музыки, который прошел в Рахманиновском зале Московской консерватории. Выступление коллектива получило большой резонанс. С этого момента Хор начинают приглашать для участия в концертах, торжественных мероприятиях и фестивалях духовной музыки в России и за рубежом: в 1997 году Хор совершил свои первые поездки по Сибири и Забайкалью, побывал в Германии, Франции и Италии. В дальнейшем был приглашен на Рождественский и Пасхальный фестивали в г. Санкт-Петербург, посетил Грецию, Америку и Австралию.

    На сегодняшний день Праздничный хор Данилова монастыря — один из ведущих мировых коллективов, исполняющих духовную музыку. В его составе 16 профессиональных певцов, имеющих высшее вокально-хоровое образование. Хор постоянно принимает участие в богослужениях по субботним и  воскресным дням, в торжественных праздничных богослужениях во главе со Святейшим  Патриархом  Московским  и  всея  Руси Кириллом, имеет  большой опыт работы на крупных концертных площадках Москвы  (Концертный зал имени П. И. Чайковского, залы Московской консерватории, Московский международный Дом музыки), является постоянным участником международных конференций и фестивалей церковной музыки, различных благотворительных и молодежных фестивалей. География концертной деятельности хора постоянно расширяется. Коллектив активно гастролирует по городам России: от южных областей до Дальнего Востока. Благодаря своему уникальному репертуару, душевности, искренности и неповторимой манере исполнения, хор Данилова монастыря завоевал любовь зрителей во многих странах мира: в Украине, странах Балтии, Польше, Венгрии, Болгарии, Италии, Греции, Франции, Германии, Англии, Голландии, США, Австралии и Новой Зеландии.

    С коллективом выступали выдающиеся деятели российского искусства ― И. Архипова, А. Эйзен, Б. Штоколов, А. Ведерников, В. Маторин и многие другие ведущие солисты оперных театров России. Хор сотрудничает с известными творческими коллективами, среди которых Государственная академическая хоровая капелла имени М. И. Глинки (Санкт-Петербург), Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Ансамбль Министерства внутренних дел России, оркестры Министерства обороны, Военно-морского флота России, Концертный хор Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, Хор «Русский казак», Хор мальчиков г. Санкт-Петербурга, Детские хоровые студии «Веснянка» и «Радость».

    В репертуаре Хора ― песнопения Великих и двунадесятых праздников, части Всенощного бдения и Божественной Литургии,  песнопения Великого Поста, Рождества Христова и Святой Пасхи,  канты, колядки, духовные стихи, российские военные и исторические песни и гимны, а также романсы, вальсы, народные песни и песни современных авторов, русская и зарубежная классическая музыка. Многое из репертуара записано на диски (их более 20), среди которых «Не отврати лица Твоего», «Ночь тиха над Палестиной», «Литургия св. Иоанна Златоуста» (по напеву Супрасльской лавры 1598 года), «Боже Царя храни»  (гимны и патриотические песни Российской Империи), «Добрый тебе вечер» (рождественские канты и колядки), «Концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршества в России»,  «Духовные стихи и песни русского народа», «Музыка русской души» и многие другие.

    Особое значение Хор придает сотрудничеству с профессором Анатолием Викторовичем Конотопом, пропагандирующим древнерусское певческое искусство в Европе и активно работающим над расшифровкой и обработкой старинных рукописей. Благодаря этому союзу хор Данилова монастыря посещает древние монастыри Македонии и Супрасльскую лавру в Польше, изучает и производит аудиозаписи древних песнопений.

    Праздничный мужской хор – Лауреат международных и всероссийских конкурсов церковной музыки, награжден Патриаршими грамотами и многочисленными дипломами Московской Патриархии и государственных учреждений культуры. В 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присвоил коллективу статус «патриаршего».  12 сентября 2014 года во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил регента хора Данилова монастыря Георгия Сафонова орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.