На разных видах клавишных
инструментов мы продемонстрируем, как развивались некоторые эксперименты в
американской музыке ХХ века: серия моментальных снимков от начала ХХ века до
наших дней. Первая из трех линий программы связана с идеей вторжения в музыку
элементов текущей жизни; начнем мы с Айвза и его «Сонаты на трех страницах».
Айвз известен как экспериментатор в области, которую потом назовут
полистилистикой: его метод — вторжение в музыкальную композицию жизни как
самого деятельного компонента, определяющего и форму, и инструментовку, и
тематизм. Эта идея была развита Кейджем и другими американскими композиторами.
Другая линия программы связана с
тем, как изменилось восприятие музыки с появлением возможности воспроизведения
звука на механических инструментах – пианолах. Пианольные ролики,
существовавшие сначала как средство воспроизведения интерпретаций выдающихся
пианистов, потом как источник музыки для баров, танцев и музыкальных автоматов,
были очень распространены в 1910-20-е годы. Музыка, сочинявшаяся для пианол,
была заведомо экспериментальной, так как создавалась для неживого исполнения.
Первым стал Этюд для пианолы Стравинского 1917 года, за которым последовали и
другие сочинения. Среди американцев одним из первых использовал пианолу Джордж
Антейл. Еще один экспериментатор, сочинявший только для перфорированных роликов
пианолы, — Конлон Нанкэрроу; один из его этюдов будет продемонстрирован на
пианоле. В результате сочинения для пианолы приобрели полноправное место в
современной музыке; сейчас многие композиторы пишут для пианол не только как
для ретро-инструмента, но имея в виду возможность сочетания механической записи
с живым звучанием рояля. Одно из таких сочинений — «Спектральный канон» Джеймса
Тенни.
Третья линия, также связанная с
развитием технологий в первой трети ХХ века, — экспериментальные фильмы, форма
которых созвучна аналогичным экспериментам того времени в музыке. Это «Н2О» с
музыкой, позже сочиненной Кейджем, и «Манхэттен», обозревающий жизнь Нью-Йорка
с небоскребами, мостами и толпами: этот фильм озвучат регтаймы Джоплина и
другая танцевальная музыка того времени. Как клавишный инструмент будет задействована
не только пианола, но и обычный рояль, подготовленный рояль и детское
фортепиано. Из нового времени прозвучат пьесы Джона Лютера Адамса (не путать с
Джоном Адамсом) — композитора с Аляски, близкого к минимализму — и Филипа
Гласса: он известен как автор опер, музыки к фильмам, но у нас почти неизвестны
самые ранние его пьесы, одну из которых мы и представим.
Алексей Любимов
В программе «Американские горки»
мы покажем оригинальное исполнение некоторых регтаймов Скотта Джоплина. Все
привыкли слышать их в самых разных исполнениях, тогда как есть записи,
сделанные непосредственно автором, с его темпами и нюансировкой. Прозвучит
также «Механический балет» Джорджа Антейла, который в нашей стране никогда не
звучал в исполнении механического пианино; между тем, это авторская версия, где
партии четырех инструментов звучат на одном. Четырем пианистам не слишком
удобно играть попарно на двух роялях, а для пианолы таких преград нет.
Первые музыкальные автоматы,
которые воспроизводили на фортепиано музыку по определенной программе, возникли
в середине XIXвека. В 1895 году появилась так называемая пианола —
механические пианино: вначале это было отдельное устройство с деревянными
пальцами, которое подкатывалось к фортепиано. Вначале они работали от
педального насоса, в 1920-е годы появились модели с электроприводом и
устройством, встроенным внутрь инструмента. Изначально пианолой называлось само
подкатное устройство, потом это название закрепилось за механическим пианино.
Появление пианолы открывало возможности воспроизведению на одном инструменте
сочинений для нескольких рук. А главное, теперь можно было слышать со стороны
самого себя и корректировать манеру исполнения, прежде такой возможности не
было. Был даже рекламный слоган у компании Ampico, лицом которой был Рахманинов:
«Я впервые услышал со стороны свою игру». Почему пианолой так заинтересовался Стравинский,
например? В начале пути он не очень хорошо играл, а у него были очень высокие
требования к темпам, и он написал сочинение «Мадрид. Этюд для пианолы», которое
играется в исключительно быстром темпе. А в нашей программе прозвучит его пьеса
Piano-Rag-Music в авторской версии для пианолы.
Александр Зенин