Онлайн-трансляция

Орган плюс. Даниэль Сальвадор

Даниэль Сальвадор орган
Государственный академический камерный оркестр России
Алексей Уткин дирижер

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Онлайн-трансляция Даниэль Сальвадор орган | Алексей Уткин дирижер | Государственный академический камерный оркестр России | Концертный зал имени П. И. Чайковского

Онлайн-трансляция Даниэль Сальвадор орган | Алексей Уткин дирижер | Государственный академический камерный оркестр России | Концертный зал имени П. И. Чайковского

V Международный фестиваль
актуальной музыки
«Другое пространство».
«Американские горки».
От Айвза до Адамса, от пианолы
до препарированного фортепиано

четверг, 19:00

Пётр Айду фортепиано

Алексей Любимов препарированное фортепиано

Александр Зенин пианола

Елисей Дрегалин ударные

В программе:

Кейдж
«Музыка для Александра Колдера»
Сюита для детского пианино

Айвз
«Соната на трёх страницах»

Адамс
«Nunataks (Одинокие пики)»

Стравинский
Piano Rag Music (авторская версия для пианолы)

Гласс
«Музыка в квинтах»

Фелдман
«Фортепиано в четыре руки»

Живая игра на фортепиано, подготовленном фортепиано и детском фортепиано, демонстрация пианольных роликов и экспериментальные фильмы США 1920-х с музыкой на пианоле КауэллДве пьесы для струнного фортепиано Антейл«Механический балет» (Оригинальная версия для пианолы, реконструкция и обработка Дугласа Хендерсона) НанкэрроуЭтюд № 9 для пианолы Тенни«Спектральный канон для Конлона Нанкэрроу» Рэгтаймы Джоплина и других композиторов на пианоле Фильмы: «Манхэттен» (Пол Стрэнд и Чарльз Шилер, 1921 г.), «Н2О» (Ральф Стайнер, 1929 г.)

На разных видах клавишных инструментов мы продемонстрируем, как развивались некоторые эксперименты в американской музыке ХХ века: серия моментальных снимков от начала ХХ века до наших дней. Первая из трех линий программы связана с идеей вторжения в музыку элементов текущей жизни; начнем мы с Айвза и его «Сонаты на трех страницах». Айвз известен как экспериментатор в области, которую потом назовут полистилистикой: его метод — вторжение в музыкальную композицию жизни как самого деятельного компонента, определяющего и форму, и инструментовку, и тематизм. Эта идея была развита Кейджем и другими американскими композиторами.

Другая линия программы связана с тем, как изменилось восприятие музыки с появлением возможности воспроизведения звука на механических инструментах – пианолах. Пианольные ролики, существовавшие сначала как средство воспроизведения интерпретаций выдающихся пианистов, потом как источник музыки для баров, танцев и музыкальных автоматов, были очень распространены в 1910-20-е годы. Музыка, сочинявшаяся для пианол, была заведомо экспериментальной, так как создавалась для неживого исполнения. Первым стал Этюд для пианолы Стравинского 1917 года, за которым последовали и другие сочинения. Среди американцев одним из первых использовал пианолу Джордж Антейл. Еще один экспериментатор, сочинявший только для перфорированных роликов пианолы, — Конлон Нанкэрроу; один из его этюдов будет продемонстрирован на пианоле. В результате сочинения для пианолы приобрели полноправное место в современной музыке; сейчас многие композиторы пишут для пианол не только как для ретро-инструмента, но имея в виду возможность сочетания механической записи с живым звучанием рояля. Одно из таких сочинений — «Спектральный канон» Джеймса Тенни.

Третья линия, также связанная с развитием технологий в первой трети ХХ века, — экспериментальные фильмы, форма которых созвучна аналогичным экспериментам того времени в музыке. Это «Н2О» с музыкой, позже сочиненной Кейджем, и «Манхэттен», обозревающий жизнь Нью-Йорка с небоскребами, мостами и толпами: этот фильм озвучат регтаймы Джоплина и другая танцевальная музыка того времени. Как клавишный инструмент будет задействована не только пианола, но и обычный рояль, подготовленный рояль и детское фортепиано. Из нового времени прозвучат пьесы Джона Лютера Адамса (не путать с Джоном Адамсом) — композитора с Аляски, близкого к минимализму — и Филипа Гласса: он известен как автор опер, музыки к фильмам, но у нас почти неизвестны самые ранние его пьесы, одну из которых мы и представим.

Алексей Любимов


В программе «Американские горки» мы покажем оригинальное исполнение некоторых регтаймов Скотта Джоплина. Все привыкли слышать их в самых разных исполнениях, тогда как есть записи, сделанные непосредственно автором, с его темпами и нюансировкой. Прозвучит также «Механический балет» Джорджа Антейла, который в нашей стране никогда не звучал в исполнении механического пианино; между тем, это авторская версия, где партии четырех инструментов звучат на одном. Четырем пианистам не слишком удобно играть попарно на двух роялях, а для пианолы таких преград нет.

Первые музыкальные автоматы, которые воспроизводили на фортепиано музыку по определенной программе, возникли в середине XIXвека. В 1895 году появилась так называемая пианола — механические пианино: вначале это было отдельное устройство с деревянными пальцами, которое подкатывалось к фортепиано. Вначале они работали от педального насоса, в 1920-е годы появились модели с электроприводом и устройством, встроенным внутрь инструмента. Изначально пианолой называлось само подкатное устройство, потом это название закрепилось за механическим пианино. Появление пианолы открывало возможности воспроизведению на одном инструменте сочинений для нескольких рук. А главное, теперь можно было слышать со стороны самого себя и корректировать манеру исполнения, прежде такой возможности не было. Был даже рекламный слоган у компании Ampico, лицом которой был Рахманинов: «Я впервые услышал со стороны свою игру». Почему пианолой так заинтересовался Стравинский, например? В начале пути он не очень хорошо играл, а у него были очень высокие требования к темпам, и он написал сочинение «Мадрид. Этюд для пианолы», которое играется в исключительно быстром темпе. А в нашей программе прозвучит его пьеса Piano-Rag-Music в авторской версии для пианолы.

Александр Зенин