Памяти Е. Ф. Светланова

    6 сентября 2017, начало в 19:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Шёнберг
    «Просветлённая ночь»
    Шуман
    Концерт для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Симфония № 3

    Уважаемые слушатели, билеты на этот концерт проданы. Обращаем ваше внимание, что следующий концерт Госоркестра России в Большом зале Консерватории состоится 15 сентября

    12+

    Абонемент №63:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

    6 сентября, в день рождения Евгения Светланова, Госоркестр России по традиции посвящает концерт памяти своего легендарного художественного руководителя. За дирижерским пультом в этот вечер – Александр Лазарев. Сегодня маэстро работает с ведущими симфоническими оркестрами и оперными театрами мира. С его именем связана одна из лучших глав в истории Большого театра России, где с 1987 по 1995 гг. он занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра. Лазарев сотрудничал с филармоническими оркестрами Берлина, Мюнхена, Лондона, Осло и Мельбурна, работал в Ла Скала и других знаменитых театрах. С 2008 по 2016 гг. – главный дирижёр Филармонического оркестра Японии. В Концерте Шумана для фортепиано с оркестром будет солировать ирландский пианист Барри Дуглас. «Его техника, не уступающая рахманиновской, его искренность и лирические интонации полностью убеждают меня в том, что более продуманной интерпретации я никогда прежде не слышал» (Sunday Times). Помимо блестящей карьеры пианиста, Барри Дуглас освоил профессию дирижёра, создал свой оркестр Camerata Ireland и возглавляет Клэндбойский фестиваль в Северной Ирландии.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской 

    симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая. 

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Александр Лазарев

    Александр Лазарев – один из ведущих дирижеров нашей страны, народный артист России (1982). Родился в 1945 году, учился у Лео Гинзбурга в Московской консерватории. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, а в следующем году – I премию и золотую медаль на конкурсе имени Караяна в Берлине.

    С 1973 года Лазарев работал в Большом театре, где в 1974 году под его управлением состоялась первая постановка оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер Борис Покровский). В 1978 году Лазарев основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; с Лазаревым Ансамбль исполнил ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 Лазарев удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987-1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. Период работы маэстро во главе Большого отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио, театре Ла Скала в Милане, на Эдинбургском фестивале и театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

    В Большом театре дирижировал операми «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балетами «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.

    Под управлением Лазарева осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Ряд постановок («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») снят телевидением. С Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Консертгебау, лондонский оркестр «Филармония», филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр NHK (Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами театров Ла Монне, Арена ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.

    Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992-1995 гг. он – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-Би-Си, с 1994 – главный приглашенный, с 1997 по 2005 – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале Би-Би-Си Промс и насыщенная гастрольная деятельность. С 2008 по 2016 годы Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и работает над записью симфоний Глазунова.

    Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году дирижер награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко.

    Среди работ Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театра Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.

    «Понятие интерпретации часто подменяется понятием качественного исполнения, и не более того, – говорит Лазарев. – Но это лишь основа: необходимы дирижерская воля, дирижерский посыл, дирижерское видение. Другое дело, что дирижер без оркестра – никто. Они связаны очень крепко, это страстная любовь, которая часто переходит в ненависть. Я слышал много раз, как один оркестр с двумя разными дирижерами звучал, словно два разных оркестра. Вот вам и ответ на вопрос, нужен ли дирижер и зачем».

    Барри Дуглас

    Мировая известность пришла к ирландскому пианисту Барри Дугласу в 1986 году, когда он получил Золотую медаль на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. С тех пор музыкант сделал выдающуюся международную карьеру, он выступает с ведущими симфоническими коллективами, его сольные концерты проходят во многих странах Европы, в США, России и Южной Америке.

    В прошедшем сезоне программы многих выступлений пианиста были посвящены музыке Чайковского — в честь 30-летия победы Барри Дугласа на конкурсе в Москве. Барри дважды исполнил все фортепианные концерты композитора в Дублине и Белфасте с Национальным симфоническим оркестром Телерадиокомпании Республики Ирландия и Ольстерским оркестром. Также он выступил с Первым концертом в сопровождении Лондонского симфонического и Санкт-Петербургского филармонического оркестров. Среди других ангажементов артиста последнего времени — выступления на фестивалях в Лондоне (BBC Proms in the Park), Вербье (Швейцария) и Канадзаве (Япония), концерты с Шотландским симфоническим оркестром BBC, оркестром Halle, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Симфоническим оркестром Берлинского радио, Государственной капеллой Дрездена, Национальным оркестром Франции, Пражским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Брюсселя, Российским национальным оркестром, оркестрами Астурии, Галисии, Белграда, Цинциннати, Сиэттла, Мельбурна и Сингапура, масштабные гастроли по Великобритании с сольными концертами. Недавно Барри Дуглас принимал участие в премьере фортепианного концерта южноафриканского композитора Кевина Воланса с ансамблем современной музыки Birmingham Contemporary Music Group. 

    В 1999 году Барри Дуглас основал и возглавил оркестр «Ирландская камерата» и с тех пор успешно завоёвывает международную репутацию дирижёра. Является художественным руководителем Международного фестиваля оркестра в Clandeboye (Великобритания). С «Ирландской камератой» Барри гастролирует во многих странах мира, в сезоне 2016/2017 состоялись концерты в США и Южной Америке. Дирижировал также оркестром Академия Святого Мартина в полях, оркестрами Белграда, Индианаполиса, Ванкувера, оркестром Московской филармонии, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Новосибирским камерным оркестром, I Pommerigi di Milano, Литовским камерным оркестром и другими коллективами. 

    Барри Дуглас — эксклюзивный артист фирмы Chandos. Недавно он завершил запись всех сочинений для фортепиано соло Иоганнеса Брамса, — все шесть выпущенных альбомов получили высокую оценку критиков. Как писал обозреватель из International Record Review, «записи Барри Дугласа имеют все шансы стать эталонными». В настоящее время пианист работает над новым проектом, посвящённым сочинениям для фортепиано соло Франца Шуберта. Также недавно фирмой Chandos были выпущены два диска с ирландской музыкой в собственных обработках Барри Дугласа. 

    Заслуги артиста в музыкальном искусстве отмечены государственными наградами и почётными званиями, в том числе Орденом Британской империи (2002). 

    Барри Дуглас родился в Белфасте, где обучался игре на фортепиано, кларнете, виолончели и органе. В 16 лет он брал уроки у Фелиситас Ле Винтер — воспитанницы Эмиля фон Зауэра, который в свою очередь был учеником Ференца Листа. Затем учился в лондонском Королевском колледже музыки у Джона Барстоу и частным образом у Марии Курчо, ученицы Артура Шнабеля. Совершенствовался у Евгения Малинина в Париже, где также обучался дирижированию у Марека Яновского и Ежи Семкува. До своей сенсационной победы на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, Барри Дуглас был удостоен Бронзовой медали на конкурсе Вэна Клайберна в Техасе (США) и высшей награды на конкурсе имени Паломы О’Ши в Сантандере (Испания).

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    9 ноября в 19:00
    Большой зал Консерватории
    25 декабря в 19:00
    Большой зал Консерватории
    20 февраля в 19:00