Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Томоми Нисимото

    28 июня 2018, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5
    Симфония № 6 («Патетическая»)

    12+

    Купить билеты
    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской 

    симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая. 

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Томоми Нисимото

    Томоми Нисимото – художественный руководитель и главный дирижёр токийского IlluminArt Philharmonic Orchestra, музыкальный директор и главный дирижёр токийского Royal Chamber Orchestra, приглашённый профессор Колледжа музыки в Осаке.

    Она получила образование в Осакском колледже музыки как композитор, а затем окончила факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, где училась у Ильи Мусина и Виктора Федотова.

    Томоми Нисимото сотрудничала с известными оркестрами и театрами, выступала на престижных фестивалях в тридцати странах мира.

    Её творчество известно российскому слушателю: она сотрудничала с Театром оперы и балета имени М. П. Мусоргского, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония». Томоми Нисимото дирижировала практически всеми крупными японскими коллективами, в числе которых симфонические оркестры Токио, Хиросимы, Саппоро, филармонические оркестры Токио, Осаки и многие другие.

    Успешное выступление с Брукнер-оркестром Линца открыло для музыканта путь на европейские сцены. Значительных художественных успехов Т. Нисимото достигла в сотрудничестве с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Филармоническими оркестрами Монте-Карло и Будапешта, Оркестром филармонии имени Джордже Энеску, Латвийским национальным симфоническим и Литовским камерным оркестрами, ГАСО Республики Беларусь и другими коллективами. В 2010 году она дебютировала в США – на концерте с Американским симфоническим оркестром в Карнеги-холле, – а через год началось плодотворное сотрудничество с Уэстчестерским симфоническим оркестром. С 2014 года она регулярно гастролирует в Южной Америке.

    Томоми Нисимото получила признание не только как симфонический, но и как оперный дирижёр. Она руководила театральными постановками во многих странах, в том числе в Венгерском государственном оперном театре, Пражской государственной опере и в Одесском национальном театре оперы и балета. В числе ярких проектов – оригинальные постановки в традиционной японской театральной стилистике «но» («ногаку») оперы «Мадам Баттерфляй» Пуччини и современной оперы «Сотоба Комати» («Надгоробие Комати») по пьесе Юкио Мисимы (композитор – Эйко Орита).

    Дирижёра постоянно приглашают принять участие в международных музыкальных фестивалях, включая летние в Дубровнике и Сплите (Хорватия), “Prague Proms” (Чехия), Музыкальный фестиваль в Вильнюсе (Литва). С 2013 года она выступает на Музыкальном фестивале в Ватикане, где представила восстановленные «орасё» (orasho) – песнопения и молитвы японских «Тайных христиан» (Kakure Kirishitans), принесённые в Японию Св. Фанциском Ксаверием, первым католическим миссионером на островах. За этот проект в 2014 году Т. Нисимото была удостоена почётной премии Ватиканского фонда музыки, став самым молодым обладателем этой награды.

    Также Томоми Нисимото была присуждена стипендия Японского Агентства по культуре. Она является обладательницей почётной докторской степени Университета в Мацумото, первым Почётным послом Хирадо в префектуре Нагасаки, первым Международным культурным послом Осаки.

    Достаточно обширна её общественная деятельность. Дирижёр принимала участие в различных мероприятиях на высшем уровне, посвящённых значительным историческим или политическим событиям. В их числе концерты в честь 1300-летия древней японской столицы Хэйдзё-кё (также известна как столица Нара); 1200-летия горы Коя-сан – одного из древних центров буддийской культуры, где расположено множество храмов и монастырей; открытие Концертного зала в Л’Акуиле (Италия), возведённого при финансовом участии японского правительства после разрушительного землетрясения 2009 года; концерты в честь 120-летия дипотношений между Японией и Бразилией и 50-летия

    нормализации отношений между Японией и Южной Кореей. В июне 2018 года она приглашена дирижировать Национальным симфоническим оркестром Китая в ознаменование 40-летия подписания Китайско-японского договора о мире и дружбе.

    Еще в 2004 году журнал Newsweek Japan назвал Нисимото в числе «100 самых авторитетных японцев в мире». Она работала на форуме «Молодых глобальных лидеров» в рамках Всемирного экономического форума в Давосе (2007); в 2015 и 2016 годах участвовала в мероприятиях по подготовке Японии к саммиту «Большой семёрки».

    В 2012 году Томоми Нисимото закончила Правительственную школу Джона Кеннеди – факультет Гарвардского университета, готовящий специалистов в области государственного управления, экономического развития и политологии.