Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    IX Большой фестиваль РНО

    11 сентября 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Михаил Плетнёв
    Московский синодальный хор
    Люка Дебарг (фортепиано)

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнёв 

    Партия органа – Леонид Огринчук

    В программе:
    Бизе
    Сюита из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (составитель М.Плетнёв)
    Равель
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    «Дафнис и Хлоя» – сюита из музыки балета
    Скрябин
    «Прометей» («Поэма огня») для фортепиано, хора и оркестра


    Генеральный спонсор концерта:




    Уважаемые слушатели, обращаем ваше внимание, что на этот концерт бронирование билетов осуществляться не будет. Вы можете приобрести билеты на сайте или в любой кассе Филармонии.

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №19:

    IX Большой фестиваль РНО

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) заслужил право называться первым и единственным. Это первый негосударственный оркестр в нашей стране и единственный коллектив из Москвы, включенный в 2008 году авторитетным журналом Gramophone в рейтинг двадцати лучших симфонических оркестров мира. Невероятное достижение для оркестра, которому на тот момент не было и двадцати лет: РНО был создан Народным артистом России Михаилом Плетневым в 1990 году, основу коллектива составили лучшие оркестранты столицы.

    С первых лет работы РНО внимание публики привлекли масштаб и необычный характер осуществляемых им проектов. РНО стал первым российским оркестром, выступившим в Израиле и Ватикане, где ему аплодировал Папа Римский. В 1996 году РНО играл на открытии летних Олимпийских игр в Атланте и Экономического Форума в Давосе, на фестивале BBC Proms в Лондоне. «Самым убедительным послом новой России» назвала РНО американская пресса. А когда столичные оркестры в середине девяностых практически прекратили выезды в провинцию, РНО начал проводить Волжские турне, играя для жителей Саратова, Самары, Ульяновска, Казани, Волгограда, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Ярославля. 

    Коллектив сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями – такими как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кент Нагано, Мстислав Ростропович, Пааво Берглунд, Антонио Паппано, Зубин Мета, Марта Аргерих, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Джеймс Гэлуэй, Дейв Брубек, Николай Цнайдер, Гил Шахам, Джулия Фишер, Джошуа Белл, Алексей Любимов, Инго Метцмахер, Альберто Дзедда, Лора Клейкомб, Монтсеррат Кабалье, Дмитрий Хворостовский, Бэлла Давидович, Джошуа Белл, Семен Бычков, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

    В 1991 году вышел первый компакт-диск РНО (Шестая симфония Чайковского); журнал Gramophone назвал запись симфонии лучшей в истории. С тех пор РНО выпустил более 80 CD в сотрудничестве с фирмами Deutsche Grammophon, PentaTone Classics и другими. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, получившим «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнева, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Седьмой симфонии Шостаковича под управлением Пааво Ярви завоевала ряд наград, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, и была номинирована на премию «Грэмми».

    С 2002 по 2011 гг. с оркестром на постоянной основе сотрудничал дирижер Владимир Юровский. Под управлением Юровского РНО стал играть больше музыки ХХ века – в том числе сочинения Цемлинского, Дебюсси, Шимановского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Сильвестрова, Тернеджа, Адамса, Пярта. В 2009 году коллектив получил статус государственного. С 2009 года ежегодно проходит Большой фестиваль РНО: уникальный форум, в центре которого – не фигура исполнителя или композитора, а оркестр и его солисты. За прошедшие годы гостями фестиваля становились Владимир Юровский, Альберто Дзедда, Томас Зандерлинг, Ален Альтиноглу, Элен Гримо, Стивен Хаф, Гидон Кремер, Роби Лакатош, Изабель Фауст, Сара Чанг, Виктория Муллова, Веселина Казарова, Лора Клейкомб, Лоренс Браунли, Миша Брюггергосман, Патрисия Бардон, Ольга Перетятько, Сергей Лейферкус, Людмила Монастырская, Анжела Мид, Морган Пирс и другие.

    В сентябре 2007 года оркестр дал мемориальный концерт в Беслане, весной 2009 года –благотворительный концерт в Белграде. Весной 2010 года оркестр был главным участником международного проекта «Три Рима», охватившего Москву, Стамбул и Рим. Кульминацией проекта стал концерт русской музыки в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. В феврале 2014 года концертом РНО в Милане открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Два месяца спустя РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства в Барселоне. В июне 2014 года РНО во главе с Михаилом Плетневым провел фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке. В сентябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Рахманинова. В его рамках состоялись три вечера камерной музыки с участием солистов РНО.

    В сезоне 2015/16 оркестр отметил 25-летие серией юбилейных концертов и гастролей.


    Михаил Плетнёв

    Пианист, дирижер, композитор Михаил Плетнёв родился в 1957 году в Архангельске. Учился в музыкальной школе при Казанской консерватории, затем в ЦМШ при Московской консерватории. В 16 лет стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже.

     С 1974 по 1979 гг. обучался в Московской консерватории у профессора Якова Флиера, после его смерти - у профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году закончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 - I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. Так началась мировая карьера Плетнёва – пианиста: он выступал на лучших сценах мира как с сольными программами, так и с лучшими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Парижа и другими. Играл под управлением Клаудио Аббадо, Бернарда Хайтинка, Лорина Маазеля, Зубина Меты, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Карло Марии Джулини, Курта Зандерлинга, Леонарда Слаткина и других. По оценке журнала BBC Music Magazine, Плетнёв «исполняет каждое сочинение как свое собственное... подобное вряд ли под силу любому другому пианисту».

    В 1980 году Плетнёв дебютировал как дирижер. В 1990 году основал Российский национальный оркестр (РНО), с чего начался взлет дирижерской карьеры Плетнёва. Под его руководством коллектив завоевал репутацию коллектива международного класса (в 2008 включен журналом Gramophone в двадцатку сильнейших оркестров мира). В 2006 году маэстро объявил о перерыве в своей пианистической деятельности и сосредоточился на дирижировании. Он выступает с Малеровским камерным оркестром, амстердамским Консертгебау, симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Лондонским и Токийским филармоническими, оркестром NHK и другими. В 2008 году занял пост приглашенного дирижера Оркестра Итальянской Швейцарии в Лугано. В работе с РНО Плетнев отдает предпочтение монографическим программам, посвященным Мендельсону, Вагнеру, Малеру, Римскому-Корсакову, И.С.Баху, Шуберту, Шуману. С конца 2012 года вновь выступает как пианист.

    В октябре 2007 года состоялся дебют Плетнёва в качестве оперного дирижера на сцене Большого театра с «Пиковой дамой» Чайковского. Вскоре на сцене Концертного зала имени Чайковского (КЗЧ) было осуществлено концертное исполнение опер Рахманинова, а в мае 2008 года в Архангельском была представлена опера Римского-Корсакова «Майская ночь». Продолжением темы стало исполнение оперы Бизе «Кармен» в феврале 2009 года. В том же году по инициативе маэстро впервые прошел Большой фестиваль РНО, важное место в программе которого занимают оперы в концертном исполнении. Под управлением Плетнёва на фестивале звучали «Волшебная флейта» Моцарт, «Золушка» Россини, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.

    Значительное место в творческой деятельности Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена. В апреле 2007 года Плетнёв отметил 50-летие, приурочив к этой дате концертную программу в КЗЧ, состоявшую только из его произведений. Запись одного из них, Fantasia Elvetica для двух фортепиано с оркестром, позже вышла на альбоме из серии «Марта Аргерих и друзья».

    В 2014 году Плетнёв выступил инициатором фестиваля музыки Рахманинова, состоявшегося в июне в музее-усадьбе композитора в Ивановке. Второй фестиваль состоялся в сентябре 2016 года. Деятельность Народного артиста России, лауреата Государственных премий Михаила Плетнёва отмечена многими российскими и международными наградами, от «Триумфа» до «Грэмми», а также орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. С 2006 по 2010 гг. входил в Совет по культуре и искусству при Президенте РФ.


    Московский синодальный хор

    Московский синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Первоначально в состав хора входили только мужчины духовного звания. Позже, с распространением в России многоголосного пения, появились детские голоса (альты и дисканты). Хор славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров.

    Подлинного расцвета Синодальный хор достиг в конце XIX – начале XX века, когда его возглавляли выдающиеся деятели русской музыкальной культуры — С. В. Смоленский, В. С. Орлов, А. Д. Кастальский, H. M. Данилин. Если прежде деятельность хора ограничивалась рамками церковного пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Репертуар хора включал произведения европейских классиков – Баха, Моцарта, Бетховена, русских композиторов – П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, светские произведения и обработки русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для Синодального хора. В 1911 Синодальный хор под руководством H. M. Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом русской хоровой культуры. Восторженно отзывались о Синодальном хоре А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме.

    С приходом к власти большевиков и началом гонений на церковь хор прекратил свое существование (1919).

    Нынешний Московский Синодальный хор начал свое возрождение весной 2009 года с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма «Всех скорбящих радость». Синодальный хор возрождается на базе хора храма «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в Москве, где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева. В настоящее время в составе коллектива 80 певцов.

    Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами в Москве, России и за рубежом. Хор сотрудничает с Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского; принимает участие в программе Пасхального фестиваля, участвует в ответственных международных церковных проектах.

    Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков, хормейстер – Ольга Ушакова.

    Алексей Пузаков родился в 1966 году в Москве.

    В 18-летнем возрасте был принят на работу на должность чтеца и алтарника, а в 19 лет становится вторым после Н. В. Матвеева регентом, управляя левым клиросом в храме «Всех скорбящих радость» в Москве.

    А. Пузаков руководил архиерейским хором Виленской и Литовской епархии, служил регентом в церкви Воскресения на Ваганьковском кладбище, в Николо-Кузнецком храме.

    В 1994 году основал и возглавил церковно-государственный хор Третьяковской галереи. С 2009 Алексей Пузаков руководит Московским синодальным хором.

    Люка Дебарг

    Имя молодого французского пианиста Люки Дебарга стало известно любителям музыки во время XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве в июне 2015 года. Блестяще исполнив программы I и II туров, он завоевал сердца московской публики и считался главным фаворитом конкурса. Из-за относительно неудачного выступления в финале (с симфоническим оркестром Люка играл впервые в жизни) ему была присуждена лишь IV премия. Тем не менее, Люка Дебарг был признан главным открытием состязания и стал обладателем престижной премии Ассоциации музыкальных критиков Москвы как «музыкант, чье уникальное дарование, творческая свобода и красота музыкальных трактовок произвели большое впечатление на публику и критику».

    Сразу же после конкурса Люка Дебарг получил приглашения выступить с сольными концертами и с оркестрами в самых престижных концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, Франции, Канады, Италии, Германии, Англии, США, Мексики, Японии, Кореи, Китая с ведущими оркестрами под управлением таких известных дирижеров, как Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Владимир Федосеев, Туган Сохиев, Андрей Борейко, Гидон Кремер и другие.

    В марте 2016 года на лейбле SonyClassical вышел первый компакт-диск пианиста, с записями произведений Скарлатти, Шопена, Листа и Равеля. В сентябре 2016 г. выпущен его второй диск с произведениями Метнера, Бетховена и Баха (также на SonyClassical).

    Люка Дебарг родился в 1990 г. Заниматься музыкой начал в 11 лет в консерватории г. Компьень у Кристин Мюенье. Но лишь спустя 10 лет, получив диплом бакалавра и закончив литературный факультет парижского университета «Дидро 7», он решил начать занятия по фортепиано на профессиональном уровне и поступил в консерваторию г. Бовэ в класс Филиппа Тамбурини. Через год, в 2011-м, продолжил обучение в консерватории г. Руэль-Мальмезон, где встретился с известным педагогом Реной Шерешевской, ученицей проф. Льва Власенко в Московской консерватории. Эта встреча стала решающей в карьере Дебарга: обнаружив в нем яркое дарование пианиста с большим будущим, Шерешевская  приняла юношу в свой класс в Парижской Высшей школе музыки им. Альфреда Корто (École normale de musique de Paris).

    «Я сразу поняла, что он абсолютно уникален, причем не только в музыке», — говорит Шерешевская о своем воспитаннике, вспоминая первые впечатления от его игры.

    В 2014 г. Люка Дебарг стал лауреатом I премии на IX Международном конкурсе пианистов в Гайаре (Франция).

    Люка Дебарг увлекается литературой, живописью, кино, джазом, сам пишет музыку. Постоянно расширяя концертный репертуар, он тщательно отбирает произведения для своих программ, постоянно работая над интерпретациями исполняемых сочинений.  Обладая творческим подходом ко всему, чем он занимается и увлекается, пианист проявляет серьезный интерес к музыке русских композиторов, малоизвестных за пределами России — таких, как Метнер, Рославец, Майкапар и других.

    В 2016 г. Люка Дебарг окончил Высшую школу музыки им. Корто, получив «Высший диплом» и специальную «Премию Корто», присуждаемую лучшим выпускниками единогласным решением жюри. В настоящее время он продолжает занятия с Реной Шерешевской в аспирантуре этого учебного заведения, одновременно получая степень «Лисанс» (бакалавра) в Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    27 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    2 октября в 19:00