К 85-летию оркестра. Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Владимир Федосеев, Джон Лилл : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К 85-летию оркестра.
    Большой симфонический оркестр
    имени Чайковского,
    Владимир Федосеев, Джон Лилл

    28 февраля 2016

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Прокофьев
    Симфония № 1 («Классическая»)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Рахманинов
    «Симфонические танцы»

    12+

    Абонемент №69:

    «ХХ век. Начало». Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. К 85-летию оркестра

    Джон Лилл

    Джон Лилл единогласно признан одним из ведущих пианистов современности.  За свою почти полувековую карьеру пианист побывал более чем в 50 странах с сольными концертами и выступил в качестве солиста с лучшими оркестрами мира. Ему рукоплескали концертные залы Амстердама, Берлина, Парижа, Праги, Рима, Стокгольма, Вены, Москвы, Санкт-Петербурга, городов стран Азии и Австралии.

    Джон Лилл родился 17 марта 1944 года в Лондоне. Его редкий талант проявился очень рано: первый сольный концерт он дал в 9 лет. Лилл учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне у Вильгельма Кемпфа. Уже в 18 лет он исполнил Концерт  № 3 Рахманинова с оркестром под управлением сэра Адриана Боулта. Вскоре последовал блестящий дебют в Лондоне с Концертом № 5 Бетховена в RoyalFestivalHall. В 1960-х годах пианист стал обладателем множества премий и призов на престижных международных конкурсах. Самым высоким достижением Лилла считается победа на IV Международном конкурсе им. Чайковского в Москве в 1970 году (поделил I премию с В. Крайневым).

    Широчайший репертуар Лилла включает более 70 фортепианных концертов (все концерты Бетховена, Брамса, Рахманинова, Чайковского, Листа, Шопена, Равеля, Щостаковича, а также Бартока, Бриттена, Грига, Вебера, Мендельсона, Моцарта, Прокофьева, Сен-Санса, Франка, Шумана). Он прославился, в частности, как выдающийся интерпретатор сочинений Бетховена. Полный цикл из его 32 сонат пианист не раз исполнял в Великобритании, США и Японии. В Лондоне он дал более 30 концертов на ВВС Proms и регулярно выступает с главными симфоническими оркестрами страны. За пределами Великобритании он гастролировал с Лондонским филармоническим и симфоническим оркестрами, Симфоническим оркестром ВВС, оркестрами Бирмингема, Галле, Шотландским королевским национальным оркестром и Шотландским симфоническим оркестром ВВС. В США — с симфоническими оркестрами Кливленда, Нью-Йорка, Филадельфии, Далласа, Сиэттла, Балтимора, Бостона, Вашингтона, округа Колумбия, Сан-Диего.

    Среди недавних выступлений пианиста — концерты с симфоническим оркестром Сиэттла, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Лондонским филармоническим и Чешским филармоническим оркестром. В сезоне 2013/2014,  в ознаменование своего 70-летия, Лилл сыграл цикл сонат Бетховена в Лондоне и Манчестере, а также выступил с сольными концертами в BenaroyaHall в Сиэттле, Национальном концертном зале Дублина, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, совершил тур по Великобритании с Королевским филармоническим оркестром (выступив, в том числе, в RoyalFestivalHall), дебютировал с оркестром Национального центра исполнительских искусств Пекина и Венским Тонкюнстлер-оркестром. Снова играл с оркестрами Галле, Национальным оркестром ВВС Уэльса, Шотландским королевским национальным оркестром и Борнемутским симфоническим оркестром.

    В декабре 2013 года Лилл выступил в Москве, на фестивале «Владимир Спиваков приглашает…», исполнив за два вечера все пять Концертов для фортепиано с оркестром Бетховена с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова.

    Многочисленные записи пианиста сделаны на лейблах DeutscheGrammophon, EMI (полный цикл концертов Бетховена с Королевским шотландским оркестром под управлением А. Гибсона), ASV (два концерта Брамса с оркестром Галле под управлением Дж. Лакрана; все сонаты Бетховена), PickwickRecords (Концерт № 1 Чайковского с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Дж. Джадда). 

    Не так давно Лилл записал полное собрание сонат Прокофьева на ASV; полное собрание концертов Бетховена с оркестром Бирмингема под управлением В. Веллера и его же багателей на Chando; Фантазию М. Арнольда на тему Джона Фильда (посвящена Лиллу) с Королевским филармоническим оркестром под управлением В. Хендли на Conifer; все концерты Рахманинова, а также его самые известные сольные сочинения на NimbusRecords.В числе последних записей Джона Лилла — произведения Шумана на лейбле ClassicsforPleasure и два новых альбома на Signumrecords, включающие сонаты Шумана, Брамса и Гайдна. 

    Джон Лилл — почетный доктор восьми университетов Великобритании, почетный член ведущих музыкальных колледжей и академий. В 1977 году он удостоен звания Офицера Ордена Британской Империи, а в 2005-м — Командора Ордена Британской Империи за заслуги в области музыкального искусства.

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.

    В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). 

    Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

    В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди.

    Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя.

    Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Оперы Цюриха (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга. 

    Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является почти полвека. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с русскими и западными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым). 

    Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена и Чайковского, симфонии Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса и Глазунова, симфонии Шостаковича.

    Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный профессор Московской консерватории. 

    Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», орден Славы и чести I степени, орден «За заслуги в культуре и искусстве», золотая медаль Российской академии художеств, золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия». В 2023 году Владимир Федосеев стал лауреатом Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в номинации «Дирижер года».