Звёзды мировой оперы в Москве

    3 марта 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
    Каватина Эдоардо из оперы «Матильда ди Шабран»
    Ария Арзаче из оперы «Семирамида»
    Увертюра к опере «Семирамида»
    Речитатив и ария Танкреда из оперы «Танкред»
    Увертюра к опере «Итальянка в Алжире»
    Каватина Изабеллы из оперы «Итальянка в Алжире»
    Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник»
    Увертюра к опере «Севильский цирюльник»
    Речитатив и рондо Изабеллы из оперы «Итальянка в Алжире»


    12+

    Абонемент №6:

    Звёзды мировой оперы в Москве

    Мари-Николь Лемьё

    Мари-Николь Лемьё получила признание после победы на Международном конкурсе Королевы Елизаветы в Брюсселе (2000). За прошедшие годы Мари-Николь завоевала репутацию одной из ведущих певиц-контральто на современной сцене. Выступает на лучших сценах мира: в государственных операх Берлина, Вены и Мюнхена, Театре Елисейских Полей в Париже и Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне, Ла Скала в Милане и Ля Монне в Брюсселе, театрах Роттердама, Женевы, Тулузы, Франкфурта, Монреаля, в амстердамском Консертгебау и др. Сотрудничает с известными дирижёрами, среди которых Алан Кёртис, Даниеле Гатти, Пааво Ярви, Курт Мазур, Кент Нагано, Антонио Паппано, Мишель Плассон, Шарль Дютуа, сэр Невилл Мэрринер, Рене Якобс, Бернард Хайтинк, Марк Минковски, Жан-Кристоф Спинози, Бернар Лабади, Франц Пауль Деккер, Джанандреа Нозеда, Микаэль Шёнвандт, Марк Сустро, Пинхас Цукерман и другие.

    Мари-Николь Лемьё достигла особой популярности как исполнительница музыки барокко, в том числе партий в операх Генделя («Юлий Цезарь», «Орландо» и «Ариодант»), Вивальди («Гризельда», «Неистовый Роланд») и Монтеверди («Возвращение Улисса на родину»). В репертуаре певицы также сочинения Гайдна и Бетховена, Моцарта и Россини, Берлиоза и Дебюсси, Доницетти и Пуччини, Вагнера и Верди, Гуно и Русселя, Онеггера и Малера, Элгара и Дюпарка, Баха и Брамса.

    Выступает в сопровождении ведущих коллективов мира – Национального оркестра Франции, Немецкого симфонического оркестра Берлина, филармонических оркестров Лондона, Лос-Анджелеса, Роттердама, Симфонического оркестра Монреаля, коллективов старинной музыки – «Музыкантов Лувра», Ансамбля «Матеус» (Франция), Камерного оркестра Les Violons du Roy, оркестра барочной музыки «Тафельмузик» (Канада), «Академии старинной музыки» (Великобритания) и Modo Antiquo (Италия). Среди её партнёров также французский контратенор Филипп Жарусски, клавесинист Люк Бусежур и пианист Майкл Мэкмен.

    Эксклюзивный артист французского лейбла Naïve, где записала около двадцати дисков, исполнив главные партии в опере Генделя «Юлий Цезарь» с ансамблем Il Complesso Barocco под управлением Алана Кёртиса, операх «Гризельда» и «Неистовый Роланд» Вивальди (последний диск, записанный с ансамблем «Матеус» под управлением Жана-Кристофа Спинози, удостоен премии «Музыкальные победы» как лучшая запись барочной музыки). Сольный диск Лемьё Ne me refuse pas получил престижную награду «Лучшая международная сольная запись» от Академии Шарля Кро. В числе последних записей певицы для Naïve – диск La passion Lemieux, куда вошли арии и дуэты из опер Генделя, Глюка, Сен-Санса, Вивальди, Моцарта, Оффенбаха и Берлиоза, Chansons Perpetuelles с песнями Вольфа, Форе, Рахманинова, Кёклена, а также «Лирическая сюита» Берга со струнным квартетом Diotima.

    Певица удостоена премий: имени Вирджинии Паркер «Лучшему молодому музыканту» от Министерства культуры Канады, имени Георга Шолти, четырех канадских наград Opus от Музыкального совета Квебека, «Джуно» (канадский аналог «Грэмми») в номинации «Классический альбом года» за альбом «Реквием Моцарта» и других.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Жан-Мари Зейтуни

    Жан-Мари Зейтуни считается одним из самых ярких дирижёров своего поколения благодаря темпераментному стилю дирижирования и обширному репертуару, включающему произведения от барокко до современности. Окончил Консерваторию Монреаля по специальностям дирижирование, ударные инструменты и композиция. Возглавляет камерный оркестр I Musici de Montréal, художественный руководитель Музыкального фестиваля Колорадо. Был также художественным руководителем Симфонического оркестра Коламбуса (Огайо, США), оперного театра в Центре искусства и творчества Банфа (Канада), ассистентом дирижёра и хормейстером Оперного театра Монреаля, а также руководителем его специальной программы Atelier lyrique для канадских оперных певцов.

    В качестве хормейстера сотрудничал с Симфоническим оркестром и Оперным театром Квебека, занимал пост художественного руководителя оперной мастерской и оркестра Университета Лаваля. На протяжении десятилетия сотрудничал с франко-канадским Камерным оркестром Les Violons du Roy. Осуществил многочисленные постановки в оперных театрах Монреаля, Квебека, Банфа, Калгари, Эдмонтона (Канада), Цинциннати, Сент-Луиса (США), в Театре Капитолия Тулузы.

    Выступал с ведущими коллективами Канады – оркестрами Монреаля, Торонто, Квебека, Калгари, Ванкувера, Виннипега, Галифакса, Виктории, Китченера-Ватерлоо, с оркестром Национального центра искусств (Оттава) и Барочным оркестром Arion (Монреаль). Дирижировал оркестрами Хьюстона, Монтерея, Сан-Антонио, Омахи, Гонолулу, Хантсвилла, Цинциннати, Сиэтла, Феникса, Детройта (США), хором и камерным оркестром Общества Генделя и Гайдна в Бостоне, Филармоническим оркестром Марселя (Франция). Регулярно участвует в фестивалях Ланодьер, в Элоре (Канада), Mostly Mozart (Нью-Йорк, США) и многих других.

    В сезоне 2016/17 дебютирует с Российским национальным оркестром в Москве и в парижском Театре Елисейских полей. Продолжит сотрудничество с Национальным оркестром Монпелье, оркестром Национальной оперы Лотарингии (Франция), оркестрами Эдмонтона (Канада), Орегона (США) и Тихоокеанским симфоническим (США).