Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Поль Гоген

    5 февраля 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Жанна Дозорцева (автор цикла, ведущая)
    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
    Дирижёр – Ксения Жарко
    Михаил Рыба (фортепиано)

    Михаил Облезов (кларнет)

    В программе:
    Мийо
    «Бразильера» из сюиты «Скарамуш» (редакция для кларнета и симфонического оркестра)
    Балакирев
    «Исламей» (оркестровая редакция А.Ляпунова)
    Сен-Санс
    «Африка» – фантазия для фортепиано с оркестром
    Бородин
    «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

    12+

    Абонемент №66:

    Музыка, живопись, жизнь. Воскресные дневные симфонические концерты

    Эжен Анри Поль Гоген – французский живописец, скульптор и график, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

    Его картины узнаваемы даже теми, кто далек от искусства – сочные тона, контрастность цветов, нарочито простые линии и, главное, невероятная жизненная сила свойственны даже ранним полотнам, написанным до отъезда в Океанию. Экзотические темы творчества, впрочем, были предопределены самой линией жизни. Отец будущего художника Кловис Гоген был политически-активным журналистом, мать Алина Мария родилась в Перу в богатой семье, а ее мать – Флора Тристан – являлась автором книги «Скитания парии», посвященной идеям утопического социализма. Когда Полю был год от роду, семья бежала в Перу после неудавшегося антимонархического переворота, однако отец умер на пароходе от сердечного приступа. До семи лет Поль воспитывался в семье матери, и это беззаботное пребывание в окружении тропиков сказалось на всей его жизни и творчестве. По возвращении во Францию Гоген не выдерживает конкурса в Мореходное училище и нанимается в плавание в качестве курсанта, или ученика лоцмана – за шесть лет юноша побывал в Индии, Южной Америке, Средиземном море и северных морях. По возвращении в Париж Гоген работает на бирже, удачно женится (в дальнейшем в семье рождаются пятеро детей), начинает писать картины, завоевывая признание в творческих кругах. Но – спустя десять с небольшим лет Поль Гоген оставляет семью и посвящает себя творчеству, общаясь с художниками (он дружил с Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Винсентом Ван Гогом) и живя в разных местах Франции, на острове Мартиника в Карибском море, в Панаме. В конце концов, в 1891 году он уезжает на Таити, где с небывалой силой раскрывается его талант. Только за первый год Гоген создал 80 полотен. Художник женится на молодой таитянке, пишет рассказы, работает журналистом. Именно здесь появляются лучше его работы, отображающие жизнь и верования народов Океании («Женщина, держащая плод», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»).

    Слава пришла к Гогену после смерти и сегодня его имя – в ряду самых ярких творцов ХХ века. О нем повествует роман Сомерсета Моэма «Луна и грош», сняты фильмы «Волк на пороге» (1986) и «Найденный рай» (2003), а некоторые картины художника («Когда свадьба») являются одними из самых дорогих когда-либо проданных художественных полотен.

    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году за дирижёрский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством Маэстро приобрёл свою неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощённость, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворённостью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

    «Юрий Башмет уже много лет идёт наперекор любым правилам и стандартам… Он – музыкант, который может всё… Оркестр буквально заворожил зал трагической и прекрасной музыкой…» («Комсомольская правда»). «Музыканты были творцами, ведомыми своим маэстро. Башмет позволял, больше того — просил их творить. Название “Новая Россия” как символ духовной свободы поистине оправдано оркестром. Перед зрителями явило себя сообщество красиво и творчески раскрепощённых людей» («МК Саратов»). 

    С оркестром сотрудничают прославленные дирижёры и исполнители, среди которых Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Владимир Овчинников, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, сэр Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, Анита Рачвелишвили, Мерав Барнеа, артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актёры Константин Хабенский, Сергей Безруков. 

    «...Оркестр “Новая Россия” доставил наслаждение публике своей отточенной техникой исполнения, глубокой музыкальностью и очень интересной интерпретацией...» («Майн Эхо», Франкфурт). 

    С 2002 года оркестр дал более 650 концертов в России и за рубежом. Музыкантам «Новой России» рукоплескали слушатели в городах Поволжья, Золотого кольца, Урала, Сибири, Московской области, Прибалтики, Азербайджана, Белоруссии и Украины, а также Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Греции, Индии, Испании, Италии, Польши, Турции, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии, Южной Кореи. 

    «Оркестр продемонстрировал исключительное качество: абсолютную слаженность, точность и разнообразие глубины звука, полного нежности, страсти и безудержного накала» (Corriere della Sera). «Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего Pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (Neues Volksblatt, Линц). 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений таких композиторов, как Дж. К. Менотти, А. Шнитке, Э. Денисов, М. Таривердиев, С. Губайдулина, Г. Канчели, А. Чайковский, Тан Дун, Ж. Л. Понти, Т. Такемицу, М. Фелдман, И. Райхельсон, Х. Ротт, Э. Табаков, А. Балтин, В. Комаров, Б. Франкштейн, Г. Бузоглы, В. Беляев. 

    Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» — постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи, Фестиваля Мстислава Ростроповича, Московского Пасхального фестиваля, международных фестивалей Юрия Башмета в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. 

    Оркестр принял активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны России и стран-участниц Олимпиады. Оркестр под управлением Юрия Башмета выступил с концертом на заседании Олимпийского комитета, на котором присутствовали президент России Владимир Путин, президент МОК Томас Бах и главы стран-участниц соревнований. Под аккомпанемент Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета был поднят Олимпийский флаг и прошла церемония открытия Олимпийских игр. «Произведения великих российских композиторов в их современном прочтении рисовали музыкальное полотно церемонии, по масштабу сопоставимое с самой Олимпиадой» («Русский век»). 

    В сезоне 2017/18 оркестр представляет в Московской филармонии три персональных абонементных цикла: в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Консерватории и Концертном зале имени С. В. Рахманинова Концертного комплекса «Филармония-2». Коллектив принимает участие в десятках других филармонических программ. С оркестром выступают Юрий Башмет и Олли Мустонен (в качестве дирижёра и солиста); дирижёры Александр Сладковский, Джон Аксельрод, Клаудио Ванделли, Михаэль Гюттлер, Михаэль Балке, Эрнест Хётцл, Даниэль Райскин, Алексис Сориано, Димитрис Ботинис, Евгений Бушков, Валентин Урюпин, Денис Власенко, Фредди Кадена, Игорь Разумовский; пианисты Алексей Володин, Ингольф Вундер, Ксения Башмет, Андрей Гугнин, Филипп Копачевский, Павел Нерсесьян, Иван Рудин, Злата Чочиева; скрипачи Клара-Джуми Кан, Марк Бушков, Никита Борисоглебский; виолончелисты Ласло Феньё, Ксавье Филлипс, Борис Андрианов, Александр Бузлов; кларнетист Игорь Фёдоров; трубач Владислав Лаврик; певицы Марина Ребека, Анита Хартиг, Нэнси Фабиола Эррера, певцы Стивен Костелло, Лука Пизарони; мастера художественного слова Антонина Кузнецова и Евгений Князев; ведущие актёры Московского театра «Современник» Сергей Гармаш, Алёна Бабенко, Светлана Иванова, Артур Смольянинов и многие другие.

    Ксения Жарко

    Ксения Жарко окончила факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (классы профессора Василия Синайского и профессора Игоря Штегмана), стажировалась у главного дирижера Лондонского симфонического оркестра сэра Колина Дэвиса, на мастер-классах Владимира Федосеева, у Александра Ведерникова в Большом театре России, у Владимира Спивакова в Национальном филармоническом оркестре России.

    Лауреат II Международного конкурса дирижеров имени Вахтанга Жордании (III премия, 2002), обладатель специального приза зрительских симпатий на Фестивале, посвященном 125-летию Имре Кальмана, в Будапеште (2007).

    Ксения Жарко дирижировала более чем сорока оркестрами, среди которых Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Бомбейский симфонический оркестр, Колумбийский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Шри-Ланки, Пекинский международный молодежный симфонический оркестр, камерные оркестры Musica Viva, Kremlin, оркестры филармоний России и Украины.

    В течение нескольких сезонов она работала в Государственном академическом театре «Московская оперетта», где дирижировала большинством репертуарных спектаклей и в качестве музыкального руководителя осуществила постановку мюзикла Александра Журбина «Цезарь и Клеопатра», а также творческих вечеров народных артистов России Лилии Амарфий, Светланы Варгузовой и Герарда Васильева; принимала участие в подготовке спектаклей «Сильва» И. Кальмана и «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.

    Является создателем и дирижером Московского фестивального Женского симфонического оркестра, с которым неоднократно выступала в Большом зале Московской консерватории в авторских концертах с участием солистов Будапештского и Московского театров оперетты.

    С 2007 года, после победы на конкурсе Имре Кальмана, Ксения Жарко постоянно сотрудничает с Будапештским театром оперетты, где, в частности, дирижировала спектаклями «Сильва», «Марица», «Баядера».

    В течение четырех лет – музыкальный руководитель и дирижер Международного конкурса молодых артистов оперетты Оперетта-Land, дирижер мюзикла Максима Дунаевского «Любовь и шпионаж».

    В сезоне 2015/16 Ксения Жарко выступала с Симфоническим оркестром Шри-Ланки (Коломбо), оркестром филармонии Боготы (Колумбия), Южнокорейским фестивальным симфоническим оркестром.

    Михаил Рыба

    Лауреат Международных конкурсов пианист Михаил Рыба родился в семье музыканта. Его отец – знаменитый бас, солист Московской филармонии Михаил Павлович Рыба (1923–1983) – оказал влияние на творческое становление пианиста.

    Михаил Рыба-младший в юности часто аккомпанировал отцу в концертах, исполняя музыку от канцон и мадригалов Чимарозы и Скарлатти, арий Генделя и Баха, сочинений романтиков Шуберта и Шумана до негритянских спиричуэлс. Широта музыкальных жанров, стилей, эпох, блестящее вокальное искусство певца – все это явилось великолепной основой профессионального становления молодого пианиста. Уже в те годы он не только аккомпанировал отцу, но и выступал в его концертах как солист, исполняя фортепианные сочинения мировой и русской классики.

    Михаил Рыба окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу профессора Виктора Мержанова, стажировался в Тринити-колледже в Лондоне. В годы обучения в консерватории параллельно занимался в органном классе у С. Бодюл.

    «Его игру отличает тонкая музыкальность, глубокая содержательность, высокий профессионализм», – так характеризовал своего ученика Виктор Мержанов. Эти слова были подтверждены выступлениями молодого пианиста на международных конкурсах в Португалии (Порто – серебряная медаль), Италии (Рим – III премия), Корее (Пхеньян – Золотой кубок).

    С 1992 года Михаил Рыба стал выступать как солист в концертах Московской филармонии.

    Сегодня артист продолжает вести активную концертную деятельность. Его выступления проходили во всех залах Московской консерватории и в Московском международном Доме музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского и Камерном зале Московской филармонии, Георгиевском зале Московского Кремля и ГЦКЗ «Россия»; творческие контакты связывали его с такими дирижерами, как В. Дударова, В. Понькин, В. Полянский, Л. Корчмар, В. Рылов, Д. Орлов, М. Аннамамедов, К. Орбелян, И. Штегман, В. Семкин, М. Клауза (Польша), Д. Брайнпорт (США), Те Йонг Пак (Южная Корея). Пианист выступал в сопровождении таких оркестров, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственная академическая симфоническая капелла России, Президентский оркестр РФ, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Московский государственный академический симфонический оркестр, Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса, Липецкий симфонический оркестр и другие коллективы.

    В репертуаре М. Рыбы – концерты Баха, Моцарта, Вебера, Шопена, Равеля, Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Метнера. На протяжении концертных сезонов 2001–2002 годов Михаил Рыба исполнил в Большом зале консерватории цикл всех фортепианных концертов Бетховена, снискав благодарные отклики слушателей и прессы. Наряду с классикой, он исполнял фортепианные концерты Т. Хренникова и Е. Светланова. На партитуре своего Второго концерта в 1996 году Тихон Хренников написал: «Выдающемуся пианисту, изумительному музыканту – дорогому Мише Рыба с восхищением». Михаил Рыба много выступает с сольными монографическими программами, посвященными творчеству В. А. Моцарта, И. С. Баха, Ф. Шопена, С. Рахманинова.

    В декабре 2008 года состоялся сольный концерт пианиста в Камерном зале Московской филармонии, в котором он исполнил программу из сочинений русских композиторов. В этот вечер было впервые исполнено произведение профессора Российской академии музыки имени Гнесиных А. Муравлёва «Ручей у старого замка» (соч. 37), которое автор посвятил пианисту.

    Тесные творческие контакты связывают М. Рыбу с almamater. В сентябре 2009 года он принял участие в юбилейном фестивале В. Мержанова в Большом зале Московской консерватории, где исполнил ре-минорный концерт И. С. Баха. В ноябре 2010 года, рамках концерта к 120-летию со дня рождения С. Фейнберга, проходившего в Рахманиновском зале Московской консерватории, музыкант исполнил Хоральные прелюдии И. С. Баха в обработке С. Фейнберга.

    Пианиста приглашает участвовать в своих абонементных программах известный музыковед Жанна Дозорцева.