Пьер-Лоран Эмар, Национальный филармонический оркестр России, Михаил Гертс : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Пьер-Лоран Эмар,
    Национальный филармонический
    оркестр России, Михаил Гертс

    17 января 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Р. Штраус
    «Дон Жуан» – симфоническая поэма, соч. 20
    Барток
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, BB127
    Дворжак
    Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 33

    12+

    Абонемент №33:

    Великие фортепианные концерты

    Пьер-Лоран Эмар

    Пьер-Лоран Эмар – крупнейший мастер фортепианного искусства наших дней, один из самых оригинальных интерпретаторов современной музыки и классики. Родился в 1957 году в Лионе, там же окончил консерваторию. Продолжал обучение в Парижской консерватории у Ивонн Лорио (супруги Оливье Мессиана), брал уроки в Лондоне у Марии Курчо – последней ученицы Артура Шнабеля. На рубеже 1970–80-х активно сотрудничал с венгерскими музыкантами, брал уроки у Дьёрдя Куртага. Мировая карьера пианиста началась в 1973 году, после победы на Международном конкурсе Оливье Мессиана. С тех пор он ежегодно дает десятки сольных концертов в лучших залах мира, выступает с ведущими оркестрами Европы и Америки.

    С юности призванием Эмара стала музыка композиторов нашего времени. В 12 лет Эмар был представлен Оливье Мессиану, стал близким другом его семьи и впоследствии – выдающимся интерпретатором его сочинений. В 1976 году по приглашению Пьера Булеза вошел в состав Ensemble intercontemporain – одного из крупнейших в мире ансамблей современной музыки, солистом которого был на протяжении 18 лет. В 1981 году пианист дал уникальный концерт в Москве, исполнив в концертном зале ФИАН (Физического института Академии наук) цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана. 

    При участии Эмара прошли премьеры многих сочинений Карлхайнца Штокхаузена, Джорджа Бенджамина, Стива Райха, Марко Строппы, Эллиота Картера, Петера Этвёша и многих других авторов. Более 15 лет пианист сотрудничал с Дьёрдем Лигети, записал все его произведения для фортепиано. В 2015 году, к 90-летию Булеза, Эмар исполнил все фортепианные сочинения композитора в ансамбле с пианисткой Тамарой Стефанович; в 2016 году принял участие в концертах к 90-летию Куртага. Творческие интересы Эмара не ограничиваются современной музыкой: пианист известен оригинальным прочтением сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Бартока, Берга, Веберна. Cезон 2019/20 Эмар посвятил Бетховену, исполняя его фортепианные сонаты и концерты в различных сочетаниях с сочинениями композиторов XX–XXI вв. 

    Сотрудничал с такими знаменитыми дирижерами, как Николаус Арнонкур, Пьер Булез, Франц Вельзер-Мёст, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Джеймс Левайн, Зубин Мета, Инго Метцмахер, Джонатан Нотт, Сейдзи Озава, Кент Нагано, Андре Превен, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Петер Этвёш, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский. Как дирижирующий солист регулярно выступает с Малеровским камерным оркестром, Камерным оркестром Европы, Камерным оркестром Сент-Пола (Миннесота, США). 

    Эмар уделяет много внимания преподавательской и просветительской деятельности: профессор Парижской консерватории и Высшей школы музыки в Кёльне, приглашенный профессор и почетный член Королевской академии музыки в Лондоне. Был музыкальным руководителем Охайского фестиваля в Калифорнии и фестиваля к 100-летию Мессиана в Лондоне, а также фестиваля в Олдборо, основанного в 1948 году Бенджамином Бриттеном. 

    С 1992 года Эмар активно записывается. Альбомы 1990-х в основном посвящены музыке последних десятилетий (сочинения Айвза, Мессиана, Лигети, Булеза, Дюсапена, Дютийе, Лахенмана, Ксенакиса). Среди более поздних записей – избранные концерты Моцарта, «Симфонические этюды» и «Карнавал» Шумана, фортепианный концерт Дворжака, Этюды и «Образы» Дебюсси, «Ночной Гаспар», «Отражения» и фортепианные концерты Равеля. Многие записи Эмара получили престижные премии: диск «Искусство фуги» Баха отмечен премиями Diapason d'Or и Choc du Monde de la Musique. Записи всех концертов Бетховена с Камерным оркестром Европы под управлением Арнонкура и альбом «Посвящение Мессиану» удостоены награды ECHO Klassik, диск с сочинениями Айвза – премии «Грэмми». 

    В последние годы Эмар записал двойной альбом «Лист-проект» (2011, к 200-летию композитора), Прелюдии Дебюсси (2012), I том «Хорошо темперированного клавира» Баха (2014), поздние сочинения Картера, Le désenchantement du monde Мюрая и Ausklang Лахенмана (2017), «Цвета града небесного» Мессиана (2018), Responses (Sweet Disorder) Бёртуисла (2019). Летом 2017-го подписал контракт с компанией PentaTone, где в 2018 году записал цикл «Каталог птиц» Мессиана на четырех CD, в 2021-м – сонату «Хаммерклавир», а также 15 вариаций и фугу на тему из балета «Творения Прометея» (Eroica) Бетховена. На 2022 год запланирован выпуск записи цикла «Образы слова Аминь» Мессиана в дуэте с Тамарой Стефанович. 

    Пьер-Лоран Эмар удостоен премии Королевского филармонического общества «За достижения в области инструментального исполнительства» (2005). В 2009 году получил премию Victoires de la musique как лучший инструменталист Франции. Снимался в документальных фильмах Note by Note: The Making of Steinway L1037 (2007) и Pianomania (2010). Член Баварской Академии изящных искусств. В 2017 году награжден престижной музыкальной премией Эрнста фон Сименса. 

    Регулярно выступает в России, в том числе в абонементах Московской филармонии и на фестивале «Евразия» в Екатеринбурге (2017, 2019). В числе событий сезона 2021/22 –концерты в Москве, исполнение цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» в Париже и Амстердаме, выступления с Мюнхенским филармоническим и Венским симфоническим оркестрами, оркестром «Филармония» (Лондон), Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением таких дирижеров, как Кент Нагано, Пабло Эрас-Касадо, Ален Альтиноглу и Эса-Пекка Салонен.

    Национальный филармонический оркестр России

    Национальный филармонический оркестр России в сезоне 2022/23 отметил 20-летие творческой деятельности. Он был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина. За годы активной творческой жизни НФОР стал одним из лучших симфонических оркестров России, завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Коллектив возглавляет народный артист СССР, Артист мира ЮНЕСКО, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Спиваков.

    С оркестром работали выдающиеся дирижеры, среди которых Мишель Плассон, Владимир Ашкенази, Джеймс Конлон, Окко Каму, Юкка-Пекка Сарасте, Александр Лазарев, Джон Нелсон, Туган Сохиев, Кен-Дэвид Мазур, Теодор Курентзис. 

    В концертных программах НФОР принимали участие всемирно известные солисты: Джесси Норман, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Хуан Диего Флорес, Рене Флеминг, Ферруччо Фурланетто, Маттиас Гёрне, Ильдар Абдразаков, Виолета Урмана, Евгений Кисин, Вадим Репин, Гил Шахам, Аркадий Володось, Марта Аргерих, Рено Капюсон, Готье Капюсон, Пьер-Лоран Эмар, Виктория Муллова, Джон Лилл, Дэвид Гарретт и многие другие. 

    Среди постоянных партнеров НФОР – Хибла Герзмава, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Денис Мацуев, Николай Луганский, Сергей Догадин, Даниэль Лозакович, Александр Романовский, Александр Рамм, Мария Дуэньяс.

    За 20 лет оркестр представил множество ярких программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер, многократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Коллектив дает концерты и проводит фестивали в разных городах России. 

    Владимир Спиваков и НФОР активно осуществляют записи классического музыкального наследия, ежегодно выпуская несколько релизов, многие из них получили более миллиона прослушиваний во всем мире. Коллектив и маэстро сотрудничают с крупнейшими фирмами Sony, Deutsche Grammophon, Capriccio. Под лейблом Spivakov Sound выпущены записи сочинений Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Танеева, Лядова, Стравинского, Прокофьева, Мусоргского, Скрябина и других авторов. В их числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак); тройной CD с симфоническими произведениями Чайковского (Симфонии №№ 4–6, «Итальянское каприччио», «Ромео и Джульетта»); поэма «Колокола», кантата «Весна» и «Симфонические танцы» Рахманинова, все его фортепианные концерты (солист – Александр Романовский) и симфонии (к 150-летию со дня рождения композитора); альбомы «Русь Святая» (духовные произведения Рахманинова и Танеева), «Волшебство в музыке» и «Шедевры русской музыки» (Лядов, Стравинский, Прокофьев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Скрябин).

    Особым направлением деятельности коллектива является поддержка талантливых молодых музыкантов. В сезонах 2004/2005 и 2017/2018 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре работала группа дирижеров-стажеров; многие ее участники добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград. 

    В 2007 году НФОР был присужден правительственный грант, с 2010 года оркестр является обладателем гранта Президента Российской Федерации.

    Михаил Гертс

    Один из наиболее многообещающих дирижеров своего поколения. Родился в 1984 году. Выпускник Эстонской музыкальной академии и Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера, финалист дирижерских конкурсов имени Евгения Светланова в Париже и Донателлы Флик в Лондоне (2014). В 2005–2007 гг. – дирижер Эстонского национального мужского хора. В 2007–2015 гг. – дирижер Эстонского национального оперного театра, где в его репертуаре были оперы Моцарта, Россини, Верди, Бизе, Вагнера, Пуччини, Прокофьева, а также ряд оперетт и мюзиклов – всего более 30 названий. В 2015–2017 гг. – дирижер и заместитель музыкального руководителя театра г. Хаген (Германия), где под его управлением шли «Кавалер розы», «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй», «Летучий голландец» и другие оперы. Выступал также в Михайловском театре (Санкт-Петербург), Театре Ла Фениче (Венеция), Театре муз (Анкона), Большом театре Беларуси.

    Широкую известность Гертс получил после успешных дебютов с симфоническими оркестрами NHK и Осаки (Япония), Веймарской государственной капеллой, оркестрами Хельсинки и Ставангера. Выступал с Немецким симфоническим оркестром Берлина, Оркестром Западногерманского радио (Кёльн), оркестрами Бонна, Бремена, Вюртемберга, Монте-Карло, Национальным оркестром Лилля, Национальным оркестром Франции, «Виртуозами Москвы». С 2015 года постоянно сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России (НФОР); участвовал в фестивалях «Владимир Спиваков приглашает...» в Омске и Перми, а также в Кольмарском музыкальном фестивале. 

    Сезон 2018/19 Гертс начал исполнением Торжественной мессы Бетховена в Эстонии, в октябре дебютировал с Тайбэйским симфоническим оркестром и симфоническим оркестром Оулу (Финляндия), в ноябре провел европейские гастроли НФОР. В январе проводит тур оркестра Sinfonia Varsovia по городам Франции, в марте дирижирует новой постановкой оперы «Данте» Бенжамена Годара в оперном театре г. Сент-Этьен. Обладатель премии «Дебют года» Эстонского национального культурного фонда и премии для молодых дирижеров Deutschen Operettenpreis. Владеет семью языками – английским, немецким, французским, итальянским, испанским, русским, эстонским. Пресса отмечает в его исполнении «поразительную точность и выразительность жестов», «спокойную силу и естественность». «Имя, которое нужно запомнить, художник, за которым нужно следовать» (Resmusica.com).