Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Пьер-Лоран Эмар,
    Национальный филармонический
    оркестр России, Михаил Гертс

    17 января 2019, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Дворжак
    Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 33
    Р. Штраус
    «Дон Жуан» – симфоническая поэма, соч. 20
    Барток
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, BB127

    12+

    Абонемент №33:

    Великие фортепианные концерты

    Пьер-Лоран Эмар

    Пианистом «незастывших форм и неожиданных ракурсов» называют Пьера-Лорана Эмара – одного из крупнейших мастеров фортепианного искусства наших дней и, несомненно, одного из самых оригинальных интерпретаторов классики и современной музыки. 

    Пьер-Лоран Эмар родился в 1957 году в Лионе, там же окончил консерваторию. В дальнейшем учился в Парижской консерватории у Ивонны Лорио (супруги Оливье Мессиана), брал уроки в Лондоне у Марии Курчо – последней ученицы и последовательницы Артура Шнабеля. В конце 70-х – начале 80-х годов активно сотрудничал с венгерскими музыкантами и брал уроки у Дьёрдя Куртага.

    Блестящая международная карьера пианиста началась в 1973 году, после победы на Международном конкурсе Оливье Мессиана. С тех пор он ежегодно дает десятки сольных концертов, играет в ансамблях, выступает с лучшими оркестрами Европы и Америки. Сотрудничал со знаменитыми дирижёрами: Николаус Арнонкур, Пьер Булез, Франц Вельзер-Мёст, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Джеймс Ливайн, Зубин Мета, Инго Мецмахер, Джонатан Нотт, Сейджи Озава, Кент Нагано, Андре Превен, сэр Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Петер Этвёш, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский. Выступления пианиста проходят в лучших залах мира: Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, венском Концертхаусе, зальцбургском Моцартеуме, залах Берлинской филармонии, Сите де ля мюзик в Париже; на самых престижных фестивалях (в Люцерне, Тэнглвуде, Зальцбурге, Берлине, ВВС Proms в Лондоне, «Штириарт» в Граце, Руре, Рок-д’Антероне и др.). 

    Эмар был приглашённым артистом Берлинской филармонии и Зальцбургского Моцартеума. В 2007 году он был музыкальным руководителем фестиваля в г. Охай (Калифорния, США), в 2008 – художественным руководителем фестиваля к 100-летию О. Мессиана в Лондоне. Является арт-директором знаменитого фестиваля в Олдборо, основанного в 1948 году Б. Бриттеном. 

    С юности Пьер-Лоран увлечён музыкой композиторов-современников. Он очень рано обратился к ней в своем творчестве и достиг на этой стезе колоссальных успехов. В 12 лет Эмар был представлен Оливье Мессиану и впоследствии стал одним из выдающихся интерпретаторов его сочинений. В 1976 году, по приглашению Пьера Булеза, он вошёл в состав знаменитого Ensemble InterContemporain. Через год 20-летний музыкант дебютировал в США, исполнив сольную партию в симфонии Мессиана «Турангалила» с Чикагским симфоническим оркестром, и с тех пор регулярно играет это сочинение. 

    В 1981 году пианист дал уникальный «полуподпольный» концерт в Москве: в концертном зале ФИАН (Физического института Академии наук) он сыграл цикл Мессиана «Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса». 

    При участии Эмара прошли премьеры многих сочинений П. Булеза, К. Штокхаузена, Д. Лигети, Дж. Бенджамина, С. Райха, М. Строппа, Э. Картера, П. Этвёша и других авторов. Более 15 лет пианист сотрудничал с Дьёрдем Лигети, записал все его произведения для фортепиано. 

    В июне 2013 года на фестивале в Олдборо состоялась премьера «Эпиграмм» – последнего сочинения Эллиота Картера (для фортепиано, скрипки и виолончели), написанного специально для Эмара. Годом позже пианист исполнил мировую премьеру нового сочинения Харрисона Пола Бёртуистла Responses (в двух частях: Sweet Disorder и The Carefully Careless). Осенью 2014 года Эмар принял участие в мировой премьере Фортепианного концерта Бёртуистла с Симфоническим оркестром Баварского радио (исполнения в Порту, Лондоне и Бостоне). Весной 2015 года состоялось гастрольное турне Эмара с сербской пианисткой Тамарой Стефанович, в ходе которого исполнялись все фортепианные произведения П. Булеза (проект был приурочен к 90-летию композитора). В феврале 2016 года Эмар принял участие в юбилейных концертах к 90-летию Д. Куртага, а в июне на фестивале в Олдборо представил премьеру нового сочинения Джулиуса Андерсона. 

    В то же время творческие интересы Эмара не ограничиваются современной музыкой. Пианист известен оригинальным прочтением сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Бартока, Берга, Веберна. 

    Пьер-Лоран Эмар нередко выступает и как дирижёр, сотрудничая в этом качестве с Камерными оркестрами Густава Малера (Австрия), Европы (Лондон), Сент-Пола (Миннесота, США). 

    Пьер-Лоран Эмар уделяет много внимания преподавательской и просветительской деятельности. Он – профессор Парижской консерватории и Высшей школы музыки в Кёльне, приглашённый профессор и почётный член Королевской академии музыки в Лондоне. Пианист проводит мастер-классы и выступает с лекциями-концертами по всему миру, представляя слушателям и молодым музыкантам авторский взгляд на музыку разных эпох и стилей. В частности, он провёл цикл концертов-лекций «Фортепиано в ХХ веке» в Париже и Лионе. 

    В 2015 году в сотрудничестве с Фортепианным фестивалем в Руре и меценатом Винсентом Мейером Пьер-Лоран Эмар основал интернет-ресурс, посвящённый фортепианной музыке Д. Лигети (www.explorethescore.org). Сайт содержит видеоверсии лекций и мастер-классов, записи этюдов и других фортепианных сочинений композитора. 

    Начиная с 1992 года, Эмар много записывается на CD. Альбомы 1990-х гг. в основном были посвящены современной музыке (квартет «На конец времени» Мессиана, Этюды, фортепианный концерт и другие произведения Лигети, сочинения Булеза, Дюсапена, Дютийе, Лахенмана, Ксенакиса…). Среди его более поздних записей – «Искусство фуги» Баха, Концерты №№ 6, 15, 17, 18, 27 Моцарта, все концерты Бетховена, Симфонические этюды и «Карнавал» Шумана, фортепианный концерт Дворжака, Этюды и «Образы» Дебюсси, «Ночной Гаспар» Равеля. 

    С 2006 года у пианиста эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon. Многие записи Эмара получили престижные премии: Prix Caecilia, Cannes Classical Award, Edison Prize, Gramophone Award, Echo Award, Schallplattenkritik Honorary Prize. Диск «Искусство фуги» Баха отмечен премиями Diapason d'Or и Choc du Monde de la Musique и завоевал первую позицию в самых популярных чартах и рейтингах записей академической музыки. Записи всех концертов Бетховена с Камерным оркестром Европы под управлением Н. Арнонкура и диск «Посвящение Мессиану» удостоены премии ECHO Klassic, диск с сочинениями Ч. Айвза («Конкорд-соната» и «Песни») – премии Grammy. В последние годы Эмар записал альбомы «Лист-проект» (2011, к 200-летию композитора), Прелюдии Дебюсси (2012), сделал новую запись первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (2014). Летом 2017 пианист подписал контракт с голландской звукозаписывающей компанией PENTATONE. Первый релиз, запланированный на март 2018 года, – запись всего цикла «Каталог птиц» Мессиана. Недавно Эмар исполнил «Каталог» на фестивалях в Тэнглвуде и Равинии, а также в Олденбурге, где в 2016 году он впервые представил публике этот грандиозный проект. Сезон 2017/18 пианист начинает с концертов в Лондоне, Москве и Копенгагене. В его программы включены «Искусство фуги» Баха, Концерты Моцарта, Бетховена и Равеля, фрагменты из «Каталога птиц» Мессиана. 

    В 2005 году Пьер-Лоран Эмар был удостоен премии Королевского филармонического общества «За достижения в области инструментального исполнительства». В 2007 он был назван «Инструменталистом года» по версии издания Musical America. В 2009 году получил премию Victoires de la musique как лучший инструменталист Франции. Снимался в документальных фильмах Note by Note: The Making of Steinway L1037 (2007) и Pianomania (2010). Является членом Баварской Академии изящных искусств. В 2017 году пианист удостоен престижной музыкальной премии Эрнста фон Сименса.

    Национальный филармонический оркестр России

    Национальный филармонический оркестр России был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. В составе НФОР объединены лучшие представители оркестровой элиты и талантливые молодые музыканты. За годы активной творческой жизни НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом.

    Оркестр возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер Владимир Спиваков. С НФОР сотрудничают и регулярно выступают выдающиеся дирижеры современности, в том числе постоянные приглашенные дирижеры Джеймс Конлон, Кен-Давид Мазур, а также Кшиштоф Пендерецкий, Владимир Ашкенази, Отто Тауск, Симон Гауденц, Александр Ведерников, Туган Сохиев, Ян Латам-Кениг, Юкка-Пекка Сарасте, Джон Нелсон, Мишель Плассон, Окко Каму и другие.

    Своей важнейшей задачей НФОР считает преемственность традиций трех великих русских дирижеров – Евгения Мравинского, Кирилла Кондрашина и Евгения Светланова. В концертных программах НФОР принимают участие выдающиеся музыканты, звезды мировой оперной сцены. Репертуар оркестра охватывает период от ранних классических симфоний до новейших сочинений современности. За 13 сезонов оркестр представил множество неординарных программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил целый ряд российских и мировых премьер.

    Подтверждая свой статус и наименование, Национальный филармонический оркестр России дает концерты и проводит фестивали не только в Москве, но и в различных регионах страны, прокладывая маршруты в ее самые отдаленные уголки. Ежегодно НФОР принимает участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция). Оркестр регулярно гастролирует в США, Западной Европе, Японии, в странах СНГ и Балтии.

    В мае 2005 года фирма Capriccio выпустила CD и DVD с записью концерта для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца в исполнении НФОР под управлением Владимира Спивакова, которому композитор посвятил это произведение. Концерт был исполнен НФОР 27 января 2015 года в Праге на IV Всемирном форуме памяти Холокоста, посвященном 70-летию освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау. В 2010-2016 гг. НФОР записал несколько альбомов для крупнейшей фирмы звукозаписи Sony Music с сочинениями П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, Э. Грига и др.

    Особым направлением деятельности НФОР является поддержка талантливых молодых музыкантов, создание условий для их творческой реализации и профессионального роста. В сезоне 2004/2005 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре была создана не имеющая аналогов в оркестровом мире группа дирижеров-стажеров. Многие из них за эти годы добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград.

    В последние годы НФОР начал также поддерживать специально учрежденными собственными грантами одаренных молодых музыкантов – певцов и инструменталистов. По словам идеолога проекта, Георгия Агеева, гранты призваны помочь многообещающим артистам всецело раскрыть свой творческий потенциал и занять достойное место на отечественной и мировой сцене. Наряду с материальной поддержкой обладатели грантов получают также активное продюсерское содействие и регулярно принимают участие в различных творческих проектах обоих оркестров, возглавляемых Владимиром Спиваковым.

    В 2007 году НФОР стал обладателем гранта Правительства Российской Федерации. С 2010 года Национальный филармонический оркестр России является обладателем гранта Президента Российской Федерации.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    10 марта в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    4 июня в 19:00