Пинхас Цукерман, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Александр Сладковский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Пинхас Цукерман,
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Александр Сладковский

    6 декабря 2018

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Бетховен
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61
    Брамс
    Симфония № 4 ми минор, соч. 98

    12+

    Абонемент №76:

    Великие инструментальные концерты

    Израильский скрипач, альтист и дирижер Пинхас Цукерман – один из величайших музыкантов современности. Прошло ровно полвека с тех пор, как взошла его звезда, а он по-прежнему сохраняет репутацию феноменального исполнителя, обожаемого публикой и критикой, желанного гостя крупнейших музыкальных сцен и фестивалей. В числе его партнеров по сцене – Исаак Стерн, Ицхак Перлман, Даниэль Баренбойм, Жаклин Дю Пре, Владимир Ашкенази, Георг Шолти, Сейджи Озава, Зубин Мета и многие другие. Редкая музыкальность, потрясающая техника, высочайшие художественные стандарты и обаяние Цукермана обеспечивают неизменный успех каждого его выступления. Он дважды становился лауреатом «Грэмми» в номинации «классическая музыка», а номинировался на эту престижнейшую премию 21 раз.

    В 2018 году Пинхас Цукерман отмечает 70-летие, но пресса единодушно называет его вечно молодым виртуозом, – «выразительным, изобретательным, заразительно музыкальным, технически безупречным, легким» – чьи выступления всегда приносят радость. Он остается одним из самых востребованных музыкантом планеты; из года в год в его концертном графике около 100 выступлений.

    Цукерман впервые исполнил Скрипичный концерт Бетховена 50 лет назад – в 1968 году в Манчестере, с оркестром Халле под управлением Даниэля Баренбойма. С тех пор это сочинение неизменно присутствует в репертуаре скрипача. Хотя Цукерман исполнял Концерт Бетховена множество раз, он не утратил свежести восприятия этой музыки и всегда испытывает волнение: «Играть его всегда страшно, но страшнее всего было в первый раз». Блестящий ансамблист, Цукерман признается, что встреча с новым оркестром неизменно становится источником его вдохновения и позволяет находить новые оттенки в известной до мельчайших деталей партитуре.

    Пинхас Цукерман

    Пинхас Цукерман – один из крупнейших музыкантов современности: скрипач, альтист, дирижер, педагог. 21 раз он был номинантом премии «Грэмми» и дважды стал ее обладателем. 

    Родился в 1948 году Тель-Авиве. В четырехлетнем возрасте получил от отца первые уроки игры на кларнете, с восьми лет начал заниматься на скрипке. В 1962 году переехал в США, где поступил в Джульярдскую школу (класс Ивана Галамяна). Спустя год впервые выступил в Нью-Йорке. В 1967 году стал лауреатом Международного конкурса Левентритта в Нью-Йорке, в 1969-м дебютировал в Европе как скрипач и альтист. 

    Дирижерскую карьеру начал в 1970 году за пультом Английского камерного оркестра. В 1980–1987 гг. возглавлял Камерный оркестр Сент-Пола, в 1991–1995 гг. – летний фестиваль Далласского симфонического оркестра, в 1996–1999 гг. – летний фестиваль Балтиморского симфонического оркестра, в 1998–2015 гг. – оркестр Канадского национального центра искусств в Оттаве (в настоящее время – почетный дирижер). С 2009 года – главный приглашенный дирижер Королевского филармонического оркестра (Лондон).

    Пинхас Цукерман ежегодно дает свыше 100 концертов на всех пяти континентах. Как солист и дирижер выступает с оркестром Канадского национального центра искусств, симфоническими оркестрами Торонто, Индианаполиса, Питтсбурга, Колорадо, Лос-Анджелеса, Бостона, Праги, Аделаиды, Королевским филармоническим оркестром, Израильским филармоническим, оркестром Гюльбенкяна в Лиссабоне, Национальным оркестром Испании, Берлинской государственной капеллой, оркестрами Северогерманского радио, Camerata Salzburg, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и многими другими оркестрами разных стран, а также в составе «Цукерман-трио» (с виолончелисткой Амандой Форсайт и пианисткой Анжелой Ченг) и с ансамблем Zukerman Chamber Players. 

    Среди его партнеров по камерному музицированию, в частности, Даниэль Баренбойм, с которым Пинхас Цукерман в сезоне 2019/20 исполнил в Берлине в серии из трех концертов все сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано. 

    Пинхасу Цукерману посвящен ряд скрипичных произведений современных композиторов. Одно из последних по времени – Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром израильского композитора Авнера Дормана, написанный специально к 70-летию артиста. 

    Незаурядный педагог, Цукерман основал собственную образовательную программу в Манхэттенской школе музыки и уже 25 лет руководит ею. Он впервые использовал в своих занятиях технологии дистанционного обучения. Инициатор учебной программы для молодых исполнителей на струнных инструментах в Национальном центре искусств в Оттаве, где каждое лето проводит занятия и мастер-классы. Преподает также в Великобритании, Израиле, Китае и других странах. 

    В дискографии музыканта – более ста альбомов, среди которых выделяются записи с Даниэлем Баренбоймом, Жаклин Дюпре, Исааком Стерном и Ицхаком Перлманом. В 2005 году компания CBC выпустила комплект из 10 дисков The Concerto According to Pinchas, куда вошли скрипичные концерты Бруха, Чайковского, Бартока, Бетховена, Брамса, Берга, Элгара, Мендельсона, Сибелиуса. В 2016 году на фирме Deutsche Grammophon вышел комплект из 22 CD c записями барочных, классических, романтических концертов и камерной музыки. В последние годы артистом были записаны диск «Барочные сокровища» (с Амандой Форсайт и гобоистом Чарльзом Хамманом), Симфония № 4 и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса (с Оркестром Национального центра искусств Канады и Амандой Форсайт), альбом с сочинениями Элгара и Воана-Уильямса (с Королевским филармоническим оркестром). 

    В сотрудничестве с кинорежиссером Кристофером Ньюпеном музыкант осуществил несколько концертных проектов в Линкольн-центре. Документальный фильм Нива Фишмана Crossing Bridges, посвященный поездке Цукермана и оркестра Национального центра искусств на Ближний Восток, удостоен «Золотой медали мира» на Нью-Йоркском фестивале 2001 года. Скрипка Пинхаса Цукермана звучит в саундтреках фильмов «Повелитель приливов» и «Интенсивная терапия». 

    Пинхас Цукерман – почетный доктор Брауновского университета в Провиденсе (США), университетов в Кингстоне и Калгари. Удостоен Национальной медали искусств США и приза Исаака Стерна «За артистическое мастерство в области классической музыки». Играет на скрипке работы Джузеппе Гварнери дель Джезу (1742), принадлежавшей некогда выдающемуся американскому скрипачу Сэмюэлу Душкину. 

    Летом 2020 года музыкант принимал участие в онлайн-фестивале в Тэнглвуде (США). 

    В числе выступлений сезона 2020/21 – концерты с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром в Москве, Роттердамским филармоническим оркестром, Английским камерным оркестром в Ганновере, Берне и Гамбурге, Симфоническим оркестром Кёльнского радио в Барселоне, симфоническими оркестрами Далласа, Юты, Палм-Бич, Стэмфорда, Филармоническим оркестром Род-Айленда; в камерных программах – с пианистом Ефимом Бронфманом в нью-йоркском Карнеги-холле, с Иерусалимским квартетом и Амандой Форсайт в Коста-Месе (США), в составе «Цукерман-трио» в городах США и Испании, а также онлайн-концерты с пианистом Шаем Вознером и «Цукерман-трио». 

    В июне 2021 года Пинхас Цукерман принимает участие в фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге: 20 июня он выступает в качестве солиста с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, 21 июня – как солист и дирижер.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Александр Сладковский

    Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского с отличием и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Владислава Чернушенко). Дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Был главным дирижером Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, дирижером ГСО «Новая Россия». В 2005 году ассистировал Марису Янсонсу на постановке оперы «Кармен» Бизе, в 2006-м – Мстиславу Ростроповичу при подготовке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки – в Санкт-Петербургской консерватории).

    С 2010 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (в 2021 году оркестру присвоено звание «академический»). Учредитель проекта «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательных проектов для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительных проектов «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.

    В 2019 году выступил дирижером-постановщиком оперы «Травиата» Верди в московском театре «Геликон-опера» (режиссер – Дмитрий Бертман). В 2021-м по приглашению ректора Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова стал профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования.

    Александр Сладковский удостоен почетных званий «Народный артист Российской Федерации» (2016) и «Народный артист Республики Татарстан» (2020), Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» за особое внимание к творчеству композитора и за организацию Международного фестиваля «Белая сирень» (2019). В 2022 году стал первым обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Дирижер».