В день 100-летия со дня рождения
    Эмиля Гилельса

    19 октября 2016, начало в 19:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
    Дирижёр – Павел Коган
    Дмитрий Маслеев (Лауреат 1 премии XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, фортепиано), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    В программе:
    Рахманинов
    «Утес» - симфоническая фантазия по стихотворению М. Ю. Лермонтова
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    «Симфонические танцы»

    12+

    Абонемент №76:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижирует Павел Коган

    Эмиль Григорьевич Гилельс (1916–1985)

    «В жизни мне посчастливилось слушать многих великих пианистов, и со многими меня связывали творческие отношения, но Эмиль был для меня всегда первым среди них, номером один, – говорил об Эмиле Григорьевиче Гилельсе Герберт фон Караян. – Он – лучший в мире исполнитель Бетховена, Моцарта, Брамса, Шумана. Он непревзойден! И уверен – останется таковым на все времена».

    Пианист на все времена… Легенда мирового фортепианного искусства… Более тридцати лет прошло с того момента, как не стало Эмиля Гилельса, но его искусство неподвластно времени. С первого своего появления на большой сцене и до последних выступлений Э. Г. Гилельс оставался властителем дум. Пианист Владимир Овчинников вспоминает свое знакомство с Гилельсом: «Это было после его концерта – он играл “Hammerklawier” Бетховена, 3-ю сонату Скрябина и 3-ю Прокофьева. Меня потрясли его руки: мягкие, теплые, почти ватные. И этими руками он только что играл такую грандиозную программу! Потрясающе! Благодаря таким впечатлениям происходило, можно сказать, мое становление как музыканта». И таких свидетельств можно было бы привести великое множество.

    Искусство Гилельса лучше всего характеризуют пушкинские строки, сказанные о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Недаром музыканта называют «Моцартом фортепианного исполнительства». Его игра являла собой высочайшую, божественную, поистине моцартовскую гармонию мысли и чувства, страсти и разума, «стихов и прозы». Ясность, отточенность и завершенность замысла. Потрясающее волевое начало. Идеальное чувство формы. Уникальная, не имеющая аналогов палитра красок, нюансов, оттенков звучания, «шкала колористики» (М. Вайнберг), создающая непередаваемый звук гилельсовского рояля! И над всем этим – удивительная атмосфера, царившая на концертах Э. Гилельса и ощущаемая в его записях. Атмосфера не слушания уже готовой интерпретации, а соучастия в ее рождении «здесь и сейчас»; сопричастности к творческим поискам гения. «Как только под его руками раздаются первые звуки, первые аккорды, кажется, будто включили какую-то цепь высокого напряжения, и непрерывность в этой цепи не нарушается ни на мгновение. Что бы он ни играл,… — эта интенсивность, эта непрерывность потока мыслей… всегда захватывает слушателей», – писал венгерский музыкант Лайош Хернади. Вероятно, Гилельс это чувствовал как никто другой, и со-участие аудитории было для него чрезвычайно важно: недаром на многих его концертах публика размещалась и на сцене.

    Игре Э. Гилельса были чужды малейшие проявления витиеватости, вычурности, эффектности. Все абсолютно естественно, лишено каких бы то ни было излишеств. И просто, но в этой простоте заключена мудрость художника, творца, открывающего нам своим творчеством высшие тайны искусства и бытия. По словам Артура Рубинштейна, «Гилельс – истинный артист. Его всегда интересно слушать потому, что он открывает новое и стремится к совершенству».

    Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Когда мальчику было около пяти лет, он начал заниматься с преподавателем Одесского музыкального техникума Яковом Исааковичем Ткачом. В 1930 году поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Михайловны Рейнгбальд. Еще студентом, молодой пианист одержал триумфальную победу на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933) и по окончании Одесской консерватории стал совершенствовать свое мастерство под руководством Генриха Густавовича Нейгауза в высшей школе художественного мастерства Московской консерватории (нынешней ассистентуре-стажировке, 1935–1938). Череду творческих завоеваний продолжили победы на международных конкурсах в Вене (II премия, 1936) и в Брюсселе (I премия конкурса имени Э. Изаи, 1938). К молодому пианисту пришла мировая известность.

    Необычайно насыщенная концертная жизнь артиста продолжалась более полувека. Около 40 лет (начиная с 1947 года) он с неизменным успехом гастролировал за рубежом – как солист и в ансамблях с выдающимися музыкантами: в трио с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем, Квартетами имени Бетховена, имени Бородина, пианистами Яковом Заком, Яковом Флиером, Еленой Гилельс (дочь), скрипачами Елизаветой Гилельс (сестра), Дмитрием Цыгановым, флейтистом Александром Корнеевым и другими исполнителями, – играл в сопровождении лучших оркестров СССР и мира. В 1955 году Эмиль Гилельс первым из советских музыкантов с триумфом выступил в США.

    Он владел практически всем концертным репертуаром: от барокко (Скарлатти, Бах) до современников (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Вайнберг). Его трактовки многих произведений Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Дебюсси, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Метнера, Прокофьева по сей день считаются эталонными.

    На протяжении четырех десятилетий титаническая по размаху деятельность Гилельса-пианиста проходила параллельно с педагогической работой. С 1938 года он преподавал в Московской консерватории (с 1952 – профессор), где воспитал немало талантливых музыкантов. Среди учеников Эмиля Григорьевича – В. Афанасьев, Ф. Готлиб, И. Жуков, М. Кончаловский, М. Мдивани, И. Смородинова и многие другие известные пианисты. Педагогика, однако, отвлекала его от регулярных занятий активно концертирующего пианиста, и в 1976 году он ее оставил.

    Эмиля Гилельса постоянно приглашали в жюри крупнейших исполнительских конкурсов (в Париже, Брюсселе и других), он возглавлял работу фортепианного жюри первых четырех Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве (1958, 1962, 1966, 1970).

    Музыкант являлся почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа в Будапеште (1970), Национальной академии «Санта Чечилия» в Риме (1980), лауреатом премии Р. Шумана (ГДР, 1973); был удостоен множества государственных наград разных стран – Франции (Орден заслуг в культуре и искусстве, 1967), Бельгии (Орден Леопольда I, 1968) и других; в СССР – Сталинской (1946) и Ленинской (1962) премий, званий народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1976), орденов Ленина (1961, 1966, 1976), Трудового Красного Знамени (1946) и других наград.

    Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1985 года. Его искусство ознаменовало целую эпоху в фортепианном исполнительстве ХХ века, оно останется в памяти всех людей, кто слышал и любил Эмиля Григорьевича, в ком он вызывал душевный отзыв и сопереживание с Прекрасным…

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

    Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра Народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем руководство МГАСО осуществлялось такими прославленными советскими музыкантами, как Николай Аносов (1945–1950), Лео Гинзбург (1950–1954), Михаил Тэриан (1954–1960), Вероника Дударова (1960–1989). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, но был известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра.

    Новая эра в истории МГАСО началась под управлением Павла Когана. Маэстро занял должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году и сразу реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.

    Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений величайших композиторов И. Брамса, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Штрауса, Ф. Мендельсона, Г. Малера, А. Брукнера, Я. Сибелиуса, А. Дворжака, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, С. C. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Н. Скрябина, Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля. Масштабные программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений.

    Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню их исполнения МГАСО заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами. Оркестр ежегодно дает концерты в Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени П. И. Чайковского, в том числе в рамках популярных персональных и смешанных абонементных циклов. Коллектив регулярно выступает в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича и на сценах других городов России, а также проводит турне за рубежом – в течение последних двадцати пяти лет гастроли МГАСО состоялись более чем в пятидесяти странах, включая США, Великобританию, Японию, Испанию, Австрию, Италию, Германию, Чехию, Польшу, Венгрию, Францию, Южную Корею, Австралию, Китай и Швейцарию.

    Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. В 1990 году компания Pioneer сделала «живую» запись фортепианного и скрипичного концертов Чайковского и Симфонии №10 Шостаковича в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра и Маэстро Когана (солисты – Алексей Султанов, Максим Венгеров). В начале 90-х годов был выпущен фильм «Путешествие с оркестром» о гастролях МГАСО под управлением Павла Когана в Европе и Санкт-Петербурге. Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Рахманинова, изданный лейблом Alto: созданные МГАСО и П. Коганом интерпретации трех симфоний и «Симфонических танцев» композитора возглавили списки всех существующих прочтений.

    Оркестр гордится своим партнерством с выдающимися дирижерами и солистами: Евгением Светлановым, Кириллом Кондрашиным, Александром Орловым, Натаном Рахлиным, Самуилом Самосудом, Валерием Гергиевым, Давидом Ойстрахом, Эмилем Гилельсом, Леонидом Коганом, Владимиром Софроницким, Сергеем Лемешевым, Иваном Козловским, Святославом Кнушевицким, Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном и многими другими.

    Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире. От концерта к концерту этот замечательный тандем полностью оправдывает свой статус. МГАСО никогда не останавливается на достигнутом и без устали стремится к еще не завоеванным вершинам.

    Павел Коган

    Искусство Павла Когана, одного из самых уважаемых и широко известных российских дирижеров нашего времени, уже более сорока лет вызывает восхищение любителей музыки всего мира. В 2011 году имя Маэстро вошло в список 10 величайших дирижеров XX века, составленный авторитетным британским телеканалом Classical TV.

    Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление Маэстро шло по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям, что в Советском Союзе было уникальным явлением.

    В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. В 2010 году коллегии судей было поручено выбрать лучшего из победителей состязания за всю историю его проведения для газеты «Хельсингин Саномат». По единогласному решению жюри им стал Маэстро Коган.

    Дирижерский дебют Когана, ученика И. Мусина и Л. Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда Маэстро понял, что дирижирование является центром его музыкальных интересов. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами и в стране, и в концертных турне за ее пределами по приглашению таких выдающихся мастеров, как Е. Мравинский, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский.

    Большой театр открыл сезон 1988–1989 гг. оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, и в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр.

    С 1989 года Маэстро является Художественным руководителем и Главным дирижером прославленного Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО), ставшего под управлением Павла Когана одним из самых популярных и почитаемых российских симфонических коллективов.

    С 1998 по 2005 гг., одновременно с работой в Московском государственном академическом симфоническом оркестре, Павел Коган занимал пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити).

    С самого начала своей карьеры и по сегодняшний день он выступает на всех пяти континентах с лучшими оркестрами, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский симфонический оркестр, симфонические оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос-Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Радио и Телевидения Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы.

    Многочисленные записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. Его диски восторженно принимаются критикой и публикой. Рахманиновский цикл в интерпретации Когана (Симфонии №№ 1, 2, 3, «Остров мертвых», «Вокализ» и «Скерцо») журнал Gramophone назвал «…пленительным, истинным Рахманиновым… живым, трепетным и захватывающим».

    За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Он является Народным артистом России, действительным членом Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена Искусств и литературы и других российских и международных наград.

    Дмитрий Маслеев

    Триумфатор XV Международного конкурса имени Чайковского (2015), обладатель I премии и Золотой медали, Дмитрий Маслеев стал открытием этого музыкального соревнования. Последовавшие за победой гастроли принесли ему признание мировой аудитории, а международная пресса отозвалась о нем как о «великом пианисте будущего» и «блестящем виртуозе», владеющем «музыкальностью метафизических пропорций». В расписании Маслеева – концерты на фестивалях в Руре, Ла-Рок-д’Антероне, Бергамо и Брешии, гала-концерт на открытии Музыкального фестиваля в Стамбуле, а также концерт в Базеле, где он заменил заболевшего Маурицио Поллини.

    В январе 2017 года состоялся сольный дебют Дмитрия Маслеева в Карнеги-холле (Зал Исаака Стерна) с программой из произведений Скарлатти, Бетховена, Листа, Рахманинова и Прокофьева. Продолжением дебюта в мюнхенском зале Гастайг стали два повторных ангажемента: с фортепианными сонатами Прокофьева и Первым концертом Бетховена в сопровождении Мюнхенского филармонического оркестра, а затем – дебют артиста с Оркестром Берлинского радио, прошедший при аншлаге. Состоялись гастроли пианиста по городам Германии с Национальным филармоническим оркестром России. После выступления Маслеева в Парижской филармонии последовали сольный концерт в музее Фонда Луи Виттона и турне по Азии с Филармоническим оркестром Радио Франс.

    Игрой Дмитрия Маслеева восхищались на фестивалях в Бове, Рейнгау, Бад-Киссингене, Руре, Мекленбурге. Многие из этих концертов транслировались по радио и на канале Medici.tv, увеличив число поклонников пианиста в мире. «Виртуозность была оттенена магической нежностью. Великолепная техника пианиста прекрасно сочеталась с элегантной сдержанностью, изумительным воображением и богатой звуковой палитрой», – так отзывалась о выступлении пианиста газета Mittelbayerische Zeitung. Маслеев выступал также на фестивале Pianoscope (Франция) под руководством Бориса Березовского. В июне Борис Березовский и Дмитрий Маслеев дали совместный концерт в Москве.

    В нынешнем сезоне Дмитрий выступил на фестивале Young Euro Classic в Берлине, дебютировал в амстердамском Консертгебау и в программе Blüthner Piano Series

    в Лондоне, гастролировал в странах Южной Америки и городах США. Его концерты проходят в Ливане, Южной Корее, ЮАР, Швейцарии, Италии, а в марте он возвращается в Лондон и Южную Америку. В планах Маслеева – выступление в программе Роландо Вильясона «Завтрашние звёзды» на немецко-французском телеканале ARTE, а также участие в качестве специального гостя в фестивале на Боденском озере, где он выступит с рядом сольных, камерных, оркестровых программ и даст несколько мастер-классов.

    Дмитрий Маслеев родился в Улан-Удэ. Окончил Московскую консерваторию (класс профессора Михаила Петухова), затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). Помимо конкурса Чайковского, где жюри вручило ему I премию и специальный приз за исполнение концерта Моцарта, Маслеев – лауреат VII Международного конкурса пианистов Адилии Алиевой в Гайаре (Франция, 2010, Iпремия), XXI Международного конкурса пианистов «Рим» (Италия, 2011, Премия имени Шопена) и Международного конкурса имени Антонио Наполитано в Салерно (Италия, 2013, I премия). Фирмой «Мелодия» выпущен дебютный сольный диск Маслеева, где записаны Концерт № 2 Шостаковича для фортепиано с оркестром в сопровождении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, Соната №2 Прокофьева и пять сонат Доменико Скарлатти.