V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство»

    5 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Штокхаузен
    «Группы» для трех оркестров (российская премьера)
    Берио
    Симфония для восьми голосов и оркестра (российская премьера)
    Ф. Караев
    «1791», серенада для малого оркестра

    Уважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание, что обладатели абонемента №10 "V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»" или билета на концерт 5 ноября в 19:00, могут бесплатно посетить концерт "Академии старинной музыки" в 17:00 и концерт "Студии новой музыки" в 22:00.


    12+

    Абонемент №10:

    V Международный фестиваль актуальной музыки
    «Другое пространство»


    Карлхайнц Штокхаузен (1928—2007)

    «Группы» для трех оркестров (российская премьера)

    Штокхаузен написал «Группы» по заказу Западногерманского радио. Поначалу сочинение задумывалось для многоканальной электроники с большим оркестром. Затем автор отказался от электронных звучаний, преобразовал их в оркестровые и разделил оркестр на три группы. Партитуру нового сочинения он посвятил Херберту Аймерту, в то время директору Кельнской электронной радиостудии.

    Работая над «Группами» в швейцарском Паспельсе (кантон Граубюнден) в окружении альпийских гор, Штокхаузен развивал, по его словам, совершенно новую концепцию времени: «Конструкции ритмических блоков в «Группах» (...) – точные линии гор, которые я видел (…) прямо перед моим окошком. Множество спектров времени, которые представлены сверх-наложениями различных ритмичных слоев (с различной скоростью в каждом слое), их конструкция, которая описывает увеличение и уменьшение числа этих слоев, их очертания – если можно так выразиться, очертания структуры времени – являются кривыми контура гор, которые я видел, когда я смотрел из окна».

    Для исполнения партитуры требуется гигантский состав оркестра из 109 человек, который разделен на три примерно равные части. Каждый из трех оркестров управляется своим дирижером. В идеале композитор предполагал нахождение слушателей в центре – посреди этих групп, расположенных справа, слева и спереди. Такое пространственное разделение требовалось, чтобы одновременно играемые музыкальные фразы звучали отдельно друг от друга, но чтобы между тремя очагами звука время от времени создавались моменты экстатических кульминаций, когда звуковые процессы передаются от одного оркестра к другому.

    «Группами» Штокхаузен называет также музыкально-структурные «единицы» своего сочинения, объединяемые с помощью силы звука (динамики), его краски (тембра) и высоты звучания (регистра). Соотношения этих звуковых «параметров» композитор выстраивает на основе числовых пропорций. При звучании трех оркестров образуются, по словам композитора, «коллективные» или «статистические» звуковые множества – слишком плотные, чтобы слушатель мог точно различить на слух отдельные ноты или порядок их появления. Для восприятия этой музыки важны не столько отдельные ноты, сколько их звучность (сонорность), плотность, скорость (темп), динамика и направление движения. Как и в более ранних сочинениях Штокхаузена, в основе звуковых структур «Групп» лежит ряд (серия) из неповторяющихся 12 звуков – а именно симметрично выстроенная последовательность, в которой задействованы все основные звуковые интервалы («всеинтервальная серия»). Каждая из отдельных нот (звуковысотностей) соотносится с определенной длительностью звучания (ритмической единицей) – эти соотношения подчинены пропорциональным закономерностям. Создается целая система взаимосвязей между пропорциями звуковысотностей, длительностей и регистров.

    Как и в булезовском «Ритуале», в «Группах» Штокхаузена музыка звучит одновременно в нескольких темпах. Наряду с 12 неповторяющимися звуками серии (связанными со столь же неповторяющимися длительностями и регистрами), композитор создает также шкалу из 12 разных темпов, придав каждому из них предельно точное обозначение метронома (ударов в минуту) – вплоть до дробных длительностей. Композитор вспоминал, как Игорь Стравинский, впервые увидев партитуру «Групп», сказал, что такие обозначения метронома как 63,5 или 113,5 ударов в минуту (немыслимые в традиционной музыке!) – «признак немецкой дотошности».

    Премьера «Групп» состоялась в 1958 году в рамках концертной серии «Музыка нашего времени» в Рейнском зале Кельнской ярмарки. Симфоническим оркестром, разделенным на три группы, управляли сам композитор, Бруно Мадерна и Пьер Булез.

    Антон Сафронов


    Фарадж Караев (р. 1943)

    «1791» — серенада для малого оркестра (1983)

    «1791» — оркестровая версия Серенады «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге», написанной для тройного состава годом раньше. Отсюда — аллюзия названий: 1791 год — год кончины Моцарта. Структура цикла сохраняет костяк классической большой симфонической формы с поправкой на ХХ век: Прелюдия, Фуга, Хорал и Постлюдия. Части посвящены коллегам композитора, так или иначе принимавшим участие в премьерном исполнении сочинения в 1993 году.

    I. Прелюдия — Рауфу Абдуллаеву

    Здесь цитируется материал моцартовской Lacrimosa. Ее трактовка необычна: в качестве цитаты избрана не мелодия, а фактурно-гармонический материал вступительного раздела. По сути, здесь нет ничего, кроме цитаты... которая, являясь фоном, парадоксальным образом остается фоном самой себе.

    II. Фуга — Акифу Абдуллаеву

    Обретает динамику стремительного, безостановочного процесса, реализуемого в неуклонно становящейся форме – двойной фуге с совместной экспозицией.

    III. Хорал — Олегу Фельзеру

    Готовится задолго до своего вступления. Его основной характер – остановившееся время, взгляд в вечность, оцепенение, в котором не осталось места ни печали, ни надежде. Его светлые нежные акварельные краски – знаки иного мира, мира по-ту-сторону-реальности.

    IV. Постлюдия — Рауфу Абдуллаеву

    И вновь словно из небытия возникает, Lacrimosa и вновь звучит не основная тема, а ее «слезный» подголосок. Траурный звуковой облик последних тактов партитуры довершает трехкратное «рыдание» фагота. Следует заключительная перекраска колорита: мажорное трезвучие в исполнении чембало, виолончелей и контрабасов – еще один «знак эпохи».

    Несмотря на наличие цитаты, являющейся стержнем сочинения, автор использует принципиально антиколлажный способ введения иностилевого материала: цитируя Моцарта, говорит своим языком. Развивая чужой материал как свой собственный, автор делает цитату и автоцитату равноправными, в чем одна из определяющих примет этого необычного опуса.

    Марианна Высоцкая


    Лучано Берио

    Симфония для восьми голосов и оркестра (1968/69)

    Самое знаковое произведение Берио, Симфония написана для оркестра и восьми вокалистов (с электронным усилением звука) к 125-летнему юбилею Нью-Йоркского филармонического оркестра и посвящена Леонарду Бернстайну. Премьера первой, четырёхчастной версии сочинения была осуществлена Нью-Йоркским филармоническим оркестром и вокальным ансамблем The Swingle Singers под управлением автора в 1968 году. В год создания первой редакции Симфонии мир был потрясён убийством Мартина Лютера Кинга – выдающегося афроамериканского проповедника и борца за права человека в США. В память о нём Берио написал произведение под названием “O King” и уже после премьеры первой версии включил его в состав Симфонии. Премьера пятичастной редакции состоялась в 1969 году на Днях музыки в Донауэшингене в исполнении Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии под управлением Эрнеста Бура. Нью-Йоркский филармонический оркестр исполнил эту версию только в 1970 году под управлением Бернстайна.

    Это произведение – одно из первых явлений постмодернистской “пост-симфонии” и одно из самых известных сочинений послевоенной музыки, в котором последовательно применяется принцип коллажа – музыкального и текстового. (В этом же направлении творил в то же самое время другой крупнейший европейский композитор Бернд Алоиз Циммерман. В начале 1970-х Симфония Берио вдохновила нашего соотечественника Альфреда Шнитке на создание Первой симфонии, где также последовательно применяется принцип музыкального коллажа.) Восемь человеческих голосов, которые участвуют в Симфонии, часто не поют, а говорят, шепчут и выкрикивают обрывки текстов из книги Леви-Стросса «Сырое и приготовленное» (Le cru et le cuit), романа Беккета «Безымянный», словесные ремарки из партитур Малера, а также и других источников.

    Симфония Берио состоит из пяти частей. В первой используются тексты Леви-Стросса на французском языке, в третьей – английские тексты Беккета и Джойса, а текст второй части ограничивается лишь использованием фонем из фразы «О Мартин Лютер Кинг». В остальных частях происходит, в основном, игра со случайными вокальными элементами. Форма сочинения в целом напоминает арку: элементы из первой части отражаются в пятой, а из второй – в четвёртой части. Третья часть – смысловой центр всей композиции. Она нашпигована мельчайшими музыкальными цитатами, нанизанными в свою очередь также на цитатную основу: на протяжении всей части воспроизводится третья часть (скерцо) из Второй симфонии Малера. В названии Третьей части автор воспроизводит малеровское обозначение темпа In ruhig fliessender Bewegung – «в спокойном текучем движении». Сам Берио называл ее «Путешествием на Киферу» (по ассоциации с одноименными картиной Ватто и стихотворением Бодлера) – сюжет, где судно, заполненное подарками, направляется к острову, посвященному богине любви. 

    Музыкально эта идея претворяется в образе «течения» (воплощённого в виде малеровского скерцо), по которому корабль дрейфует сквозь множество цитат. Малеровское же темповое обозначение имеет двоякий смысл, так как эта музыка взята им из собственной же песни «Проповедь Антония Падуанского рыбам». Список цитат весьма внушителен – композитор выбирал эти фрагменты по признакам того или иного сходства с музыкой малеровского скерцо. Разобрать их на слух не всегда возможно: главное здесь – эффект невротического потока быстро сменяющих друг друга ассоциаций из глубин подсознания. Среди источников цитат удаётся различить произведения Шёнберга, Малера, Дебюсси, Хиндемита, Равеля, Берлиоза, Стравинского, Рихарда Штрауса, Баха, Берга, Бетховена, Булеза, Веберна, Брамса, Пуссёра, а также Штокхаузена – между прочим, из «Групп», включенных в программу сегодняшнего концерта!






         

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибекова

    Оркестр создан в 1920 году при Азербайджанском государственном радиокомитете. Главным дирижером коллектива был назначен Марк Черняховский. С оркестром также выступали известные отечественные и европейские дирижеры, среди которых Евгений Мравинский, Николай Голованов, Александр Гаук, Александр Павлов-Арбенин, Самуил Столерман, Отто Клемперер, Рене Батон, Фриц Штидри, что способствовало быстрому росту мастерства коллектива, уже с первых концертов представлявшего слушателям разнообразные программы. 

    В 1938 году на должность главного дирижера приглашен Народный артист РСФСР, профессор Московский консерватории Николай Аносов, с деятельностью которого связан значительный творческий рост коллектива. После начала Великой Отечественной войны концерты оркестра практически прекратились. Он был воссоздан в 1944 году для проведения Декады республик Закавказья в Тбилиси, тогда же оркестру присвоено имя Узеира Гаджибекова. С 1945 по 1948 гг. оркестр возглавлял Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Московской консерватории Лео Гинзбург, при котором коллектив стал одним из лучших в СССР. 

    С 1948 по 1984 гг., более 30 лет, во главе оркестра стоял Народный артист СССР Ниязи Тагизаде-Гаджибеков. Под его руководством были впервые исполнены многие новые произведения азербайджанских композиторов, в том числе Кара Караева, Солтана Гаджибекова и Фикрета Амирова, часть из которых была вдохновлена искусством дирижера. Большое место в репертуаре оркестра занимала русская классика – симфонии и симфонические поэмы Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, произведения европейских романтиков XIX века – Листа, Берлиоза, Дворжака, Сметаны. 

    В 1984 году главным дирижером оркестра назначен Рауф Абдуллаев. С приходом маэстро в Баку начался настоящий музыкальный ренессанс. В Филармонии стали звучать ранее почти не исполняемые симфонические сочинения Бетховена, Шуберта, Брамса, Брукнера, Малера, Дебюсси, Равеля, Онеггера, состоялись бакинские премьеры сочинений Респиги, Хиндемита, Стравинского, Шёнберга, Веберна, Берга, Церхи, Мессиана, Буссотти, Берио, Лютославского, Лигети, Шнитке, Денисова, Губайдулиной, Саариахо, Ф. Караева, Тарнопольского. Постоянно исполнялись новые сочинения азербайджанских композиторов. Оркестр принимал активное участие в Фестивале «Музыка ХХ века» и Международном фестивале современной музыки, носящих имя Кара Караева. Одновременно активно развивалась концертная и гастрольная деятельность ансамбля солистов оркестра. Под руководством Рауфа Абдуллаева оркестр и ансамбль солистов с успехом выступали за рубежом – в США, Германии, Швейцарии, Франции, Великобритании, Италии, Турции, Египте, ОАЭ. 

    5 ноября 2016 года впервые за многие годы оркестр выступил в Москве в рамках Пятого фестиваля «Другое пространство». Под управлением Фуада Ибрагимова были исполнены Симфония Берио и Серенада «1791» Фараджа Караева; в исполнении «Групп» Штокхаузена участвовали также Госоркестр России, ансамбль Questa Musica, дирижеры Владимир Юровский и Филипп Чижевский.

    Фуад Ибрагимов

    Фуад Ибрагимов родился в 1982 году в Шуше в районе Нагорного Карабаха, музыкой начал заниматься с 12 лет. В 15 лет поступил в Азербайджанскую государственную музыкальную академию имени Узеира Гаджибекова и был принят в группу альтов Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибекова (художественный руководитель и главный дирижер – Рауф Абдуллаев).

    При содействии Мстислава Ростроповича и поддержке Фонда Гейдара Алиева в 2002 году продолжил учебу в Германии у профессора Райнера Моога. В 2006–2011 гг. обучался дирижированию в Кёльнской высшей школе музыки у Михаэля Луига, получив диплом с отличием.

    С 2014 года – дирижер Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибекова, а также главный дирижер Нового филармонического оркестра Мюнхена и Бакинского камерного оркестра.

    Сотрудничал с лондонским Королевским филармоническим оркестром, Филармоническими оркестрами Северной Чехии и Монте-Карло, Симфоническим оркестром Мюлуза (Франция),KremerataBaltica, Sinfonia Varsovia, с известными коллективами Германии: оркестрами Берлинской и Дрезденской государственных капелл, Тирольским и Гёттингенским симфоническими, Симфоническим оркестром Лейпцигского радио, Нюрнбергским филармоническим и Филармоническим оркестром Южной Вестфалии, Венским камерным, сводным коллективом Das kritische Orchester, в составе которого играют артисты ведущих немецких оркестров.

    В 2011 году по приглашению Фабио Луизи выступал на Тихоокеанском музыкальном фестивале в Саппоро (Япония). В 2016 году принимал участие в Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство» Московской филармонии, где принимал участие в исполнении «Групп» Штокхаузена и Симфонии Берио.

    Был удостоен стипендии Президента Азербайджана и стипендии фонда «Друзья культуры Азербайджана», специальной премии Германской службы академических обменов (DAAD).

    Заслуженный артист Азербайджана (2017). Лауреат IV Международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова в Париже (2018, II премия). Награжден международной премией «Золотая чинара» от Фонда Гейдара Алиева (2019).

    Ансамбль Questa Musica

    Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году, уже спустя год гастролировал в Венеции и дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки. Сегодня ансамбль, в составе которого объединены оркестр и хор, зарекомендовал себя как один из наиболее авторитетных и разносторонних коллективов, его обширный репертуар охватывает русскую и зарубежную музыкальную классику, произведения эпох Возрождения и барокко, сочинения современных композиторов.

    Проекты с участием Questa Musica неоднократно номинировались на Национальную театральную премию «Золотая маска». Ансамбль принимал участие в постановках оперы «Дидона и Эней» Пёрселла (режиссер – Алишер Хасанов), оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (режиссер – Константин Богомолов), «Сказки о солдате» Стравинского (режиссер и хореограф – Олег Глушков). Участвовал в исполнении оратории «Мессия» Генделя, оперы «Королева фей» Пёрселла, симфоний и Реквиема Моцарта, цикла «Времена года» Вивальди и других шедевров барокко и классицизма на исторических инструментах. Исполнял «Свадебку» Стравинского совместно с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, оперу Autland Сергея Невского – с голландским ансамблем Vocaallab (дирижер – Титус Энгель). Принимал участие в первом российском проекте «Ночь музыки» (2013). 

    Коллектив участвовал в премьерах оперы «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра (режиссер – Владимир Бочаров), «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова на «Винзаводе» (режиссер – Денис Азаров), оперного сериала «Сверлийцы» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева) и спектакля «Галилео. Опера для скрипки и ученого» (композиторы – Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов, автор идеи и солистка – Елена Ревич) в Электротеатре Станиславский, оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского в Амстердаме в рамках Holland Festival. Продолжением сотрудничества с Электротеатром Станиславский стал оперный сериал «Нонсенсорики Дримса» (режиссер – Борис Юхананов, коллективная работа композиторов Дарьи Звездиной, Александра Белоусова, Владимира Горлинского и Кирилла Широкова). 

    Среди заметных событий в творческой жизни Questa Musica в прошлые сезоны – выступления на фестивалях «Территория» (программа из сочинений лауреатов проекта «Русская музыка 2.0»), «Другое пространство» в Москве и V Фестивале современной музыки имени Кара Караева в Баку (Симфония для восьми голосов и симфонического оркестра Лучано Берио), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (программа английской музыки с ансамблем London Baroque Brass), V Байкальском Рождественском фестивале в Бурятии (концерт с испанской певицей Евгенией Бургойне), «Просветитель» на острове Валаам, «Кантата» в Калининграде, «Музыкальная экспедиция» во Владимирской области.

    Филипп Чижевский

    Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008). 

    В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011, режиссер – Алишер Хасанов) и «Королева фей» (Большой зал консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012, постановка Владимира Бочарова), «Сказки о солдате» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013, хореография Олега Глушкова), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015, режиссер-постановщик – Борис Юхананов, музыка Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева, Владимира Раннева), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017, автор идеи – Елена Ревич, постановка Бориса Юхананова) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018, режиссер-постановщик – Константин Богомолов).

    С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012). 

    В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщикаоперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X фестиваля VIVACELLO.

    С 2014 года– приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра (сезон 2014/15). Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019, режиссер-постановщик Филипп Григорьян), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021, режиссер-постановщик – Ханс-Йоахим Фрай). 

    В Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского руководит постановками опер «Кармен» Бизе и «Летучий голландец» Вагнера (режиссер-постановщик – Константин Богомолов, 2021, 2023). 

    Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, ГСО «Новая Россия», Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный академический камерный оркестр России, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Новый городской оркестр Токио и другие.

    Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло. 

    В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 2022-м удостоен «Золотой маски» за работу в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску».

    С 2011 года преподает в Московской консерватории.