Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство»

    5 ноября 2016, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    К. Штокхаузен
    «Группы» для трех оркестров (российская премьера)
    Л. Берио
    Симфония для восьми голосов и оркестра (российская премьера)
    Ф. Караев
    «1791», серенада для малого оркестра

    Уважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание, что обладатели абонемента №10 "V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»" или билета на концерт 5 ноября в 19:00, могут бесплатно посетить концерт "Академии старинной музыки" в 17:00 и концерт "Студии новой музыки" в 22:00.


    12+

    Абонемент №10:

    V Международный фестиваль актуальной музыки
    «Другое пространство»


    Карлхайнц Штокхаузен (1928—2007)

    «Группы» для трех оркестров (российская премьера)

    Штокхаузен написал «Группы» по заказу Западногерманского радио. Поначалу сочинение задумывалось для многоканальной электроники с большим оркестром. Затем автор отказался от электронных звучаний, преобразовал их в оркестровые и разделил оркестр на три группы. Партитуру нового сочинения он посвятил Херберту Аймерту, в то время директору Кельнской электронной радиостудии.

    Работая над «Группами» в швейцарском Паспельсе (кантон Граубюнден) в окружении альпийских гор, Штокхаузен развивал, по его словам, совершенно новую концепцию времени: «Конструкции ритмических блоков в «Группах» (...) – точные линии гор, которые я видел (…) прямо перед моим окошком. Множество спектров времени, которые представлены сверх-наложениями различных ритмичных слоев (с различной скоростью в каждом слое), их конструкция, которая описывает увеличение и уменьшение числа этих слоев, их очертания – если можно так выразиться, очертания структуры времени – являются кривыми контура гор, которые я видел, когда я смотрел из окна».

    Для исполнения партитуры требуется гигантский состав оркестра из 109 человек, который разделен на три примерно равные части. Каждый из трех оркестров управляется своим дирижером. В идеале композитор предполагал нахождение слушателей в центре – посреди этих групп, расположенных справа, слева и спереди. Такое пространственное разделение требовалось, чтобы одновременно играемые музыкальные фразы звучали отдельно друг от друга, но чтобы между тремя очагами звука время от времени создавались моменты экстатических кульминаций, когда звуковые процессы передаются от одного оркестра к другому.

    «Группами» Штокхаузен называет также музыкально-структурные «единицы» своего сочинения, объединяемые с помощью силы звука (динамики), его краски (тембра) и высоты звучания (регистра). Соотношения этих звуковых «параметров» композитор выстраивает на основе числовых пропорций. При звучании трех оркестров образуются, по словам композитора, «коллективные» или «статистические» звуковые множества – слишком плотные, чтобы слушатель мог точно различить на слух отдельные ноты или порядок их появления. Для восприятия этой музыки важны не столько отдельные ноты, сколько их звучность (сонорность), плотность, скорость (темп), динамика и направление движения. Как и в более ранних сочинениях Штокхаузена, в основе звуковых структур «Групп» лежит ряд (серия) из неповторяющихся 12 звуков – а именно симметрично выстроенная последовательность, в которой задействованы все основные звуковые интервалы («всеинтервальная серия»). Каждая из отдельных нот (звуковысотностей) соотносится с определенной длительностью звучания (ритмической единицей) – эти соотношения подчинены пропорциональным закономерностям. Создается целая система взаимосвязей между пропорциями звуковысотностей, длительностей и регистров.

    Как и в булезовском «Ритуале», в «Группах» Штокхаузена музыка звучит одновременно в нескольких темпах. Наряду с 12 неповторяющимися звуками серии (связанными со столь же неповторяющимися длительностями и регистрами), композитор создает также шкалу из 12 разных темпов, придав каждому из них предельно точное обозначение метронома (ударов в минуту) – вплоть до дробных длительностей. Композитор вспоминал, как Игорь Стравинский, впервые увидев партитуру «Групп», сказал, что такие обозначения метронома как 63,5 или 113,5 ударов в минуту (немыслимые в традиционной музыке!) – «признак немецкой дотошности».

    Премьера «Групп» состоялась в 1958 году в рамках концертной серии «Музыка нашего времени» в Рейнском зале Кельнской ярмарки. Симфоническим оркестром, разделенным на три группы, управляли сам композитор, Бруно Мадерна и Пьер Булез.

    Антон Сафронов


    Фарадж Караев (р. 1943)

    «1791» — серенада для малого оркестра (1983)

    «1791» — оркестровая версия Серенады «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге», написанной для тройного состава годом раньше. Отсюда — аллюзия названий: 1791 год — год кончины Моцарта. Структура цикла сохраняет костяк классической большой симфонической формы с поправкой на ХХ век: Прелюдия, Фуга, Хорал и Постлюдия. Части посвящены коллегам композитора, так или иначе принимавшим участие в премьерном исполнении сочинения в 1993 году.

    I. Прелюдия — Рауфу Абдуллаеву

    Здесь цитируется материал моцартовской Lacrimosa. Ее трактовка необычна: в качестве цитаты избрана не мелодия, а фактурно-гармонический материал вступительного раздела. По сути, здесь нет ничего, кроме цитаты... которая, являясь фоном, парадоксальным образом остается фоном самой себе.

    II. Фуга — Акифу Абдуллаеву

    Обретает динамику стремительного, безостановочного процесса, реализуемого в неуклонно становящейся форме – двойной фуге с совместной экспозицией.

    III. Хорал — Олегу Фельзеру

    Готовится задолго до своего вступления. Его основной характер – остановившееся время, взгляд в вечность, оцепенение, в котором не осталось места ни печали, ни надежде. Его светлые нежные акварельные краски – знаки иного мира, мира по-ту-сторону-реальности.

    IV. Постлюдия — Рауфу Абдуллаеву

    И вновь словно из небытия возникает, Lacrimosa и вновь звучит не основная тема, а ее «слезный» подголосок. Траурный звуковой облик последних тактов партитуры довершает трехкратное «рыдание» фагота. Следует заключительная перекраска колорита: мажорное трезвучие в исполнении чембало, виолончелей и контрабасов – еще один «знак эпохи».

    Несмотря на наличие цитаты, являющейся стержнем сочинения, автор использует принципиально антиколлажный способ введения иностилевого материала: цитируя Моцарта, говорит своим языком. Развивая чужой материал как свой собственный, автор делает цитату и автоцитату равноправными, в чем одна из определяющих примет этого необычного опуса.

    Марианна Высоцкая


    Лучано Берио

    Симфония для восьми голосов и оркестра (1968/69)

    Самое знаковое произведение Берио, Симфония написана для оркестра и восьми вокалистов (с электронным усилением звука) к 125-летнему юбилею Нью-Йоркского филармонического оркестра и посвящена Леонарду Бернстайну. Премьера первой, четырёхчастной версии сочинения была осуществлена Нью-Йоркским филармоническим оркестром и вокальным ансамблем The Swingle Singers под управлением автора в 1968 году. В год создания первой редакции Симфонии мир был потрясён убийством Мартина Лютера Кинга – выдающегося афроамериканского проповедника и борца за права человека в США. В память о нём Берио написал произведение под названием “O King” и уже после премьеры первой версии включил его в состав Симфонии. Премьера пятичастной редакции состоялась в 1969 году на Днях музыки в Донауэшингене в исполнении Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии под управлением Эрнеста Бура. Нью-Йоркский филармонический оркестр исполнил эту версию только в 1970 году под управлением Бернстайна.

    Это произведение – одно из первых явлений постмодернистской “пост-симфонии” и одно из самых известных сочинений послевоенной музыки, в котором последовательно применяется принцип коллажа – музыкального и текстового. (В этом же направлении творил в то же самое время другой крупнейший европейский композитор Бернд Алоиз Циммерман. В начале 1970-х Симфония Берио вдохновила нашего соотечественника Альфреда Шнитке на создание Первой симфонии, где также последовательно применяется принцип музыкального коллажа.) Восемь человеческих голосов, которые участвуют в Симфонии, часто не поют, а говорят, шепчут и выкрикивают обрывки текстов из книги Леви-Стросса «Сырое и приготовленное» (Le cru et le cuit), романа Беккета «Безымянный», словесные ремарки из партитур Малера, а также и других источников.

    Симфония Берио состоит из пяти частей. В первой используются тексты Леви-Стросса на французском языке, в третьей – английские тексты Беккета и Джойса, а текст второй части ограничивается лишь использованием фонем из фразы «О Мартин Лютер Кинг». В остальных частях происходит, в основном, игра со случайными вокальными элементами. Форма сочинения в целом напоминает арку: элементы из первой части отражаются в пятой, а из второй – в четвёртой части. Третья часть – смысловой центр всей композиции. Она нашпигована мельчайшими музыкальными цитатами, нанизанными в свою очередь также на цитатную основу: на протяжении всей части воспроизводится третья часть (скерцо) из Второй симфонии Малера. В названии Третьей части автор воспроизводит малеровское обозначение темпа In ruhig fliessender Bewegung – «в спокойном текучем движении». Сам Берио называл ее «Путешествием на Киферу» (по ассоциации с одноименными картиной Ватто и стихотворением Бодлера) – сюжет, где судно, заполненное подарками, направляется к острову, посвященному богине любви. 

    Музыкально эта идея претворяется в образе «течения» (воплощённого в виде малеровского скерцо), по которому корабль дрейфует сквозь множество цитат. Малеровское же темповое обозначение имеет двоякий смысл, так как эта музыка взята им из собственной же песни «Проповедь Антония Падуанского рыбам». Список цитат весьма внушителен – композитор выбирал эти фрагменты по признакам того или иного сходства с музыкой малеровского скерцо. Разобрать их на слух не всегда возможно: главное здесь – эффект невротического потока быстро сменяющих друг друга ассоциаций из глубин подсознания. Среди источников цитат удаётся различить произведения Шёнберга, Малера, Дебюсси, Хиндемита, Равеля, Берлиоза, Стравинского, Рихарда Штрауса, Баха, Берга, Бетховена, Булеза, Веберна, Брамса, Пуссёра, а также Штокхаузена – между прочим, из «Групп», включенных в программу сегодняшнего концерта!






         

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941 гг.), Натан Рахлин (1941-1945 гг.), Константин Иванов (1946-1965 гг.) и Евгений Светланов (1965-2000 гг.). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые отправившись в зарубежные гастроли в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая.

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.


    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Эйслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. В 2001-2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 гг. – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из трех постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения (наряду с сэром Саймоном Рэттлом и Иваном Фишером), с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Меж двух миров» (к 75-летию со дня рождения Шнитке) и другие. С 2009 сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 года – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер Оркестра Берлинского радио.

    С 2011 года – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивале «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах, посвященных памяти Евгения Светланова и 100-летию начала Первой мировой войны, в симфонических собраниях для студентов Московского университета и Российской академии музыки им. Гнесиных, в городах России и Германии; осуществил мировые премьеры оперы «Король Лир» Слонимского, «Песни Лукерьи» и «Песни восхождения» Вустина, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова в редакции для солистов, хора и симфонического оркестра и полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2016 году в зале имени Чайковского под руководством маэстро прошли четвертый ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» и пятый фестиваль «Другое пространство».

    Юровский был дирижером-постановщиком опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские майстерзингеры» и «Парсифаль» Вагнера, «Отелло», «Фальстаф» и «Макбет» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Ариадна на Наксосе» и «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Похождения повесы» Стравинского, «Моисей и Аарон» Шёнберга, «Воццек» Берга, «Огненный ангел» Прокофьева, «Любовь и другие демоны» Этвеша, Vita Nuova Мартынова и других.

    В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Воана-Уильямса, Шостаковича, Шнитке, симфонических произведений Гайдна, Вагнера, Р. Штрауса, Рахманинова, Равеля, Холста, Онеггера, Бриттена, Джулиана Андерсона, опер Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Цемлинского, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Казеллы, Блоха, Тернеджа, Мишеля ван дер Аа, Андрея Семёнова и других.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию Grammy. Критика отмечает масштабность творческих замыслов и отточенность интерпретаций музыканта, просветительскую направленность его деятельности. В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета.

    Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибекова

    Оркестр создан в 1920 году при Азербайджанском государственном радиокомитете. Главным дирижером коллектива был назначен Марк Черняховский. С оркестром также выступали известные отечественные и европейские дирижеры, среди которых Евгений Мравинский, Николай Голованов, Александр Гаук, Александр Павлов-Арбенин, Самуил Столерман, Отто Клемперер, Рене Батон, Фриц Штидри, что способствовало быстрому росту мастерства коллектива, уже с первых концертов представлявшего слушателям разнообразные программы. 

    В 1938 году на должность главного дирижера приглашен Народный артист РСФСР, профессор Московский консерватории Николай Аносов, с деятельностью которого связан значительный творческий рост коллектива. После начала Великой Отечественной войны концерты оркестра практически прекратились. Он был воссоздан в 1944 году для проведения Декады республик Закавказья в Тбилиси, тогда же оркестру присвоено имя Узеира Гаджибекова. С 1945 по 1948 гг. оркестр возглавлял Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Московской консерватории Лео Гинзбург, при котором коллектив стал одним из лучших в СССР. 

    С 1948 по 1984 гг., более 30 лет, во главе оркестра стоял Народный артист СССР Ниязи Тагизаде-Гаджибеков. Под его руководством были впервые исполнены многие новые произведения азербайджанских композиторов, в том числе Кара Караева, Солтана Гаджибекова и Фикрета Амирова, часть из которых была вдохновлена искусством дирижера. Большое место в репертуаре оркестра занимала русская классика – симфонии и симфонические поэмы Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, произведения европейских романтиков XIX века – Листа, Берлиоза, Дворжака, Сметаны. 

    В 1984 году главным дирижером оркестра назначен Рауф Абдуллаев. С приходом маэстро в Баку начался настоящий музыкальный ренессанс. В Филармонии стали звучать ранее почти не исполняемые симфонические сочинения Бетховена, Шуберта, Брамса, Брукнера, Малера, Дебюсси, Равеля, Онеггера, состоялись бакинские премьеры сочинений Респиги, Хиндемита, Стравинского, Шёнберга, Веберна, Берга, Церхи, Мессиана, Буссотти, Берио, Лютославского, Лигети, Шнитке, Денисова, Губайдулиной, Саариахо, Ф. Караева, Тарнопольского. Постоянно исполнялись новые сочинения азербайджанских композиторов. Оркестр принимал активное участие в Фестивале «Музыка ХХ века» и Международном фестивале современной музыки, носящих имя Кара Караева. Одновременно активно развивалась концертная и гастрольная деятельность ансамбля солистов оркестра. Под руководством Рауфа Абдуллаева оркестр и ансамбль солистов с успехом выступали за рубежом – в США, Германии, Швейцарии, Франции, Великобритании, Италии, Турции, Египте, ОАЭ. 

    5 ноября 2016 года впервые за многие годы оркестр выступил в Москве в рамках Пятого фестиваля «Другое пространство». Под управлением Фуада Ибрагимова были исполнены Симфония Берио и Серенада «1791» Фараджа Караева; в исполнении «Групп» Штокхаузена участвовали также Госоркестр России, ансамбль Questa Musica, дирижеры Владимир Юровский и Филипп Чижевский.

    Ансамбль Questa Musica

    Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году, в его состав вошли одаренные молодые музыканты – певцы и инструменталисты. Уже в следующем году QuestaMusicaвыступал с концертами в Венеции и дебютировал на сцене Московского международного Дома музыки. В 2011 году состоялся концерт ансамбля в Камерном зале Московской филармонии.

    Репертуар ансамбля Questa Musica охватывает русскую и зарубежную классическую музыку, произведения эпох Возрождения и барокко, а также сочинения современных композиторов. Коллектив принимал участие в постановках оперы Пёрселла «Дидона и Эней» (режиссер Алишер Хасанов) и «Сказки о солдате» Стравинского (режиссер Олег Глушков), в исполнении оратории «Мессия» Генделя, симфоний и Реквиема Моцарта на исторических инструментах, представил «Свадебку» Стравинского вместе с Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского. Участвовал в премьере оперы Сергея Невского «Франциск» на Новой сцене Большого театра (дирижер Филипп Чижевский), вместе с голландским ансамблем Vocaallab исполнил оперу Сергея Невского Autland (дирижер Титус Энгель). Принимал участие в первом российском проекте «Ночь музыки» (2013).

    В 2015 году коллектив был приглашен художественным руководителем и режиссером Электротеатра «Станиславский» Борисом Юханановым для сотрудничества в постановке оперного сериала «Сверлийцы», который включил в себя мировые премьеры произведений российских композиторов – Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева. В 2016 году ансамбль QuestaMusica выступал на Фестивале барочной музыки в Линце (Австрия). Среди значимых событий в истории ансамбля также – исполнение Симфонии для восьми голосов и симфонического оркестра Берио на V Фестивале современной музыки имени Кара Караева в Баку (2013) и на V фестивале актуальной музыки «Другое пространство» (Москва).

    Филипп Чижевский

    Родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: хоровое дирижирование (класс Станислава Калинина) и оперно-симфоническое дирижирование (класс Валерия Полянского). В 2008 году стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров в Москве. Еще во время учебы основал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил ряд проектов в России и за рубежом. В 2013 году с этим коллективом представил постановку «Сказки о солдате» Стравинского в Театральном центре на Страстном (хореография Олега Глушкова), а в 2016 году принимал участие в фестивале барочной музыки в Линце (Австрия). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование.

    В 2011 году стал дирижером Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель – Валерий Полянский). Ассистировал маэстро Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром Капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что удостоен благодарности министра культуры Российской Федерации. Дирижировал премьерой оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми. В 2012 году руководил премьерным исполнением оперы Сергея Невского «Франциск» в Государственном академическом Большом театре России. За эту работу номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска». С 2014 года Чижевский – дирижер ГАБТа и музыкальный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра.

    В 2014 году поставил оперу Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай). В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский». В 2016 году за эту работу вновь номинирован на «Золотую маску». Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, «Новая Россия», «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая Опера», Московский камерный оркестр Musica Viva, Филармонический оркестр Брно, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Литовский камерный оркестр и Новый городской оркестр Токио. С 2011 года преподает в Московской консерватории. Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись сочинений Леонида Десятникова «Эскизы к закату» и «Русские сезоны».

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    2 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    6 ноября в 19:00