Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Симфонический оркестр
    Белгородской филармонии,
    Рашит Нигаматуллин, Борис Березовский

    7 октября 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии
    Дирижёр – Рашит Нигаматуллин
    Борис Березовский (фортепиано)

    Лауреат Премии Правительства Москвы в номинации «Музыкальное искусство» (2015 год)

    В программе:
    П. И. Чайковский
    (175 лет со дня рождения)
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Симфония № 6 («Патетическая»)

    12+

    Абонемент №21:

    Шедевры русской симфонической музыки

    Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии

    Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии — один из ведущих оркестров России. Его выступления не раз были отмечены выдающимися творцами отечественного музыкального искусства. Композитор Сергей Слонимский писал: «Я восхищен талантливостью дирижера Рашита Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена дирижерами Р. Нигаматуллиным и Д. Филатовым по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки. Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!»

    Симфонический оркестр Белгородской филармонии был создан в октябре 1993 года по инициативе директора и художественного руководителя филармонии И. Г. Трунова на базе камерного оркестра (дирижер – Лев Арштейн). Главными дирижерами коллектива были Александр Сурженко и Александр Шадрин. В 2006 году его возглавил заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин и с этого момента мастерство оркестра неуклонно росло.

    За 20-летнюю историю в Симфоническом оркестре Белгородской филармонии сформировалась собственная репертуарная политика. Ежегодно коллектив представляет около 40 концертных программ, в основе которых – лучшие образцы отечественной и зарубежной классики. Оркестр исполняет произведения В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, Г. Малера, А. Брукнера, Р. Штрауса, Г. Холста, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Важным направлением деятельности музыкального коллектива является знакомство белгородских слушателей с оперным и балетным репертуаром. Оркестр с успехом представил концертные и сценические версии опер «Алеко» С. Рахманинова, «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Колокольчик», «Дон Паскуале» Г. Доницетти, исполнил музыку балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» И. Стравинского, «Сотворение мира» А. Петрова, «Болт», «Золотой век» Д. Шостаковича, «Спартак» А. Хачатуряна, «Анюта» В. Гаврилина, «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина. Оркестр принимает участие в филармонических просветительских абонементах для детей и студентов.

    Тесные творческие контакты связывали оркестр с выдающимися композиторами и исполнителями Б. Чайковским, Т. Хренниковым, К. Хачатуряном, А. Петровым, В. Казениным, И. Архиповой. Современная концертная жизнь оркестра включает в себя исполнение произведений ярких композиторов В. Кикты, Р. Леденева, С. Слонимского, А. Эшпая; выступления со звездами исполнительского искусства Т. Алихановым, А. Гиндиным, В. Горностаевой, Д. Крамером, Д. Мацуевым, А. Наседкиным, В. Пьявко, Ю. Розумом, А. Севидовым, Д. Хворостовским. В концертах коллектива принимают участие молодые талантливые российские исполнители – Н. Борисоглебский, С. Главатских, Р. Замуруев, Г. Казазян, А. Коробейников, Р. Кудояров, С. Кузнецов, Е. Мечетина, Г. Муржа, И. Федоров, И. Федотов, К. Шамрай, Ю. Игонина и другие музыканты. С оркестром плодотворно работают приглашенные дирижеры – Е. Бушков, В. Венедиктов, В. Вербицкий, А. Галанов, А. Дашунин, К. Жарко, Э. Ледюк-Баром, А. Медведев, В. Онуфриев, А. Оселков, В. Понькин, Е. Шестаков. Большое значение для коллектива имели концерты, которые проходили под управлением Фуата Мансурова.

    Среди постоянных творческих партнеров оркестра Белгородской филармонии – Тамбовский камерный хор имени С. В. Рахманинова, Камерный хор Харьковской филармонии, хор Воронежской государственной академии искусств.

    «Белгородский коллектив замечателен своей собранностью, “управляемостью” – вместе с тем чужд рутины; игра оркестрантов пластична, сердечна, звук красив и хорошо сбалансирован. Теплота, ненавязчивое полнозвучие струнных – важное достоинство коллектива, медные точны, “вокальны” – что вообще встречается редко. Рашит Нигаматуллин нашел то равновесие, при котором разворот симфонической мысли Шостаковича увлекателен, разнообразен. Целое разворачивается с естественностью увлекательного повествования» («Музыкальная академия»).

    География гастролей Симфонического оркестра Белгородской филармонии включает в себя города центральной части России, Урала, Украины, Франции, Швейцарии, Китая.

    Оркестр – неоднократный участник белгородских фестивалей: «Шереметьевские музыкальные ассамблеи» (2012–2014), в рамках которого были организованы совместные проекты с «Имперским Русским Балетом» под управлением Г. Таранды или же с солистами арт-проекта «ТенорА XXI века»; Фестивалей современной музыки, где, в частности, звучали произведения белгородских композиторов. Коллектив постоянно выступает на российских и международных фестивалях: «Московская осень», «Музыкальное обозрение», «Композиторы России — детям», «И звезда с звездою говорит: Д. Шостакович и Г. Свиридов», Фестивале музыки А. Петрова, «Панорама музыки России», «С. В. Рахманинов и украинская культура».

    В 2008 году Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии был принят в «Ассоциацию руководителей симфонических и камерных оркестров России» (АСКОР). В том же году десять молодых музыкантов коллектива вошли в состав Объединенного российского симфонического оркестра, выступившего в День независимости России на III Фестивале симфонических оркестров мира под управлением Валерия Гергиева.

    На следующий год оркестр Белгородской филармонии наряду с 50-ю другими коллективами и организациями, принял участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 20-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение».

    Самыми яркими и знаменательными событиями 2012 года для симфонического оркестра под управлением главного дирижера Р. Д. Нигаматуллина стали выступления на II Симфоническом форме России в Екатеринбурге, на II Международном музыкальном фестивале «Дни высокой музыки на Южном Урале» в Челябинске, а также в Большом зале Московской консерватории в рамках международного фестиваля «Московская осень-2012» с программой «Композиторы России – юбиляры года».

    В 2013 году симфонический коллектив из Белгорода и его главный дирижер с большим успехом выступили в концертах, посвященных 100-летию со дня рождения Тихона Хренникова в Ельце и Липецке.

    «В лице Рашита Нигаматуллина композиторы нашли чуткого интерпретатора. Дирижер имеет вкус к современной музыке, ему подвластны хитросплетения сложных партитур, в своем исполнении он стремиться выявить индивидуальные черты музыки каждого композитора. Качество звучания оркестра – очень высокое, что, конечно, не достигается без большой и тщательной работы» («Музыкальная жизнь»).

    Юбилейный сезон 2013/14 Симфонического оркестра Белгородской филармонии запомнился слушателям концертами, в которых были исполнены грандиозные симфонические произведения – Девятая симфония Г. Малера, «Реквием» Дж. Верди, «Колокола» С. Рахманинова, Четвертая С. Прокофьева, «Альпийская симфония» Р. Штрауса, а также премьеры концертов С. Прокофьева, В. Лютославского, С. Барбера и другие сочинения. Знаковым событием в юбилейном году для оркестра стало выступление в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

    Оркестр Белгородской филармонии открыл сезон 2014/15 выступлением на Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение – 25». Одним из самых важных проектов сезона стал гастрольный тур по Городам воинской славы в рамках федерального проекта «От Победы в Прохоровке к Великой Победе!» с заключительным концертом в Белгороде – Городе первого салюта.

    В декабре 2015 года коллектив принял участие во всероссийской музыкальной акции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова, выступив с концертом на его родине – в Курске.

    В 2010 году Белгородскому симфоническому оркестру была присуждена Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства. Впервые с момента учреждения премии ее был удостоен крупный концертный коллектив.

    В 2010 году филармония награждена Международной общественной Премией в области культуры и искусства «Виват, Маэстро!». За высокую гуманитарную и просветительскую миссию филармонии присвоен статус «Национальное достояние – 2010». В этой награде – большая доля труда Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина.

    Рашит Нигаматуллин

    Рашит Нигаматуллин – художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, заслуженный деятель искусств Украины (1995), обладатель серебряного ордена Славы Международного академического рейтинга популярности «Золотая фортуна» (2002), звания «Персона года» по итогам рейтинга газеты «Музыкальное обозрение» (2014).

    Р. Д. Нигаматуллин родился в городе Горьком. С отличием окончил Горьковскую консерваторию имени М. И. Глинки по классу хорового дирижирования у М. А. Саморуковой (1983) и Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского на кафедре оперно-симфонического дирижирования у Г. Н. Рождественского (1989). Выдающийся мастер так отзывался о своём ученике: «Рашит Нигаматуллин – чрезвычайно одаренный дирижёр. В нём удачно и гармонично сочетаются два слагаемых – яркое артистическое исполнительское дарование и способность к аналитике, острый интерес к проблемам стиля. Нигаматуллин обладает виртуозной и естественной дирижёрской техникой, его оркестровый слух остр и точен». 

    В 1987 году началась активная исполнительская деятельность дирижёра в своей стране и за рубежом. Он дебютировал в Москве на закрытии пленума Союза композиторов СССР в Колонном зале Дома Союзов. Будучи ассистентом Геннадия Рождественского в Симфоническом оркестре Министерства культуры СССР, Рашит Нигаматуллин выступал в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве. С 1989 года он являлся главным дирижёром симфонического оркестра филармонии города Ниш (Югославия, ныне – Сербия). 

    В 1994 году Р. Нигаматуллин получил I премию и специальный приз на I Международном конкурсе дирижёров имени С. Турчака в Киеве. 

    В разные годы он был главным дирижёром и художественным руководителем симфонического оркестра Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко, приглашённым дирижёром Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и других коллективов. Р. Нигаматуллин выступал с Академическим симфоническим оркестром Воронежской филармонии (2005), Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром (2006), симфоническими коллективами Великобритании, Дании, Голландии, Испании, Польши, Югославии, Японии. В числе событий последних лет – выступления с Ростовским академическим симфоническим оркестром (2015) и с Омским академическим симфоническим оркестром (2018). 

    Рашит Нигаматуллин участвовал в IX Всероссийском фестивале «И звезда с звездою говорит: Шостакович и Свиридов» (Курск, 2006), Всероссийском фестивале музыки А. Петрова (Белгород, 2007), фестивалях «Панорама музыки России» (Москва, 2010) и «Московская осень» (2012), II Симфоническом форме России в Екатеринбурге (2012), II Международном музыкальном фестивале «Дни высокой музыки на Южном Урале» в Челябинске (2012), «Шереметьевские музыкальные ассамблеи» в Белгороде (2012–2017), фестивале современной музыки в Белгороде (2014), фестивале к 100-летию со дня рождения Г. Свиридова (Курск, 2015), в различных программах Московской филармонии (2014–2015), принимал участие в зарубежных событиях – Международном фестивале симфонических оркестров в Копенгагене (1997), музыкальных фестивалях в Испании и Голландии (2000–2004), во Франции и Швейцарии (2008). 

    Обладая богатым исполнительским опытом и педагогическим даром, Р. Нигаматуллин воспитал целую плеяду молодых дирижёров. Среди его учеников – Вук Петрович (Югославия), Янг Кук (Корея), Михаил Переплеснин (Россия). 

    Сотрудничество с Симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии началось в 1995 году, с 2006 года Р. Нигаматуллин является художественным руководителем и главным дирижёром коллектива. С оркестром он выступал в Концертном зале имени П. И. Чайковского и в Большом зале Консерватории в Москве, сотрудничал с известными отечественными солистами. Только в течение последних трёх лет это были пианисты Б. Березовский, Н. Луганский, В. Овчинников, А. Романовский, скрипачи Н. Борисоглебский, Р. Замуруев, И. Почекин, А. Притчин, виолончелисты А. Загоринский, А. Рамм, певец В. Ладюк и другие яркие музыканты. 

    Под руководством Р. Нигаматуллина симфоническому коллективу из Белгорода присуждена Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства (2010). 

    Маэстро и оркестр принимали участие в юбилейных мероприятиях, посвящённых 20-летию и 25-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение». В 2014 году по итогам всероссийского рейтинга этого музыкального издания дирижёр был признан «Персоной года», а Симфонический оркестр Белгородской филармонии – «Оркестром года». 

    Среди последних событий в творческой жизни маэстро и оркестра – программа произведений Шостаковича к 75-летию Сталинградской битвы (2018). 

    В 2018 году оркестр Белгородской филармонии отмечает 25-летие основания, а маэстро Нигаматуллин – своё 60-летие.

    Борис Березовский

    Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается виртуозностью, совершенным звуком с богатым спектром динамических оттенков, репертуарным разнообразием. Родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 завоевал IV премию конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Уигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Подтверждением тому стали I премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, завоеванные Березовским в 1990 году.

    С этого момента разворачивается международная карьера пианиста. Он выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский, лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Резиденц-оркестр Гааги и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и амстердамский Консертгебау, Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, филармонические оркестры Роттердама, Мюнхена, Осло, Берлина, Российский национальный, Уральский академический филармонический (УАФО), Новый Японский филармонический оркестр и другие. Партнерами Березовского были Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие известные дирижеры.

    Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройал-фестивал-холл, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского. Среди партнеров Березовского по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.

    В обширной дискографии Березовского – около 40 CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare – все Прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Березовский – обладатель многих премий в области звукозаписи. Его записи сочинений Равеля, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Хиндемита, Шопена, Сен-Санса удостоены премий Diapason d'Or, EchoKlassik, CHOC, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.

    Пианист – участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль». Пианист активно концертирует в России: в Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). «У меня возникло желание создать несколько концертов, посвященных влиянию фольклора на классику, – объяснял пианист. – Ведь многие гениальные русские композиторы вдохновлялись фольклором, любили его и обожали. Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше. Уж на мою жизнь точно хватит». В сентябре 2015 Березовский участвовал в I фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».

    Летом 2015 года Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе имени Чайковского. На телеканале «Россия – Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 удостоен звания Заслуженный артист РФ. Носит звание Steinway Artist.