В День рождения Маэстро.
    «Планета Башмета»

    24 января 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Константин Хабенский (художественное слово)
    Жан-Люк Понти (скрипка)
    Сергей Крылов (скрипка)
    Олли Мустонен (фортепиано)
    Диана Арбенина (вокал)
    Нино Катамадзе (вокал)
    Александр Рудин (виолончель)
    Массимо Кварта (скрипка, Италия)
    Дирижёр – Александр Сладковский
    Ксения Башмет (фортепиано)
    Камерный ансамбль
    «Солисты Москвы»
    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
    Дирижёр – Юрий Башмет

    Солисты Всероссийского юношеского симфонического оркестра 

    Постановка Виктора Крамера



    Организатор концерта ООО «Русское концертное агентство»

    12+

    Сергей Крылов

    Утончённая музыкальность, блистательная виртуозность в сочетании с глубоким лиризмом и красотой звука – это только некоторые качества, благодаря которым Сергея Крылова называют одним из самых выдающихся музыкантов своего поколения. 

    Он родился в 1970 году в Москве в семье музыкантов: выдающегося скрипичного мастера Александра Крылова и пианистки, преподавателя Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Людмилы Крыловой.

    Начав заниматься на скрипке с 4 лет, Сергей вскоре поступил в ЦМШ, где обучался у Сергея Кравченко и Абрама Штерна. В 10 лет он дебютировал с оркестром. Ещё в годы учебы много гастролировал в России, Китае, Польше, Финляндии, Германии. 

    После победы на Международном конкурсе скрипачей имени Р. Липицера в Гориции (Италия, 1989) С. Крылов продолжил обучение в Италии, в Walter Stauffer Academy у знаменитого скрипача и педагога Сальваторе Аккардо. 

    Музыкант получил широкую известность после завоевания первых премий на Международном конкурсе имени А. Страдивари в Кремоне (1998) и Международном конкурсе имени Ф. Крейслера в Вене (2000). Среди наиболее значительных личностей, с которыми работал музыкант, особо следует отметить Мстислава Ростроповича, который написал: «Сергей Крылов входит в пятерку лучших современных скрипачей мира». В свою очередь, С. Крылов неоднократно отмечал, что опыт общения с гениальным мастером значительно изменил его как музыканта. 

    Сергей Крылов выступает в лучших залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, на самых престижных фестивалях. Он играл со всемирно известными оркестрами под управлением выдающихся дирижёров, среди которых Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Ашкенази, Юрий Симонов, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Саулюс Сондецкис, Михаил Плетнев, Андрей Борейко, Владимир Юровский, Василий Петренко, Дмитрий Лисс, Никола Луизотти, Джеймс Конлон, Фабио Луизи, Ютака Садо, Золтан Кочиш, Омер Меир Уэллбер, Гюнтер Хербиг, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Роберто Аббадо, Майкл Нестерович. В числе оркестров, с которыми сотрудничал скрипач, – Лондонский Королевский филармонический оркестр, филармонические оркестры Ла Скала, Немецкого радио, Гамбурга, Копенгагена, симфонические оркестры Дрезденской государственной капеллы, Берлина, Атланты, NHK (Токио), Франкфуртского радио, радио Франции, оркестр Чешской филармонии, Будапештский фестивальный оркестр, Венский симфонический, оркестры Академии Санта Чечилия в Риме, имени Дж. Верди в Милане, Filarmonica Toscanini в Парме, Камерата Зальцбург, Английский камерный оркестр, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт–Петербургской филармонии, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, оркестр Мариинского театра, оркестр «Новая Россия», Российский национальный оркестр, Уральский академический филармонический оркестр, Камерный ансамбль «Солисты Москвы». 

    Уделяя большое внимание камерному музицированию, Сергей Крылов постоянно выступает в ансамбле с такими прославленными артистами, как пианисты Денис Мацуев, Николай Луганский, Ефим Бронфман, Лилия Зильберштейн, Итамар Голан, Михаил Рудь, Бруно Канино, Золтан Кочиш, Александр Маджар, Стефания Мормоне, скрипач Максим Венгеров, альтисты Юрий Башмет, Нобуко Имаи, Максим Рысанов, виолончелисты Александр Князев, Миша Майский, Александр Бузлов, певица Элина Гаранча, ансамбль Belcea Quartet. 

    С 2008 года Сергей Крылов совмещает карьеру скрипача с дирижёрской деятельностью. В том же году он стал художественным руководителем и главным дирижёром Литовского камерного оркестра. Был приглашённым дирижером Английского камерного оркестра, оркестра Accademia Orchestra Mozart (Болонья), симфонических оркестров Regionale Toscana, Magna Grecia, оркестра Teatro Lirico в Кальяри, оркестра города Раанана (Израиль), Новосибирского академического симфонического оркестра и ряда других коллективов. 

    Дискография скрипача включает альбомы для звукозаписывающих фирм EMI Classics, Agora и «Мелодия». В сотрудничестве со Стингом он записал DVD Twin Spirits, посвященный Роберту Шуману. 

    Помимо записей на EMI Classics и «Мелодии» за последнее время Сергей Крылов выпустил два диска на фирме Deutsche Grammophon, получившие высокую оценку международной музыкальной критики: «Времена года» Вивальди с Литовским камерным оркестром и 24 каприса Паганини для скрипки соло. Совместно с композитором и дирижёром Эцио Боссо и Симфоническим оркестром “La Fenice” (Венеция) выпустил диск с исполнением “Esoconcerto” на Sony Classics. Среди последних записей также скрипичный концерт «Метаморфозы» Кшиштофа Пендерецкого, исполненный под управлением автора. 

    Много времени Сергей Крылов уделяет преподавательской деятельности. Вместе с матерью–пианисткой он организовал в Кремоне музыкальную академию Gradus ad Parnassum. С 2012 года является профессором Консерватории в Лугано (Швейцария).

    Олли Мустонен

    Олли Мустонен – универсальный музыкант нашего времени: композитор, пианист, дирижер. Родился в 1967 году в Хельсинки. В 5 лет начал брать уроки игры на фортепиано и клавесине, а также композиции. Занимался у Ральфа Готони, затем продолжил занятия по фортепиано у Ээро Хейнонена и по композиции у Эйноюхани Раутаваары. В 1984 году стал лауреатом конкурса молодых исполнителей академической музыки «Евровидение» в Женеве.

    Как солист выступал с оркестрами Берлина, Мюнхена, Нью-Йорка, Праги, Чикаго, Кливленда, Атланта, Мельбурна, Королевским оркестром Консертгебау, Шотландским симфоническим оркестром BBC, Австралийским камерным оркестром и такими дирижерами, как Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Герберт Блумстедт, Мартин Браббинс, Пьер Булез, Мюнг Вун Чунг, Шарль Дютуа, Кристоф Эшенбах, Николаус Арнонкур, Курт Мазур, Кент Нагано, Эса-Пекка Салонен, Юкка-Пекка Сарасте, Пааво Ярви, Юрий Башмет и другие. Дирижировал большинством оркестров Финляндии, Камерным оркестром Немецкой филармонии в Бремене, Веймарской Штаатскапеллой, оркестрами Западногерманского радио в Кёльне, «Камерата Зальцбург», «Северная симфония» (Великобритания), Шотландским камерным оркестром, Национальным симфоническим оркестром Эстонии, Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, японским NHK и др. Основатель Фестивального оркестра Хельсинки.

    Многие годы существует творческий союз Мустонена с оркестром Мариинского театра и Валерием Гергиевым. В 2011 году пианист участвовал в концерте-закрытии Х Московского Пасхального фестиваля. Также Мустонен сотрудничает с Родионом Щедриным, который посвятил пианисту Пятый фортепианный концерт и пригласил его исполнить это сочинение на своих юбилейных концертах к 70-летию, 75-летию и 80-летию. В августе 2013 года Мустонен сыграл Концерт № 4 Щедрина на Фестивале Балтийского моря в Стокгольме с оркестром Мариинского театра. Под управлением Мустонена записан диск сочинений Щедрина – виолончельный концерт Sotto voce и сюита из балета «Чайка».

    Среди сочинений Мустонена – две симфонии и другие оркестровые произведения, концерты для фортепиано и для трех скрипок с оркестром, многочисленные камерные произведения, вокальный цикл на стихи Эйно Лейно. Ему принадлежат также оркестровки и переложения произведений Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Стравинского, Прокофьева. В 2012 году Мустонен дирижировал премьерой своей Первой симфонии Tuuri для баритона и оркестра, заказанной филармоническим оркестром Тампере. Вторая симфония, Johannes Angelos, создана по заказу Филармонического оркестра Хельсинки и впервые прозвучала под управлением автора в 2014 году.

    Среди записей Мустонена – прелюдии Шостаковича и Алкана (премия Эдисона и приз журнала Gramophone «За лучшую инструментальную запись»). В 2002 году музыкант подписал эксклюзивный контракт с лейблом Ondine, на котором записаны Прелюдии и фуги Баха и Шостаковича, сочинения Сибелиуса и Прокофьева, Соната №1 Рахманинова и «Времена года» Чайковского, альбом фортепианных концертов Бетховена с оркестром Tapiola Sinfonietta. Среди недавних записей – «Концерт в миксолидийском ладу» Респиги с Оркестром Финского радио под управлением Сакари Орамо и диск с сочинениями Скрябина. В 2014 году Мустонен записал свою Сонату для виолончели и фортепиано в дуэте со Стивеном Иссерлисом.

    В 2015 году на фестивале «Шпаннунген» в Хаймбахе в Германии состоялась премьера Фортепианного квинтета Мустонена. Вскоре прошли премьеры Квинтета в Стокгольме и в Лондоне. 15 ноября 2015 года, в день открытия фестиваля Валерия Гергиева «360

    градусов» в Мюнхене, Мустонен принял участие в уникальном марафоне — исполнении всех фортепианных концертов Прокофьева с Мюнхенским филармоническим оркестром под управлением маэстро Гергиева, сыграв Концерт №5. Работает над записью полного цикла фортепианных концертов Прокофьева. Награжден высшей государственной наградой Финляндии для деятелей искусства – медалью Pro Finlandia.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий – как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.

    Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

    «Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался – в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, – говорит Рудин. – Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше – как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста – еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».

    С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

    Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

    В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).

    Массимо Кварта

    Мировая пресса называет скрипача Массимо Кварту «воплощением элегантности», музыкантом, игре которого присуще редкое сочетание «огня и чувственности с безукоризненной чистотой звука». Оригинальный подход скрипача к исполнению виртуозной итальянской музыки завоевал ему признание публики, а критики уже давно определили Кварте «почетное место среди самых выдающихся артистов» (TheStrad).<<>cut>

    Массимо Кварта учился в Консерватории имени Тито Скипы в Лечче (Италия) и Консерватории Санта Чечилия в Риме у Беатриче Антониони. Также занимался у таких известных скрипачей, как Сальваторе Аккардо, Руджеро Риччи, Павел Верников и Абрам Штерн.

    После побед на престижных итальянских конкурсах OperaPrimaPhilips и Витторио-Венето, Массимо Кварта завоевал первую премию на знаменитом Международном конкурсе скрипачей имени Н. Паганини в Генуе (1991), что дало решающий импульс его международной карьере.

    Концерты Массимо Кварты проходили в главных концертных залах мира: берлинском Концертхаусе и Берлинской филармонии, амстердамском Консертгебау, зале Плейель и Театре Шатле в Париже, театре Ла Скала в Милане, Академии Санта Чечилия в Риме, Gasteig в Мюнхене, Альте-опер во Франкфурте, Тонхалле в Дюссельдорфе, Варшавской филармонии, MetropolitanArtSpace и BunkaKaikan в Токио, Большом зале Московской консерватории и других. Он выступал со многими известными оркестрами мира под управлением таких дирижеров, как Юрий Темирканов, Мюнг Вун Чунг, Кристиан Тилеманн, Альдо Чеккато, Дэниел Хардинг, Даниэле Гатти, Владимир Юровский, Даниэль Орен, Казуши Оно. Принимает участие в известных фестивалях в Равенне, Неаполе, Стрезе, Сполето, Читта-ди-Кастелло (Италия), в Берлине, Потсдаме и Фестивале Боденского озера (Германия), Гидона Кремера в Локенхаусе (Австрия), в Лионе (Франция), Любляне (Словения), Братиславе (Словакия), Кухмо (Финляндия), Саппоро (Япония), Сарасоте (США) и других.

    В последние годы наряду с большим количеством сольных концертов, Массимо Кварта выступает как дирижер, и уже получил известность как один из наиболее интересных дирижеров Европы своего поколения. Он выступал с Королевским филармоническим оркестром, Берлинским симфоническим оркестром, Оркестром Итальянской Швейцарии, IPomeriggiMusicali (Милан), оркестрами Театра Карло Феличе (Генуя), Падуи, Фонда А. Тосканини, имени Гайдна (Больцано), Камерным оркестром Академии Санта Чечилия, Пражским камерным оркестром, коллективами Дании и Испании. Являлся художественным руководителем оркестра SinfonicaAbruzzeseи Симфонического оркестра Лечче.

    В 2007 году Массимо Кварта дебютировал как дирижер в венском Музикферайне с Венским филармоническим оркестром, в 2008 году — в амстердамском Консертгебау с Нидерландским симфоническим оркестром.

    Массимо Кварта известен своими записями произведений Паганини. Среди них — 6 концертов для скрипки с оркестром, которые Массимо Кварта исполнил на принадлежавшей Паганини скрипке Cannone Гварнери дель Джезу (Dynamic) и 24 каприса (Chandos). Также сольные записи Массимо Кварты вышли на фирмах Philips и Delos.

    На фирме Dynamic вышли записи Массимо Кварты в качестве дирижера (концерты для двух и трех фортепиано и фортепианные рондо Моцарта с Королевским филармоническим оркестром), а также как дирижера и солиста (4 и 5 концерты для скрипки с оркестром А. Вьетана с Оркестром имени Гайдна).

    Удостоен международного приза FoyerDesArtistes, Международной премии в области искусств и зрелищ имени Джино Тани, премии Chocот журнала LemondedelaMusique (2004). Президент итальянского отделения организации культурного обмена ESTA, профессор Консерватории Итальянской Швейцарии в Лугано.

    Играет на скрипке Дж.-Б. Гваданини (1765).

    Александр Сладковский

    Народный артист России Александр Сладковский – выпускник Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Лауреат III Международного конкурса имени Прокофьева. Дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Был главным дирижёром Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, работал также с Российским национальным оркестром. В 2005 году приглашён Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки оперы «Кармен» Бизе, а в 2006 – Мстиславом Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки – в Санкт-Петербургской консерватории). С 2006 по 2010 гг. – дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.

    С 2010 года Сладковский – художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. За семь лет работы в ГСО РТ маэстро радикально изменил ситуацию в коллективе, значительно повысив его статус в музыкально-общественной жизни Республики Татарстан и всей страны. ГСО РТ под руководством Сладковского – первый российский региональный коллектив, чьи выступления записаны на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В 2016 году оркестр впервые за свою историю дал концерты в рамках Европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в Золотом зале Музикферайна (Вена). 

    Оркестры под управлением Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачёвой, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Московские Пасхальные фестивали, Crescendo, Музыкальный фестиваль земли Шлезвиг-Гольштейн, Веймарский фестиваль искусств, Будапештский весенний фестиваль, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Безумный день в Японии», «Хибла Герзмава приглашает», «Опера априори», Братиславский музыкальный фестиваль, «День России в мире – Russian Day» (Женева) и другие. 

    Сладковский – основатель и художественный руководитель музыкальных фестивалей «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас». В 2012 году осуществил запись «Антологии музыки композиторов Татарстана» и альбома «Просветление» на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records. В апреле 2014 года ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступил в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже на церемонии присвоения Денису Мацуеву звания Посла доброй воли. В сезоне 2014/15 Сладковский с ГСО РТ выступил в Большом театре России в рамках юбилейного концерта, посвящённого 10-летию фестиваля Crescendo, и в Санкт-Петербурге, где на сцене Концертного зала Мариинского театра прошёл первый гастрольный абонемент оркестра из трёх концертов. 

    Сладковский – артист международного концертного агентства IMG Artists. В июне 2015 года награждён памятным знаком – медалью «Николай Римский-Корсаков», в октябре Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов вручил Сладковскому орден «Дуслык» – «Дружба». В 2016 году под управлением маэстро на фирме «Мелодия» записаны три симфонии Малера, а также все симфонии и концерты Шостаковича. В 2016 году Александр Сладковский назван «Дирижёром года» по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение» и «Человеком года в культуре» по версии журналов «Деловой квартал» и электронной газеты «Бизнес Online».

    Ксения Башмет

    Ксения Башмет получила музыкальное образование в МССМШ имени Гнесиных (педагоги Елена Эфрусси, Татьяна Зеликман), Московской консерватории (класс профессора Льва Наумова) и аспирантуре Консерватории (класс доцента Ирины Кирилловой и профессора Тиграна Алиханова). Дипломант Международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» (Санкт-Петербург, 1994), лауреат I Международного конкурса камерных ансамблей имени Танеева (Калуга) и XVIII Международного конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия). Дважды удостаивалась спецпризов Международного конкурса альтистов Юрия Башмета: «Лучшему иллюстратору (концертмейстеру)» в 2010 году и «За великолепное музыкальное сопровождение» в 2013-м. Лауреат Молодежной премии «Триумф» (2004), премии «Золотой нотный стан» (Флоренция, 2005).

    Участница международных фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция), Вербье (Швейцария), Тэнглвуде (США), на острове Эльба (Италия), а также российских музыкальных форумов: «Молодые звезды ХХI века» (Самара), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», «Возвращение», Ars Longa, Vivacello (Москва), фестивалей Юрия Башмета в Сочи, Ярославле и Хабаровске.

    Гастролирует в России и за рубежом. Ее концерты проходили в Европе, Японии, США, Израиле, в том числе в залах New Tokyo Opera City Hall, Музикферайн (Вена), Бетховенский зал (Бонн), Тонхалле (Цюрих). Как солистка выступала с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Камерным ансамблем «Солисты Москвы», Ансамблем солистов «Концертино», Берлинским и Гамбургским камерными оркестрами, филармоническими коллективами Сочи, Тольятти, Самары, Красноярска, Воронежа. Среди сценических партнеров Ксении Башмет – Гидон Кремер, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Кристоф Барати, Юлиан Рахлин, Александр Князев, дирижеры Марис Янсонс, Саулюс Сондецкис, Дмитрий Лисс, Александр Сладковский, Фабио Мастранджело.

    Пианистка выпустила два CD на лейбле Quartz, один из которых, Piano Collection Майкла Наймана, был назван «диском недели» на английском радио Classic FM. Ксения Башмет – первая исполнительница сочинений Артема Васильева, Елены Лангер, М. Ковалевой, Александра Чайковского. Приняла участие в записях диска «24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого» и альбома к юбилею Александра Чайковского, осуществленных фирмой «Мелодия». С 2016 года – директор и педагог Открытой школы музыки при Башмет-центре.

    Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

    Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1986 году. В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: Башмет собрал коллектив фактически заново, пригласив выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории. Российский дебют новых «Солистов Москвы» прошел 19 мая 1992 года на сцене Большого зала консерватории, а 21 мая состоялся европейский – на сцене Парижского зала «Плейель».

    «Солисты Москвы» – коллектив единомышленников. Безупречное чувство ансамбля музыкантов, не одно десятилетие играющих вместе, сочетается с яркой индивидуальностью каждого артиста. В репертуаре «Солистов Москвы» свыше 350 шедевров отечественной и мировой классики: от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова. Ансамбль регулярно исполняет сочинения Канчели, Губайдулиной, Александр Чайковского и других композиторов – наших современников.

    За четверть века «Солисты Москвы» дали около 2000 концертов. Их искусству рукоплескали более чем в 50 странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, в Австралии и Новой Зеландии. «Солисты Москвы» выступали на самых известных сценах мира: Карнеги-холл в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холл в Токио, Барбикан-холл в Лондоне, «Тиволи» в Копенгагене, зал Берлинской филармонии, Музикферайн в Вене, «Академия Санта- Чечилия» в Риме, Сиднейский оперный театр, Большой зал Московской консерватории. Ансамбль участвует в «Променад-концертах» в лондонском Альберт-холле, концертных сериях Prestige de la Musique в парижском «Плейель», Sony Classical в Театре на Елисейских Полях. Коллектив – желанный гость на таких форумах, как «Музыкальные недели в Туре» (Франция), «Эльба – музыкальный остров Европы» и фестиваль в Равенне (Италия), фестивали в Монтре (Швейцария), Бате (Англия), Сиднее (Австралия), Габале (Азербайджан), Фестиваль камерных оркестров мира в Омске, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и «Посвящение Олегу Кагану» в Москве.

    Концерты ансамбля неоднократно транслировались и записывались ведущими радиостанциями мира: Би-Би-Си, Баварским радио, Радио Франс, японской корпорацией NHK. С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Ефим Бронфман, Олег Майзенберг, Максим Венгеров, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Сергей Крылов, Сара Чанг, Кристоф Барати, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Джеймс Гэлуэй, Линн Харрелл, Марио Брунелло, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Игорь Бутман, Фридрих Липс и другие прославленные солисты. Одним из ярких событий в биографии коллектива стала совместная с Мстиславом Ростроповичем и Гидоном Кремером запись мировой премьеры «Концерта на троих» Шнитке.

    В 2008 году ансамбль был удостоен премии «Грэмми» за запись музыки Стравинского и Прокофьева. «Солисты» также трижды номинировались на «Грэмми»: в 1994 году за диск с записью произведений Шостаковича и Брамса, в 2006 за диск с записью камерных симфоний Шостаковича, Свиридова и Вайнберга, а в 2009 – за запись произведений японских и китайских композиторов.

    С 2008 года ансамбль ежегодно принимает участие в Зимнем фестивале искусств в Сочи, который возглавляет Юрий Башмет. «Солисты Москвы» участвуют также в Московском международном конкурсе альтистов Юрия Башмета и его фестивалях в Ярославле, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Минске, на Сейшельских островах. В феврале 2014 года «Солисты Москвы» стали участниками культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

    В 2007 году в честь своего 15-летия «Солисты Москвы» совершили беспрецедентный тур по России, дав 42 концерта в 39 городах. Один из концертов – в Североморске – состоялся на крейсере «Петр Великий». Во время этого турне в Уфе музыканты дали свой 1000-й концерт. По случаю 20-летия ансамбля зимой 2011-2012 гг. состоялось мировое турне, во время которого «Солисты» выступили в Лондоне, Берлине, Милане, Хельсинки, Вашингтоне, Торонто, Сингапуре, Токио, Пекине, Шанхае и других городах мира: 80 концертов в 30 странах пяти континентов. В 2009 году ансамбль провел новое турне по городам России, играя на инструментах работы Страдивари из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Подобной чести не был удостоен ни один из российских коллективов. В сезоне 2013/14 «Солисты Москвы» совершили подобный тур по столицам стран Европы.

    В сезоне 2016/17 Камерный ансамбль «Солисты Москвы» проводит масштабный тур, посвященный 25-летию коллектива. Выступления запланированы более чем в 50 городах России: от Дальнего Востока до Калининграда, от Архангельска до Ставрополя и Краснодара. Главная цель тура – познакомить с искусством «Солистов Москвы» и Юрия Башмета максимальное число отечественных слушателей.

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрёл свою неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощённость, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворённостью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

    «Юрий Башмет уже много лет идет наперекор любым правилам и стандартам… Он – музыкант, который может всё… Оркестр буквально заворожил зал трагической и прекрасной музыкой…» («Комсомольская правда»). 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижёры и исполнители, среди которых: Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, сэр Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков. 

    «...Оркестр “Новая Россия” доставил наслаждение публике своей отточенной техникой исполнения, глубокой музыкальностью и очень интересной интерпретацией...» (Main-Echo, Франкфурт). 

    С 2002 года оркестр дал более 750 концертов в России и за рубежом. «Новой России» рукоплескали в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польши, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, Японии, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    «Юрий Башмет, царь альта, и его молодой симфонический оркестр завоевали публику! Концерт вдохновенный и вдохновляющий! Настоящий триумф…» (Le Matin Сannes, Франция). 

    «Оркестр продемонстрировал исключительное качество: абсолютную слаженность, точность и разнообразие глубины звука, полного нежности, страсти и безудержного накала» (Corriere della Sera, Испания). 

    «Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (Neues Volksblatt, Линц). 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Дж. К. Менотти, А. Шнитке, Э. Денисова, М. Таривердиева, С. Губайдулиной, Г. Канчели, А. Чайковского, Тан Дуна, Ж. Л. Понти, Т. Такемицу, М. Фелдмана, И. Райхельсона, Х. Ротта, Э. Табакова, А. Балтина, В. Комарова, Б. Франкштейна, Г. Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. 

    В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации, в В 2010 году - Грант Президента РФ. 

    «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны и музыка, сопровождавшая церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Коллектив под управлением Юрия Башмета выступил с концертом на заседании Олимпийского комитета. «Произведения великих российских композиторов в их современном прочтении рисовали музыкальное полотно церемонии, по масштабу сопоставимое с самой Олимпиадой» («Русский век»). 

    В сезоне 2018/19 оркестр представляет в Московской филармонии три именных абонементных цикла: в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Консерватории и Концертном зале имени С. В. Рахманинова Концертного комплекса «Филармония-2», а также принимает участие в других филармонических абонементах. С оркестром выступают Юрий Башмет (в качестве дирижёра и солиста); дирижёры Лучано Акочелла, Денис Власенко, Ксения Жарко, Александр Лазарев, Игорь Разумовский, Марчелло Рота, Александр Сладковский, Робертас Шервеникас, Владимир Федосеев, 

    Кристиан Ярви. В концертах сезона принимают участие пианисты Петр Айду, Игорь Бриль, Алексей Володин, Андрей Гугнин, Елизавета Леонская, Вадим Холоденко; скрипачи Алена Баева, Павел Милюков, Вадим Репин, Виктор Третьяков, Томас Цетмайр; виолончелисты Александр Бузлов, Александр Рудин; вокалисты Хибла Герзмава, Карин Дейе, Надин Сьерра, Патриция Чьофи, Массимо Джордано, Майкл Фабиано, Олег Цыбулько и многие другие звёзды мировой сцены и молодые таланты.

    Юрий Башмет

    Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. Еще в студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и Мюнхене (1976, I премия). Вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в его истории альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных нашими современниками. Для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено более 50 произведений. Выступал со всеми крупнейшими оркестрами мира.

    В 1982 году начал дирижировать, в 1986 создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые молодые музыканты – выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году ансамбль вместе с Юрием Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный «Грэмми» за всю ее 50-летнюю историю.

    С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В симфонических абонементах Башмета музыка разных эпох и стилей – Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шнитке, Губайдулина, Канчели. Выступления оркестра с успехом проходят в таких странах, как Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония.

    Многолетняя творческая дружба и многочисленные совместные концерты связывали Башмета и Святослава Рихтера. После смерти Рихтера, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также музыкальные фестивали «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.

    Созданный Башметом Международный Благотворительный Фонд учредил Международную премию имени Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая присуждена Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тан Дуну.

    Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, в фонды помощи детям-инвалидам.

    Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Юношеской музыкальной академии стран СНГ во Львове (Украина). В 2012 году под руководством Юрия Башмета создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.

    Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о творчестве Башмета.