VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство»

    1 декабря 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Мартынов
    «Рождественская музыка» для детского хора, камерного оркестра и органа

    Обладатели абонемента «Другое пространство»
    или билета на этот концерт могут
    посетить постконцерт в 22:00 бесплатно.

    12+

    Абонемент №2:

    VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

    «Рождественская музыка» для детского хора, камерного оркестра и органа (новая версия сочинения 1976 года)

    В каком-то смысле это раритетная вещь — ведь ей уже больше сорока лет. Конечно же, каждую старую вещь можно назвать раритетной, но в этой вещи отразился интересный момент: момент, когда многие композиторы усомнились в действенности принципа композиции. Помню, как-то раз после нашего концерта в Питере мы всю ночь простояли с Сильвестровым в коридоре вагона «Красной стрелы», и именно во время той беседы он произнес знаменательные слова: «Сочинение музыки в наше время — это гальванизация трупа». А вскоре Пярт, случайно зашедший ко мне на Огарева, взял маленький африканский барабанчик, стоящий у меня на рояле, и, ударив по нему, сказал: «О, какой звук! Какая полнота! Зачем после этого нужно сочинять еще что-то?» «Рождественская музыка» — попытка ответа на вопрос: как можно освободить музыку от диктата композитора? Как свести деятельность композитора к минимуму?

    «Тихие песни» Сильвестрова стали одним из вариантов ответа. С одной стороны, они решали остро стоявшую перед нами проблему преодоления авангардизма Денисова и Губайдулиной, но, с другой стороны, были недостаточно радикальны, в них было еще очень много композиторской сложности, композиторства как такового. Мне казалось, что нужно поступить еще более жестко, что я и попытался проделать в «Рождественской музыке», где вся композиторская премудрость сведена к примитивной геометрии сопоставления параллельного мажора и минора и к квадратному повторению запева и припева.

    Здесь повторение начинает выполнять особую роль. Оно должно пониматься как защитная стратегия по отношению к потрясениям и травмам, которые наносит нам мир. И в этом я просто пытаюсь усвоить урок детства. Ребенок защищается с помощью повторения: еще раз та же сказка, та же игра, тот же жест. В бесконечных повторах запевов и припевов возрождается усиленное детское требование «еще одного раза», или, точнее, возникает необходимость повторного действия в качестве защиты от подступающего к нам со всех сторон омертвения. Именно в наивном детском требовании «еще одного раза» заключается наша надежда. В бесконечном повторении детских считалочек кроется разрешение всех наших взрослых проблем. Детство, преодолевающее взрослость, — это жизнь, преодолевающая смерть.

    В произведении отражены три основных момента Рождества: приход волхвов, явление ангелов пастухам и пребывание у яслей. Здесь отражено наше детство: это пятидесятые, это «Витя Малеев в школе и дома» — книга, которой мы зачитывались, это пионерские песни тех лет, совершенно забытый материал. Бесхитростный, безыскусный материал этих песен слился для меня с дореволюционными книжками для простого народа. И мне кажется, что нет никакой разницы между советской и российской действительностью. Потому что детство, если оно счастливое, всегда одно и то же. Счастливое детство всегда связано с чудом, с Христом, с Рождеством прежде всего. Восемь песен сочинены практически на один и тот же текст, меняясь только мажором и минором. Песни предваряют три инструментальных прелюдии. Первая прелюдия – для звезды и волхвов. Вторая прелюдия – для ангелов и пастухов. И третья прелюдия – для младенца Христа. Затем следуют песни. Нам всем надо как бы превратиться в простой народ, который их поет.

    Владимир Мартынов



    Подробнее о фестивале на сайте drugoeprostranstvo.ru

    Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии

    Ансамбль создан в 1982 году известной скрипачкой, лауреатом международных конкурсов Татьяной Гринденко. С первых же выступлений музыканты показали себя коллективом универсальных возможностей, способным решать сложнейшие исполнительские и творческие задачи. С 1987 года ансамбль входит в состав Московской филармонии.

    «Академия» была одним из пионеров традиции аутентичного исполнительства старинной музыки в нашей стране. Сегодня, спустя 30 лет, «академисты» остаются верны этой манере, играя на старинных инструментах с использованием барочных смычков, передавая дух и смысл музыки далеких эпох: Монтеверди, Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Перселла, Букстехуде, Баха, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина, Бортнянского, Пашкевича и многих других авторов того времени. Начиная c 1990-х годов, репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других современных композиторов. 

    Мировую славу принесли ансамблю выступления во многих странах мира, на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Мартин Борнус-Щетинский, Ирена Графенауэр, Гидон Кремер, Марк Такер, Роберт Холл, Томас Цетмайр, Андреас Штайер и другие. «Академия старинной музыки» участвовала в мировых премьерах оперы Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «Сакро-Арт» (Локкум, Германия, 1997); оперы Галуппи «Король-пастух», которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссер Анатолий Васильев, композитор Владимир Мартынов, Москва, 1999, к 200-летию Пушкина). Татьяна Гринденко – музыкальный руководитель этих постановок. 

    В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» Гринденко создает ансамбль Opus Posth., специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство». В основе его деятельности – концепция композитора Владимира Мартынова, определившая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации. Потенциал композиторской музыки (опус-музыки) исчерпан, в этом смысле opus-posth.-музыка – это то, что следует за опус-музыкой и заменяет ее. Ансамбль создает новое пространство, привнося в свои выступления ритуальность сакральной музыки, оперируя архаичными традициями на основе новейших современных композиторских методов. В репертуаре коллектива – музыка Адамса, Айвза, Батагова, Гербера, Гласса, Десятникова, Дрешера, Загния, Зайготта, Канчели, Карманова,  Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Мартынова, Наймана, Пелециса, Пярта, Райли, Райха, Сильвестрова. 

    Ансамблем осуществлен ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах 2000», «Немецкий реквием», «Смерть дикого воина» и другие. В 2004 Opus Posth. участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленном Юрием Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой Мартынова) и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» (режиссер Екатерина Поспелова, дирижер Татьяна Гринденко). В 2006 году с участием Opus Posth. была поставлена мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссер Илья Эпельбаум, Москва). В 2012 году состоялась премьера этномифологического перформанса Владимира Мартынова «Дети выдры», созданного совместно с тувинским ансамблем Хуун-Хуур-Ту.

    Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth. сделаны многочисленные записи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCn'C Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и других.

    Большой детский хор имени В. С. Попова

    Свою историю коллектив ведет с 1970 года, когда при Государственном комитете по телевидению и радиовещанию был образован Большой детский хор, насчитывающий более 200 детей от 7 до 17 лет. Организатором и бессменным руководителем хора на протяжении 38 лет был народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, профессор Виктор Сергеевич Попов. С 2008 года Большой детский хор носит имя своего создателя. 

    Специально для коллектива создавали и создают свои произведения лучшие композиторы. Творческая история хора связана с такими именами, как Александра Пахмутова, Родион Щедрин, Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Юрий Чичков. БДХ участвовал в творческих проектах Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва, Валерия Гергиева, крупнейших культурных и благотворительных акциях. У хора огромный репертуар, охватывающий самые разные стили и эпохи, от классики до всенародно любимых песен отечественных авторов из популярных фильмов. Неоднократно Большой детский хор участвовал и побеждал в крупнейших европейских международных конкурсах. БДХ побывал на гастролях более чем в двадцати странах мира.

    Татьяна Гринденко

    Татьяна Гринденко – выпускница Московской консерватории, ученица знаменитых педагогов – профессоров Юрия Янкелевича и Майи Глезаровой. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени Чайковского и имени Венявского. Основатель и руководитель ансамблей «Академия стариной музыки» и Opus Posth.. Народная артистка России. За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии РФ (2003).

    Выступала с ведущими оркестрами мира – Венским и Берлинским филармоническими, Дрезденской Штаатскапеллой, оркестром лейпцигского Гевандхауса, с симфоническими оркестрами Бруклина, Лос-Анджелеса, Французского радио, RAT Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и другими. Принимала участие в фестивалях академической и старинной музыки, различных авангардных акциях.

    Ее партнерами по сцене были выдающиеся музыканты: Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Валерий Афанасьев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Ирена Графенауэр, Андреас Штайер, Франс Брюгген, Алексей Любимов, Александр Князев и другие. Для Гринденко писали такие известные композиторы, как Шнитке, Пярт, Мартынов, Ноно, Сильвестров и другие. Записи Гринденко изданы фирмами «Мелодия», Erdenklang, Eurodisс, Ondine, Deutsche Grammophon, RSA, ECM, Wеrgo, Long Arms, CCn’C Records.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    28 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    29 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    30 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    2 декабря в 19:00