V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Дж. Адамс. «Эль Ниньо» – рождественская оратория : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    V Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство».
    Дж. Адамс. «Эль Ниньо» – рождественская оратория

    6 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Адамс
    El Niño («Младенец Христос») (2000).
    Рождественская оратория для сопрано, меццо-сопрано, баритона, трио контратеноров, смешанного хора, детского хора и оркестра
    (российская премьера).

    Либретто Питера Селларса (основано на фрагментах Евангелий от Матфея и от Луки, Книги Пророка Исайи и Книги Пророка Аггея, апокрифов Нового Завета, рождественской проповеди Мартина Лютера, стихотворений Хильдегарды Бингенской, Хуаны Инес де ла Крус, Габриэлы Мистраль, Розарио Кастелланос, Висенте Уидобро, Рубена Дарио, Питера Селларса, Джона Адамса)

    12+

    Абонемент №10:

    V Международный фестиваль актуальной музыки
    «Другое пространство»

    Первое масштабное произведение крупного композитора ХХ века в жанре рождественской оратории, признанное на тот момент итогом творчества его автора, появилось на границе века XXI. 15 декабря 2000 года в театре Шатле в Париже состоялась мировая премьера рождественской оратории американского композитора Джона Адамса El Niño («дитя, младенец, мальчик» по-испански). Американская премьера прошла в 2001 году в Сан-Франциско. Соавтором либретто явился постоянный сотрудник Адамса режиссер Питер Селларс, которому принадлежит идея оратории (ему же посвященной). Селларс создал эффектную мультимедийную постановку, где кроме солистов и хора участвуют мимы-танцовщики. Действие разыгрывается на фоне фильма: в нем история Рождества проецируется на современную Калифорнию, образы Марии, Иосифа, младенца-Христа – на юную латиноамериканскую пару и их ребенка, волхвов – на бездомных бродяг, обитающих в пустыне между аэродромом и побережьем.

    «Это произведение для меня – способ понять, что означает чудо, – говорит Адамс. – В Новом Завете меня всегда поражает то, что существо повествования составляют чудеса, которые творит Иисус – или Бог через деяния Иисуса. Я не вполне понимаю, почему историю нужно рассказывать таким манером, но я принимаю на веру то, что так и должно быть. Уверен, есть множество объяснений – от логических до мистических. История рождества – первое из чудес, и El Niño – медитация на тему этих событий».

    Одной из моделей, на которые ориентируется Адамс, является «Мессия» – главное в музыкальном репертуаре сочинение о Спасителе на английском языке. Но в отношении выбора и компоновки текстов Адамс опирается на другие модели. Во-первых, это баховские «Страсти» и «Рождественская оратория», построенные по принципу соединения канонического (библейского) текста с современным, неизбежно внося современные чувствования и словарь. Канонический текст повествует о событиях, современный их комментирует. Во-вторых, это «Военный реквием» Бриттена. Он также вписывается в формулу «канонический текст + современный текст» где последний повествует о современных событиях; но тексты даны на разных языках, латинском и английском. Адамс использует два языка: английский и испанский; однажды включается латынь, но и она сочетается с английским. Однако соотношение канонического и неканонического, архаического и современного, родного и неродного языков иное, нежели в бриттеновской модели.

    Во-первых, каноническими текстами не исчерпываются область несовременных текстов. В число первых входят фрагменты Евангелий от Матфея и от Луки, а также Книги Пророка Исайи и Книги Пророка Аггея из Ветхого Завета. Но кроме этого, в либретто включены апокрифы Нового Завета, тексты средневековой мистерии и рождественской проповеди Мартина Лютера... Во-вторых, соотношение между языками не следует принципу: канонический текст=латынь, современный=родной язык. Наоборот, евангельские тексты даны на английском (за исключением одного латинского): они заимствованы из английского перевода Библии 1611 года (т.н. Библии короля Якова). Современные же тексты принадлежат четырем латиноамериканским поэтам (творившим в ХХ и на рубеже XIX-XX веков) и даны (за тремя исключениями) на испанском. Среди них есть духовные стихи. Их язык современен, но за исключением одного стихотворения, повествующего о современных событиях, говорят они о вечном.

    Так, испанский язык латиноамериканских поэтов выступает в оратории как «второй родной» язык калифорнийца Адамса (хотя он выучил его только во время работы над ораторией). С другой стороны, испанский язык – символ более раннего периода истории Америки, связь с древней культурой Мексики. А также с европейской испанской культурой – от собрания 427 «Песен (Кантиг) Святой Марии» XIII века, искусства пения «канте хондо», живописи Эль Греко, Веласкеса и Гойи до музыки Альбениса и де Фальи и поэзии Гарсиа Лорки. Терпкость и страстность испанского искусства сообщает произведениям на духовную тему особую экспрессию.

    Испаноязычная составляющая Рождественской оратории подчеркнута в ее названии. Адамс не сразу пришел к нему. Первоначальный вариант был на английском: «How Сould This Happen?» («Как могло это случиться?»). Эту фразу (на немецком языке) Адамс нашел в мотете Орландо Лассо. Во втором варианте, кроме образа ребенка, содержится еще один, внешне далекий от рождественской темы смысл: это имя ураганных ветров, чреватых природными катаклизмами. «Оно приводит на ум сводку погоды, – замечает композитор. – Ассоциация со штормами и ненастьем – правильная. В чуде есть тревожная сила. Христа называли «ветром», бурей, которая трансформирует все на своем пути. Ирод знал это. Мы все это осознаем, когда ребенок приходит в этот мир».

    В рождественских произведениях прошлого Адамс видит одно явное упущение: «Как можно рассказывать эту историю в 2000 году без голоса женщины? Официальные истории только мельком говорят о болезненности родовых мук, о неуверенности и сомнениях беременности или той смеси предельного счастья и неизъяснимой пустоты, которая наступает вслед за родами. Особенность избранных поэтов заключается в том, что четверо из них – женщины: четыре незаурядные поэтессы, четыре исключительные судьбы».

    Хильдегарда Бингенская (1098 - 1179) – аббатиса, поэт, музыкант, ученый, мистик, канонизированная римско-католической церковью. Ей принадлежит единственный латинский текст в оратории Адамса. Хуана Инес де ла Крус (1648-1695) – символ национальной культуры Мексики. Ее стихотворения признаны первыми подлинно мексиканскими в отличие от испанской поэзии в Новом свете. Габриэла Мистраль (1889-1957) – чилийский поэт, первый латиноамериканский поэт, получивший Нобелевскую премию по литературе (1945). Она была чилийским консулом в Неаполе, Мадриде и Лиссабоне. Розарио Кастелланос (1925-1974) – мексиканский поэт. Была мексиканским послом в Израиле. Много работала над изучением наследия Мексики доколумбовских времен. Ей принадлежит наибольшее число стихотворений, использованных в оратории. Еще двое латиноамериканских поэтов – соотечественник Габриэлы Мистраль Висенте Уидобро и никарагуанский поэт Рубен Дарио: их стихотворения звучат на английском.

    Адамс использует двойной состав деревянных духовых, из медных – только валторны и тромбоны (по три), арфу, фортепиано, челесту, ударные и струнные (минимум 30). В туттийных фрагментах оркестр, впечатляющий роскошным мощным звуком, демонстрирует способность мгновенно трансформироваться, прореживать фактуру и истончаться до эфемерных тембровых сочетаний, поражая контрастами грандиозного и камерного, насыщенного и прозрачного. Оркестровая партия чередует два основных типа фактуры: пульсирующий либо педальный фон, который по-разному прочерчивают ритмические формулы и в который изредка вплетаются мотивы, фигуры, включаются голоса. Гармонический план создают медленно сменяющиеся модальные гармонии. В тембровой палитре отметим тихий звон гитары. Она символизирует сразу две сферы: народную испанскую и латиноамериканскую музыку – и старинный щипковый инструментарий, лютни и теорбы.

    Вокальный состав оратории включает смешанный и детский хоры, сопрано, меццо-сопрано, баритон и трио контратеноров. Виды и комбинации вокальных номеров разнообразны: хоры, соло, дуэты, терцет, соло с хором. Женское начало оратории Адамс подчеркнул, выбрав в качестве солирующих два женских и только один мужской голос. Композитор использовал принцип нонперсонификации, отказавшись от закрепления голосов за партиями персонажей, – отчасти по модели «Мессии» Генделя, отчасти по модели баховских «Страстей». Если у Марии в оратории два голоса, то все мужские партии (Иосифа, Ирода и самого Господа Бога) отданы баритону. Адамсовский Бог списан с генделевского: тот же текст Пророка Аггея, те же властные ходы широкими интервалами. Иосиф в оратории – самый обыденный персонаж, что не мешает Адамсу создать для него выразительную речь. Повествование от лица Евангелиста с включенными в него репликами персонажей по очереди ведут все солисты. Партии архангела Гавриила и трех волхвов поручены трио контратеноров.

    Возможно, именно в хоровых номерах оратории Адамс сознательно ориентируется на «Мессию»: его хоровое письмо – броское, эффектное и разнообразное, с отлично поданным и хорошо слышимым в записи текстом. Двухчастная композиция Рождественской оратории ближе построению баховских пассионов, нежели «Мессии». Первая часть открывается и закрывается большими хоровыми номерами, вторая открывается соло меццо-сопрано с хором (в «Страстях по Матфею» Баха – ария альта с хором), в последний номер в конце включается хор. Бесхитростной песенкой на испанском языке под аккомпанемент гитары завершается El Niño Джона Адамса – первая рождественская оратория американского композитора, которой суждено войти в историю.

    Ольга Манулкина
    Из статьи «Рождественская оратория El Niño Джона Адамса»


    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Эстонский национальный мужской хор

    Эстонский национальный мужской хор основан в 1944 году дирижером Густавом Эрнесаксом. За годы существования коллектив дал свыше 6300 концертов в Эстонии, крупнейших центрах бывшего Советского Союза, странах Европы, в США, Канаде, Китае и является одним из самых известных профессиональных хоровых ансамблей мира. Первоначально специализировался на исполнении музыки a cappella. В настоящее время его репертуар простирается от шедевров эпохи Возрождения до сочинений композиторов XXI века. Большое место в нем занимают произведения кантатно-ораториальных жанров.

    Хор часто записывается на радио и телевидении. Сотрудничал с известными звукозаписывающими фирмами Deutsche Grammophon, Sony, Virgin Classics и Alba Records. В 2004 году удостоен премии «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение хоровой музыки» за диск с кантатами Сибелиуса, записанный с Эстонским национальным симфоническим оркестром под управлением Пааво Ярви и Хором девочек Ellerhein. Диск с музыкой Грига к драме «Пер Гюнт», записанный теми же артистами, в 2005 году выбран критиками журнала BBC Music Magazine в качестве лучшего оркестрового альбома. Один из последних релизов Хора, диск In paradisum с музыкой Г. Григорьевой, удостоен в 2014 году Эстонской музыкальной премии как «лучший классический альбом».

    Хором руководили известные дирижеры из Эстонии и Латвии. С сезона 2011/12 художественным руководителем и главным дирижером Хора является Микк Юлеоя. В 2015 году Эстонский национальный мужской хор и Микк Юлеоя удостоены Эстонской государственной премии в области культуры.

    Большой детский хор имени В. С. Попова

    Cвою историю коллектив ведет с 1970 года, когда при Государственном комитетe по телевидению и радиовещанию был образован Большой детский хор. 22 мая 1971 года коллектив дал свой первый отчетный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Организатором и бессменным руководителем хора на протяжении 38 лет был народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, профессор Виктор Сергеевич Попов. С 2008 года время хор носит имя своего основателя.

    В 2006–2019 гг. художественным руководителем БДХ был Анатолий Кисляков. С 2019 года коллектив возглавляет выпускник Академии хорового искусства имени В. С. Попова и Академии имени Маймонида РГУ имени А. Н. Косыгина, лауреат Премии имени В. С. Попова, лауреат всероссийских и международных конкурсов Георгий Журавлёв.

    Ни одно заметное событие в культурной и общественной жизни страны не проходило без участия известного детского коллектива. Для него специально создавали и создают свои произведения лучшие композиторы. Творческая история хора связана с такими именами, как Александра Пахмутова, Родион Щедрин, Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Олег Хромушин, Юрий Чичков, Степан Соснин, Александр Песков, Евгений Птичкин, и многими другими.

    Наряду с песенным жанром коллектив осваивал классический хоровой репертуар и творчество современных композиторов академического направления – Томаса Корганова, Владимира Рубина, Валерия Кикты, Георгия Дмитриева и других. Расширяя репертуар, БДХ неоднократно сотрудничал с профессиональными симфоническими коллективами, участвовал в творческих проектах Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва, Владимира Федосеева, в крупнейших культурных и благотворительных акциях.

    Сегодня хором освоен огромный пласт музыки, охватывающий самые разные стили и эпохи: это русская и зарубежная классика, духовные произведения, русские народные песни, песни народов мира, детские песни отечественных авторов, песни из популярных мультфильмов и кино, произведения современных композиторов. За годы творческой деятельности хор осуществил более 3000 фондовых записей.

    БДХ побывал на гастролях и выступал на фестивалях более чем в двадцати странах мира. Неоднократно принимал участие и побеждал в крупнейших международных конкурсах: в Италии (Ареццо, Болонья), Германии (Берлин, Ротенбург-на-Вюмме, Вернигероде), Бельгии (Неерпельт), Нидерландах (Гаага, Арнем), Венгрии (Будапешт), Польше (Быдгощ) и др.

    В настоящее время в составе хора поют и обучаются музыке более 200 детей в четырех возрастных группах от 5 до 17 лет. Коллектив входит во Всероссийское хоровое общество и ведет самостоятельную концертную деятельность, выступая на лучших российских сценах и за рубежом, постоянно участвует в крупных культурных событиях столицы, в филармонических программах и значимых музыкальных фестивалях.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Розмари Джошуа

    Родилась в Кардиффе, училась в Уэльском колледже музыки и драмы и Королевском колледже музыки в Лондоне. Первые выступления певицы на международной сцене состоялись в начале 90-х, она считается одной из ведущих певиц Великобритании. Пела в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, «Ла Скала» в Милане, Королевской опере Ковент-Гарден, Английской национальной опере, Баварской государственной опере, театре Ла Моннэ в Брюсселе, Театре Елисейских полей в Париже, Кёльнской опере, Опере Цюриха, Фламандской опере, Национальной опере Уэльса, на фестивалях в Зальцбурге, Инсбруке, Лондоне (BBC Proms), Эдинбурге и других. Репертуар певицы простирается от барочных опер до сочинений Стравинского и Адамса.

    После блестящего дебюта на фестивале в Экс-ан-Провансе в партии Анжелики в «Орландо» Генделя стала одной из самых востребованных генделевских певиц своего поколения. Она выступала в партиях Поппеи в «Агриппине», Клеопатры в «Юлии Цезаре», Гиневры в «Ариоданте», Семелы в одноименной опере, исполняла заглавную партию в оратории «Феодора» и партию Нитокрис в «Валтасаре». Сотрудничала с такими известными коллективами, как ансамбль Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи, Concentus Musicus Wien под управлением Николауса Арнонкура, оркестр The English Concert.

    Среди последних ангажементов певицы – партия Энн Трулав в «Похождениях повесы» Стравинского и заглавная партия в «Приключениях лисички-плутовки» Яначека в театре Ковент-Гарден, Оскар в «Бале-маскараде» Верди в Нидерландской национальной опере, мировая премьера оперы «Орест» Манфреда Трояна. Участвовала в концертных исполнениях моцартовских опер «Так поступают все» и «Идоменей» под управлением Густаво Дудамеля и сэра Роджера Норрингтона, кантат Баха с Симфоническим оркестром Баварского радио и Джованни Антонини, «Страстей по Иоанну» с Академией старинной музыки под управлением Ричарда Эгарра, оратории «Илия» Мендельсона с оркестром Gabrieli ConsortandPlayers под управлением Пола Маккриша, Четвертой симфонии Малера с Оркестром Елисейских Полей под управлением Филиппа Херревеге и «Младенец Христос» Адамса с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского.

    В планах певицы – партия Морганы в «Альцине» Генделя с ансамблем Les Talens Lyriques под управлением Кристофа Руссе в Акко (Израиль). В ее дискографии – оперы и оратории Генделя («Партенопа», «Семела», «Ксеркс», «Флавий», «Орландо», «Эсфирь», «Валтасар», «Саул»), оперы «Венера и Адонис» Джона Блоу и «Дидона и Эней» Пёрселла под управлением дирижеров Уильяма Кристи, Рене Якобса, Кристиана Кернана, Лоуренса Каммингса, опера «Кавалер розы» Р. Штрауса под управлением Дэвида Перри, а также сольный диск Harmonia Sacra с музыкой Пёрселла.  

    Мишель де Янг

    Мишель де Янг – уроженка города Гранд-Рапидс (штат Мичиган, США) – заявила о себе как об одной из самых ярких певиц своего поколения. Пройдя обучение по программе развития молодых артистов театра Метрополитен-опера и победив на прослушивании Национального совета Метрополитен-опера в 1992 году, она постоянно выходит на сцену знаменитого театра. Выступает с ведущими оркестрами США, Европы (Венский филармонический, Симфонический оркестр Би-Би-Си, Королевский филармонический, «Филармония», Оркестр де Пари, оркестр Баварской оперы, Берлинская государственная капелла, Консертгебау), Симфоническим оркестром Сан-Паулу.

    Среди партнеров певицы – дирижеры Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Джеймс Конлон, сэр Колин Дэвис, Стефан Денев, Кристоф фон Донаньи, Густаво Дудамель, Кристоф Эшенбах, Даниэле Гатти, Алан Гилберт, Бернард Хайтинк, Манфред Хонек, Джеймс Ливайн, Лорин Маазель, Зубин Мета, Кент Нагано, Сейджи Озава, Антонио Паппано, Андре Превин, Дэвид Робертсон, Дональд Ранниклз, Эса-Пекка Салонен, Марис Янсонс, Майкл Тилсон Томас, Франц Вельзер-Мёст, Яп ван Зведен.

    Мишель де Янг выступала на фестивалях в Байройте, Эдинбурге, Зальцбурге, Люцерне, Сен-Дени, Равинии, Тэнглвуде, Аспене, Цинциннати, Глиммерглассе (Канада), Сайто Кинен (Япония). Ей доводилось петь на таких сценах, как Лирическая опера Чикаго, Гранд Опера в Хьюстоне, «Ла Скала», Берлинская опера, Гамбургская опера, Парижская национальная опера, Театр Шатле, Опера Ниццы, Ла Моннэ (Брюссель), театр Базеля, Токийская опера, зал Вайля (Карнеги-холл), Элис Талли-холл (Линкольн-центр), зал Фонда Гюльбенкяна (Лиссабон), Уигмор-холл (Лондон).

    В репертуаре певицы – заглавные партии в «Самсоне и Далиле» и «Поругании Лукреции», Фрика, Зиглинда и Вальтраута в «Кольце нибелунга», Кундри в «Парсифале», Венера в «Тангейзере», Брангена в «Тристане и Изольде», Иродиада в «Саломее», Эболи в «Дон Карлосе», Амнерис в «Аиде»,Сантуцца в «Сельской чести», Маргарита в «Осуждении Фауста», Юдит в «Замке герцога Синяя Борода», Дидона в «Троянцах», Иокаста в «Царе Эдипе». Она исполнила партию Шамана в опере Тань Дуня «Первый император» в Метрополитен-опера. В ее концертном репертуаре – симфонии и вокальные циклы Малера, произведения Вагнера, Листа, Дюпарка, Малера, Р. Штрауса, Шёнберга, Картера, Адамса.

    Мишель де Янг – обладательница «Грэмми» за запись «Троянцев» с сэром Колином Дэвисом и Лондонским симфоническим оркестром, «Песен об умерших детях» Малера с Майклом Тилсоном Томасом и Симфоническим оркестром Сан-Франциско (SFSMedia, 2003). В дискографии певицы – записи Второй и Восьмой симфоний Малера с Пьером Булезом, Третьей с Майклом Тилсоном Томасом, Бернардом Хайтинком и Манфредом Хонеком, «Жалобной песни» Малера с Майклом Тилсоном Томасом, «Песни о земле» с Эйдзи Оуэ, симфонии «Иеремия» Бернстайна с Леонардом Слаткиным.

    В программах Мишель де Янг в сезоне 2016/17 главное место также занимают произведения Малера. Она солирует во Второй симфонии в Нэшвилле и в Третьей – в Хельсинки и Денвере, «Песне о земле» в Кливленде и Канзас-Сити, «Песнях странствующего подмастерья» в Лос-Анджелесе. Также среди ангажементов певицы – концертные исполнения опер «Замок герцога Синяя Борода» Бартока на фестивале в Граффенеге (Австрия), Лейпциге, Филадельфии, «Царь Эдип» Стравинского в Беркли (США), «Парсифаль» Вагнера (II акт) в Мельбурне и Реквиема Моцарта в Сент-Луисе.

    Мишель де Янг – бакалавр (2009) и доктор (2010) изящных искусств Калифорнийского университетав Нортридже.

    Максим Михайлов

    Максим Михайлов родился в Москве. Внук знаменитого баса Максима Дормидонтовича Михайлова. Получил образование в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных в классе А. А. Эйзена. В 1987 году был приглашён в Большой театр, в том же году стал лауреатом Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.

    Международная карьера певца началась с победы на Международном конкурсе вокалистов имени Х. Габора «Бельведер» в Вене (1993). Максим Михайлов сотрудничает со многими оперными театрами мира, среди которых Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Парижская национальная опера, миланский Ла Скала, венецианский Ля Фениче, театры Сан-Карло в Неаполе, Комунале в Болонье, Ла Монне в Брюсселе, Лисео в Барселоне, Берлинская государственная опера, Нидерландская опера, Гранд-опера в Хьюстоне, принимал участие в известных фестивалях, в том числе в Глайндборне и BBC Proms в Лондоне (Великобритания), в Уэксфорде (Ирландия), Экс-ан-Провансе (Франция) и Зальцбурге (Пасхальный фестиваль).

    В обширном оперном репертуаре певца ведущие партии в операх «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Севильский цирюльник», «Аида», «Дон Карлос», «Макбет», «Отелло», «Фауст», «Пеллеас и Мелизанда», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Русалка», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Царская невеста», «Майская ночь», «Золотой петушок», «Скупой рыцарь», «Соловей», «Война и мир», «Леди Макбет Мценского уезда», «Нос» и многих других.

    Максим Михайлов пел в сопровождении Лондонского филармонического оркестра, Оркестра Века Просвещения (Великобритания), Государственной капеллы Дрездена, Израильского филармонического оркестра и других известных коллективов. Выступал под управлением Клаудио Аббадо, Томаса Зандерлинга, Антонио Паппано, Хартмута Хенхена, Карло Рицци, Владимира, Дмитрия и Михаила Юровских. Принимал участие в ежегодном проекте Московской филармонии «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Много выступает на родине своего деда М. Д. Михайлова в Чувашии. Народный артист Чувашской Республики.

    С 2011 года в качестве оперного режиссёра сотрудничает с фестивалем Northern Lights в Миннесоте (США), где поставил оперы «Джанни Скикки», «Паяцы» и «Евгений Онегин». В качестве ассистента режиссёра работал над проектами в Венской камерной опере и на Летнем фестивале Санкт-Маргаретен в Австрии. Осуществил также ряд постановок в Чувашском государственном театре оперы и балета в Чебоксарах.

    Текущий сезон певца начался с концертного исполнения оперы «Эдип» Энеску с Лондонским филармоническим оркестром на Международном фестивале имени Дж. Энеску в Бухаресте и в Королевском фестивальном зале в Лондоне. В планах Максима Михайлова – концертное исполнение оперы «Золотой петушок» с Филармоническим оркестром Нидерландского радио в амстердамском Консертгебау, участие в постановке «Бориса Годунова» в театре Опера Бастий, концерты с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова и Лондонским филармоническим оркестром. Как режиссёр и продюсер Максим Михаилов занят в постановке оперы Стравинского «Похождения повесы» на фестивале Northern Lights.

    Дэниел Бубек

    Уроженец Уилмингтона (США), получил образование по специальности «вокал» в Университете Индианы, Консерватории Пибоди и Университете Делавэра. Сотрудничает с парижским Театром Шатле, Английской национальной оперой, участвовал в фестивалях в Сполето и Аделаиде, выступал с оркестрами Берлинского радио и Радио Нидерландов, Лондонским филармоническим, Токийским симфоническим, Фламандским королевским, Эстонским национальным, Бостонским симфоническим, Лос-Анджелесским филармоническим оркестрами, Симфоническим оркестром Ванкувера и ансамблем Кончерто Кёльн под управлением Кента Нагано, Кристофера Хогвуда, Дэвида Робертсона, Роберта Спано, Николаса Макгигана, Эсы-Пекки Салонена, Густаво Дудамеля, Владимира Юровского и других известных дирижеров.

    Исполнял партии во многих операх и ораториях Генделя, в том числе «Юлий Цезарь», «Ринальдо», «Соломон», «Орландо», «Ксеркс», «Саул», «Флавио», «Партенопа», «Ариадна на Крите», «Теодора», «Израиль в Египте» и «Мессия». Среди его последних работ – выступления в опере «Сон в летнюю ночь» Бриттена в Оперном театре на Гавайях, оратории «Иоанн Креститель» Страделлы в Чикаго и «Страстях по Иоанну» Баха с оркестром исторических инструментов AmericanClassicalOrchestra.

    Яркими событиями последних лет стали премьеры, последующие исполнения и записи сочинений Джона Адамса: ораторий «Младенец Христос» и «Евангелие от другой Марии». В планах Бубека – их представление во Франции, Германии и США. Бубек участвовал в записи кантат Вивальди с ансамблем MusicaSequenza, его голос можно также услышать в музыке к американскому фильму «Я – легенда» Фрэнсиса Лоуренса, посвященному открытию лекарства от рака и его последствиям.

    Брайан Каммингс

    Получил образование в Университете Индианы, где его педагогами были Пол Эллиот, Пол Хильер и Найджел Норт. В настоящее время он живет в Париже, где обучается у знаменитой певицы Гийом Лоран. В 2000 году принял участие в премьере оратории «Младенец Христос» Джона Адамса в парижском театре «Шатле», дебютировав на профессиональной сцене. Позднее исполнял эту партию на сценах нью-йоркского Карнеги-холла и Английской национальной оперы, на фестивалях в Аделаиде и Сполето, в сопровождении Лондонского филармонического оркестра, Симфонического оркестра Би-би-си, Токийского симфонического оркестра, Лос-Анджелесского филармонического оркестра и других ведущих коллективов мира под управлением Эсы-Пекки Салонена, Роберта Спано, Дэвида Робертсона, Тыну Кальюсте и других, участвовал в записях на CD и DVD. В 2012 году Брайан Каммингс солировал на премьере оратории Адамса «Евангелие от другой Марии» с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля. В ближайших планах – исполнение оратории с Оркестром Нидерландского радио в Страсбурге и Кёльне.

    Брайан Каммингс регулярно сотрудничает с режиссером Тимоти Нелсоном, среди их совместных проектов – оперы «Давид и Ионафан» Шарпантье (Каммингс исполнил партию Давида), «Дидона» Кавалли и оратория «Иевфай» Генделя. Выступал с французскими ансамблями Les Arts Florissants, Entheos и Les Muses Galantes, недавно исполнил заглавную партию в «Юлии Цезаре» Генделя вместе с артистами коллектива OperaFuoco под управлением Дэвида Стерна. Пел в вокальных ансамблях Theatre of Voices и Pro Arte Singers под руководством Пола Хильера, принимал участие в их записях для фирмы Harmonia mundi. Выступал на фестивалях старинной музыки в Вашингтоне и Блумингтоне.

    Стивен Рикардс

    Стивен Рикардс преподает в Институте исторического исполнительства при Университете Индианы, а также в университетах Батлера, Мариан и Университете Индианаполиса. Сотрудничал с Оперной компанией Филадельфии и Оперой Санта Фе, с Лондонским филармоническим оркестром, Токийским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Симфоническими оркестрами Сент-Луиса, Индианаполиса, Питтсбурга и Вирджинии, Ораториальным обществом Нью-Йорка, Камерным оркестром Сент-Пола, а также со многими ансамблями, специализирующимися на старинной музыке, в том числе Bach Ensemble, Tafelmusik, Handel & Haydn Society, Chanticleer, Theatre of Voices, American Bach Soloists, Gabrieli Consort & Players и New London Consort. Выступал на фестивалях BBC Proms в Лондоне и Mostly Mozart в Нью-Йорке, концертирует с ансамблем Echoing Air.

    В 2000 году принял участие в премьере оратории «Младенец Христос» Джона Адамса. Позднее исполнял эту партию в сопровождении ведущих оркестров мира под управлением известных дирижеров, участвовал в записи на CD и DVD. Солировал также в американской премьере сочинения Self-Laudatory Hymn of Inanna and Her Omnipotence Майкла Наймана в Линкольн-центре (Нью-Йорк). Записи Стивена Рикардса выходили на лейблах числе Decca, Harmonia Mundi, Teldec, Naxos. В 2012 году он занимался подготовкой солистов для премьеры оратории Джона Адамса «Евангелие от другой Марии».