Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Томас Цетмайр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Томас Цетмайр

    3 февраля 2020

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Моцарт
    Концерт № 3 для скрипки с оркестром соль мажор, K 216
    Шуберт
    Симфония № 9 («Большая»), до мажор, D 944

    12+

    Абонемент №83:

    Великие инструментальные концерты

    Всемирно известный скрипач, дирижер и неутомимый исполнитель камерной музыки Томас Цетмайр считает, что произведения, из которых он выстраивает свои программы, прежде всего красивы. Это вневременные, вечно актуальные шедевры, которые он готов бесконечно играть, а публика – слушать. Земляк Моцарта (непревзойденного универсала в свое время), Цетмайр исполняет их с поразительным мастерством и невероятной свободой, которой обладают лишь артисты с самым широким кругозором.

    Имя Цетмайра – обладателя всевозможных премий (Diapason d’Or, MIDEM, Gramophone и др.) и почетных званий – хорошо известно в нашей стране: музыкант неоднократно выступал в России как ансамблист, солист и дирижер. Но со светлановским ГАСО он выйдет на сцену впервые, пополнив список ведущих оркестров мира, с которыми ему довелось сотрудничать. Оставаясь постоянным творческим партнером Камерного оркестра Сент-Пола (США), Цетмайр возглавляет оркестр Musikkollegium в Винтертуре (Швейцария) и Штутгартский камерный оркестр.

    Как солист и лидер оркестра он предстанет в Москве в одном из самых популярных скрипичных концертов Моцарта (соль мажор, KV 216), созданном 19-летним концертмейстером придворной капеллы Зальцбургского архиепископа. Герман Аберт назвал скрипичные концерты Моцарта «созданием самоуверенной, иногда перехлестывающей через край юности, которая то предается нежным мечтам, то отдается озорному веселью и забавно подшучивает над формой».

    Во втором отделении под управлением Цетмайра прозвучит «Большая» симфония Шуберта – ликующая поэма, проникнутая героической мощью. При жизни автор не успел услышать свой опус; после его смерти симфония ждала своего часа в пыльных кладовых. Брешь в забвении пробил Шуман, нашедший рукопись в Вене: он отправил партитуру в издательство и написал восторженную статью о «божественных длиннотах». А Мендельсон первым исполнил ее. Со временем полная жизненной энергии симфония заняла свое место рядом с шедеврами Моцарта и Бетховена.


    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Томас Цетмайр

    Томас Цетмайр – всемирно известный скрипач, дирижер и исполнитель камерной музыки. Родился в 1961 году в Зальцбурге. Учился в зальцбургском Моцартеуме, участвовал в мастер-классах Франца Самохила, Макса Росталя и Натана Мильштейна. В 1977 году дебютировал на Зальцбургском фестивале, в 1978 году завоевал I премию на Втором международном конкурсе имени Моцарта в Зальцбурге. 

    В 1978 году состоялся дебют музыканта на сцене венского Музикферайна, с тех пор он выступает как солист на самых прославленных сценах Европы, включая лондонский Ройял Фестивал-холл, венский Концертхаус, Мюнхенскую филармонию и др. Сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Даниэль Баренбойм, Кристоф фон Донаньи, Франс Брюгген, Джон Элиот Гардинер, Николаус Арнонкур, Чарльз Маккеррас, Кент Нагано, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен и др. В камерных ансамблях играл с Альфредом Бренделем, Генрихом Шиффом, Сиприаном Катсарисом. Постоянно играет в дуэте с женой, альтисткой Рут Киллиус, в 1994 году организовал «Цетмайр-квартет» с ее участием. 

    Цетмайр уделяет большое внимание современной музыке. Первый исполнитель скрипичных концертов Джеймса Диллона, Ханса-Юргена фон Бозе, посвященного ему Концерта Хайнца Холлигера и др. Летом 2012 года на Зальцбургском фестивале Цетмайр представил мировую премьеру Двойного концерта для скрипки и альта Холлигера с Венским филармоническим оркестром (партия альта – Рут Киллиус), дал сольный концерт и выступил в составе «Цетмайр-квартета». 

    В качестве приглашенного дирижера Цетмайр сотрудничает с такими известными коллективами, как Венгерский национальный филармонический оркестр, Национальный оркестр Лиона, оркестр Варшавской национальной филармонии, оркестр Халле в Манчестере, Бамбергский симфонический, Гамбургский филармонический, Роттердамский филармонический, симфонические оркестры Финского и Баварского радио, берлинского Концертхауса, Страсбургский филармонический оркестр, Camerata Salzburg, камерные оркестры Лозанны, Штутгарта, Нидерландского радио, венский Тонкюнстлер-оркестр, Английский камерный оркестр. 

    В 2002–2014 гг. возглавлял британский оркестр «Северная Симфония» в Ньюкасле (в 2013 году коллективу пожалован титул «Королевский»), гастролировал с этим коллективом в Нидерландах, скандинавских странах, Германии, России и Гонконге, выпустил несколько компакт-дисков в качестве дирижера и солиста. С 2014 года – почетный дирижер коллектива. 

    В 2012–2015 гг. – главный дирижер Камерного оркестра Парижа. С 2010 года – постоянный творческий партнер Камерного оркестра Сент-Пола (Миннесота, США). С сезона 2016/17 – главный дирижер оркестра Musikkollegium в Винтертуре (Швейцария, контракт истекает в 2021 году). С 2019 года – главный дирижер Штутгартского камерного оркестра. 

    Среди ангажементов сезона 2020/21 – дебют с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром в качестве дирижера и солиста, концерты с Симфоническим оркестром Антверпена, Софийским филармоническим и Ирландским камерным оркестрами, Симфоническим оркестром Yomiuri Nippon, сольные выступления в Токио и гастроли с «Цетмайр-квартетом» в Нидерландах, Германии и Великобритании. 

    В дискографии Томаса Цетмайра представлена значительная часть основного скрипичного репертуара, многие его записи удостоены престижных наград. Среди них Скрипичный концерт Шимановского с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла (премия Gramophone, 1997), квартеты Шумана (Gramophone, 2003), Скрипичный концерт Canto di speranza Циммермана с оркестром Западногерманского радио под управлением Хайнца Холлигера (Diapason d’Or de l’Année, 2009), 24 каприса Паганини (Премия немецких критиков звукозаписи, MIDEM Classic Award, 2010), Скрипичный концерт Элгара с оркестром Халле (Манчестер) под управлением Марка Элдера (премия Gramophone, 2010), Скрипичные концерты Моцарта с 

    «Оркестром XVIII века» под управлением Франса Брюггена (2009), альбом музыки XX века «Манто и мадригалы» с Рут Киллиус (2011) и др. 

    Музыкант удостоен Премии немецких критиков звукозаписи за достижения в исполнительском искусстве (2005), премии Карла Бёма от Федеральной земли Штирия (2007). Почетный доктор Высшей школы музыки имени Ференца Листа в Веймаре (Германия) и Университета Ньюкасла (Великобритания).