Лерой Андерсон и Генри Манчини : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Лерой Андерсон
    и Генри Манчини

    10 октября 2018

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Андерсон
    (110 лет со дня рождения)
    «Песнь колоколов»
    «Летние небеса»
    «Катание на санях»
    «Девушка в атласном платье»
    «Праздник горнистов»
    «Голубое танго»
    «Сумасшедший будильник»
    «Песенка свистульки»
    «Балет для наждачной бумаги»
    Сарабанда
    Серенада
    «Конфетка для кларнетистов»
    «Вальсирующий кот»
    «Цыплячий хоровод»
    «Пустячок» («Fiddle - Faddle»)
    «Пьеса для пишущей машинки с оркестром»
    Манчини
    (К 95-летию со дня рождения)
    «Розовая пантера» – музыка из одноименного мультсериала
    «Лунная река» песня из музыки к кинофильму «Завтрак у Тиффани»
    «Прогулка слонёнка» из музыки к кинофильму «Хатари!»
    «Город снов» – фрагмент из музыки к киносериалу «Питер Ганн»
    «В латиноамериканском стиле» – фрагмент из музыки к киносериалу «Мистер Счастливчик»
    «Как скоро» – песня из музыки к киносериалу «Шоу Ричарда Буна»
    «Королевский вальс» из музыки к кинофильму «Большие гонки»
    Тема Мегги из музыки к телесериалу «Поющие в терновнике»
    Рота
    (аранжировка Генри Манчини)
    Фрагмент из музыки к кинофильму «Сладкая жизнь»
    Тема любви из музыки к кинофильму «Ромео и Джульетта»
    Манчини
    Тема любви из музыки к кинофильму «Подсолнухи»
    Тема инспектора Клузо из музыки к кинофильму «Месть розовой пантеры»
    «Дни вина и роз» – песня из музыки к одноименному кинофильму
    «Шарада» – песня из музыки к одноименному кинофильму

     Джеймс Голуэй – Генри Манчини
    «Спиди Гонсалес»

    12+

    Абонемент №96:

    «Нескучные юбилеи». Мелодии Бродвея и Голливуда

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Михаил Сегельман

    Михаил Сегельман – историк музыки, музыкальный критик, пианист, педагог, концертный менеджер. 

    Выпускник историко-теоретического факультета и аспирантуры Московской консерватории, а также ассистентуры-стажировки Государственной классической академии имени Маймонида по специальности «концертмейстерское искусство». Он является лауреатом Всероссийского конкурса журналистских работ о творческой деятельности Саратовского академического театра оперы и балета (2008), удостоен благодарности сопредседателей оргкомитета за деятельность в качестве технического директора конкурса вокалистов XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2007), медали «За заслуги» Евроазиатского еврейского конгресса (2010).

    В 2008–2013 годах на радио «Орфей» выходила передача «Субботний вечер с Михаилом Сегельманом» – гостями прямого эфира были выдающиеся современные музыканты и деятели культуры. Он также комментировал различные российские и зарубежные музыкальные события и фестивали. С 2013 года Михаил Сегельман работает в театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где возглавлял международный отдел (до 2015) и заведует литературной частью. 

    Он является автором концепций и руководителем крупных художественных проектов, советником по программам генерального директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки. В 2011–2012 гг. – официальный эксперт Министерства культуры Российской Федерации по грантам Президента РФ и премиям Правительства РФ в области культуры. 

    Михаил Сегельман – автор научных статей и публикаций, а также многочисленных материалов в печатных и электронных СМИ, аннотаций к СD, предисловий к каталогам сочинений Н. Я. Мясковского и В. Я. Шебалина, выпущенных французским издательством Chant du Monde. Редактор-составитель сборника о Жуковском симфоническом оркестре «На крыльях музыки» (2010). Член Союза журналистов России.