Марк-Андре Амлен, Оркестр Московской филармонии, Димитрис Ботинис : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Марк-Андре Амлен,
    Оркестр Московской филармонии,
    Димитрис Ботинис

    4 июня 2019, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Равель
    Испанская рапсодия
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Хореографическая поэма «Вальс»
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (для левой руки)

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №33:

    Великие фортепианные концерты

    Марк-Андре Амлен

    Марк-Андре Амлен – всемирно признанный мастер современного фортепианного искусства. Его интерпретации как классических сочинений, так и малоизвестных произведений XIX–XXI веков поражают свободой и глубиной прочтения, новизной и невероятным использованием всех ресурсов фортепиано. 

    Марк-Андре Амлен родился в Монреале в 1961 году. Начав занятия на фортепиано в пятилетнем возрасте, уже спустя четыре года он стал победителем национального музыкального конкурса. Первым его наставником был отец – фармацевт по профессии и талантливый пианист-любитель. Позже Марк-Андре учился в Школе Венсана д’Энди в Монреале и в Темпльском университете в Филадельфии у Ивонн Юбер, Харви Ведина и Рассела Шермана. Победа на конкурсе пианистов «Карнеги-холл» в 1985 году стала отправной точкой его блистательной карьеры.

    Пианист с огромным успехом выступает в лучших залах мира, на крупнейших фестивалях в Европе и США. В минувшем сезоне прошли его концерты в Карнеги-холле – сольный (в цикле Keyboard Virtuoso Series) и с Будапештским фестивальным оркестром под управлением Ивана Фишера (Концерт № 1 Листа). С Лондонским филармоническим оркестром и Владимиром Юровским пианист исполнил Рапсодию на тему Паганини, а также записал на диск Концерт № 3 Рахманинова и Концерт № 2 Метнера. В числе других заметных событий – дебют с Филармоническим оркестром Ла Скала, британская премьера Концерта Марка-Энтони Тёрнеджа (написанного специально для Амлена) с оркестром Халле в Манчестере. В 2016-17 гг. Амлен выступал на летних фестивалях в Вербье, Зальцбурге, «Шубертиада», Тэнглвуде, Аспене и других. По заказу фестиваля La Jolla в Калифонии он сочинил сонату, которую исполнил с виолончелисткой Хай-Е Ни. Пианист сотрудничал с симфоническими коллективами Монреаля, Миннесоты, Индианаполиса, Болоньи, Монпелье, с Баварским государственным оркестром, Варшавским филармоническим, оркестром Северогерманского радио, с которыми исполнял концерты Гайдна, Моцарта, Брамса, Равеля, Метнера, Шостаковича. Сольные вечера артиста прошли в Венском Концертхаусе, Берлинской филармонии, залах Кливленда, Чикаго, Торонто, Нью-Йорка, на фортепианном фестивале Gilmore в Мичигане, а также в Шанхайском концертном зале. Яркими событиями стали выступления Амлена в дуэте с пианистом Лейфом Уве Андснесом в лондонском Уигмор-холле, затем – в Роттердаме, Дублине, городах Италии, Вашингтоне, Чикаго, Сан-Франциско. Совместно с «Пасифик-квартетом» Амлен исполнил премьеру своего Струнного квинтета. Летом 2017 г. музыкант принимал участие в работе жюри Международного конкурсе пианистов имени Вана Клиберна в Форт-Уорте (в обязательную конкурсную было также включено новое сочинение Амлена – Токката L'homme armé). 

    Сезон 2017/18 Марк-Андре начал сольным концертом в Карнеги-холле. В Берлине, с Симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Владимира Юровского он исполнил Концерт Шёнберга. С Кливлендским симфоническим оркестром сыграл Концерт № 9 Моцарта. Сольные выступления пианиста запланированы в Дании, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Канаде, США. С Ливерпульским симфоническим оркестром он исполнит Концерт № 1 Брамса, с Сиэттлским симфоническим оркестром – Концерт для фортепиано и духовых Стравинского, с «Пасифик-квартетом» сыграет фортепианный квинтет Шумана и - впервые в Канаде – своё новое сочинение для данного состава. 

    Музыкант широкого творческого диапазона, Амлен проявил себя как талантливый композитор. Его Pavane variée была выбрана в качестве обязательного произведения на конкурсе ARD в Мюнхене в 2014 году. После премьеры 21 февраля 2015 года в Нью-Йорке его Чаконы «Нью-Йорк Таймс» назвала Амлена «Императором фортепиано» за 

    «божественную изысканность, поразительную мощь, блеск и невероятно прозрачное туше». 

    Марк-Андре Амлен – эксклюзивный артист Hyperion Records. Для этого лейбла он записал более 70 CD. В их числе – концерты и сольные сочинения таких композиторов, как Алькан, Годовский, Метнер, Рославец, блистательные интерпретации произведений Брамса, Шопена, Листа, Шумана, Дебюсси, Шостаковича, а также записи собственных опусов. В 2010 году вышел альбом «12 этюдов во всех минорных тональностях», где Амлен предстал в двух амплуа пианиста и композитора. Диск был номинирован на премию «Грэмми» (девятую в его карьере). В 2014 году диск с произведениями Шумана («Лесные сцены» и «Детские сцены») и Яначека («По заросшей тропе») назван журналами Gramophone и BBC Music Magazine «Альбомом месяца». Запись поздних фортепианных сочинений Бузони удостоена премии Echo Award в номинациях «Инструменталист года (фортепиано)» и «Диск года» от французских журналов Diapason и Classica. Кроме этого, выпущены записи с «Такач-квартетом» (фортепианные квинтеты Шостаковича и Лео Орнстейна), двойной альбом с сонатами Моцарта, диск с сочинениями Листа. После выхода трех двойных альбомов сонат Гайдна и концертов с ансамблем «Скрипки короля» (дирижер Бернар Лабади) журнал BBC Music Magazine включил Марка-Андре Амлена в «шортлист величайших интерпретаторов Гайдна в звукозаписи». Среди записей 2017 года – дуэтный альбом с Лейфом Ове Андснесом (Стравинский), сольный диск с сочинениями Шуберта и запись минималистского цикла Мортона Фелдмана For Bunita Marcus. 

    Марк-Андре Амлен живет в Бостоне. Он является Офицером Ордена Канады (2003), Кавалером Ордена Квебека (2004), членом Королевского общества Канады. В 2006 удостоен пожизненной премии Ассоциации немецких критиков в области звукозаписи. В 2015 году пианист введен в Зал Славы Gramophone.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени П.И. Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени С.В. Рахманинова «Филармонии-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Концертном зале имени П.И. Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижера и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижеры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 («Лирическая») Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Димитрис Ботинис

    Димитрис Ботинис родился в 1986 году в Москве в семье известного греческого дирижера Димитриса Ботиниса-старшего, у которого брал первые уроки дирижирования. Учился также игре на скрипке и на альте. В 2011 году окончил с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Юрия Симонова). Победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса дирижеров имени Антонио Педротти (Италия, 2006); победитель I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011).

    В 2010 году дебютировал в оперном репертуаре («Иоланта» Чайковского, Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории). С 2011 года – ассистент дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). С 2015 года возглавляет Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской Государственной филармонии имени В. И. Сафонова. 

    Димитрис Ботинис выступает с ведущими российскими коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, ГСО «Новая Россия», РНО, НФОР, АСО Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, «Санкт-Петербург Камерата», Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. В 2012 году дирижер дебютировал с оркестром Мариинского театра и начал сотрудничество с Санкт-Петербургским Домом музыки. С 2011 года регулярно принимает участие в петербургском Международном фестивале «Музыкальный Олимп». В ноябре 2014 года Ботинис провел первый «пробный» симфонический концерт в Зале имени Рахманинова в «Филармонии-2», в январе 2017 года принял участие в торжественном открытии этого комплекса, исполнив с Денисом Мацуевым и оркестром Московской филармонии Второй фортепианный концерт Рахманинова. 

    Дирижер гастролировал в Германии, Италии, Польше, Венгрии, Хорватии, на Кипре. Особое место в карьере дирижера занимают выступления с коллективами Греции, в частности, с Национальным симфоническим оркестром радио и телевидения, Государственными симфоническими оркестрами Афин и Салоников. В 2010–2011 гг. принимал участие в Международном фестивале в Патре. В 2013 году дебютировал в концертном зале Мегарон в Афинах. В 2017 году дебютировал за пультом Эстонского национального симфонического оркестра и по заказу Баварского радио записал с Бамбергским симфоническим оркестром произведения русских композиторов.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    17 января в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    10 марта в 19:00