Месса-танго : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Месса-танго

    20 апреля 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Хор Мариинского театра
    Андрей Петренко, дирижёр
    Айдар Гайнуллин (баян)

    Imperialis Orchestra 



    Организатор концерта ООО
    «Новая Русская Классика»

    В программе:

    Мартин Палмери
    «Месса Танго» («Месса из Буэнос-Айреса») для меццо-сопрано, смешанного хора, баяна, органа и струнного оркестра 

    Астор Пьяццолла, Айдар Гайнуллин

    12+

    Хор Мариинского театра

    Хор Мариинского театра – всемирно известный и прославленный коллектив, в репертуаре которого более 80 опер и огромное количество сочинений кантатно-ораториальной и акапельной музыки. Мариинский хор интересен не только высочайшим профессиональным мастерством, но и своей историей, которая богата событиями и тесно связана с развитием русской музыкальной культуры. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. Масштабные хоровые сцены из этих сочинений исполнялись хором Мариинского театра, который был органичной частью оперной труппы. Успешным развитием традиций хорового исполнительства театр обязан высокопрофессиональной работе выдающихся хормейстеров – Карла Кучеры, Ивана Помазанского, Евстафия Азеева и Григория Казаченко. Заложенные ими основы бережно сохранялись их последователями, среди которых были такие хормейстеры, как Владимир Степанов, Авенир Михайлов, Александр Мурин.

    С 2000 года по приглашению Валерия Гергиева хор Мариинского театра возглавил Андрей Петренко. В качестве главного хормейстера он принимал участие в постановках более чем 40 оперных премьер. Под управлением Андрея Петренко Мариинский хор выступал в лучших залах Германии, Испании, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Франции, Финляндии, Эстонии, Литвы, Израиля. Помимо итальянских, немецких, французских и русских опер, идущих на сцене Мариинского, и таких произведений, как Реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Джузеппе Верди, Гектора Берлиоза и Мориса Дюруфле, Carmina Burana Карла Орфа, Stabat Mater Джоаккино Россини, в репертуаре хора широко представлена отечественная духовная музыка – сочинения Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Артемия Веделя, Степана Дегтярёва, Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Павла Чеснокова, Игоря Стравинского, Александра Кастальского («Братское поминовение»), Сергея Рахманинова (Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста), Петра Чайковского (Литургия св. Иоанна Златоуста), а также светская русская и зарубежная классика. 

    Хор Мариинского театра – постоянный участник международных фестивалей и мировых премьер, является лидером хоровых программ Московского Пасхального фестиваля. Коллектив принимал участие в первом исполнении «Страстей по Иоанну» и «Пасхи по Иоанну» Софии Губайдулиной, «Новой жизни» Владимира Мартынова, «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова и российской премьере оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина (2007). За запись сочинения Губайдулиной «Страсти по Иоанну» в 2003 году хор Мариинского театра был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение». Хор активно участвует в записях лейбла Mariinsky: «Нос» Шостаковича (2009), кантата «Москва» Чайковского (2009), «Парсифаль» Вагнера (2010), «Очарованный странник» Щедрина (2010), симфонии № 2 и № 11 Шостаковича (2010), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (2011), «Свадебка» и «Царь Эдип» Стравинского (2010). За запись произведений Стравинского коллектив получил престижную премию ICMA (International Classical Music Award) в категории «Лучшая работа хора» (2011), на которую претендовало 16 профессиональных европейских хоров.

    Андрей Петренко

    Андрей Петренко родился в 1956 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» (класс профессора Елизаветы Кудрявцевой-Муриной) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Ильи Мусина). Дипломант II Всероссийского конкурса дирижеров (1988).

    Творческую карьеру начинал как дирижер Хора любителей пения Хорового общества Ленинграда (1973–1989), с которым успешно гастролировал в Москве, Нижнем Новгороде, Риге, Таллине, Дрездене, Белграде. С 1981 года был дирижером Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, где выпустил девять премьерных постановок (три спектакля шли с его авторской оркестровкой).

    В 1989–1992 гг. – главный дирижер Санкт-Петербургского Мюзик-Холла.

    С 1994 года был художественным руководителем хора Смольного собора Санкт-Петербурга; гастролировал с коллективом в Финляндии, Германии, Нидерландах, Бельгии, Польше, Дании, Южной Корее.

    В 1989–2000 гг. работал в Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал хоровое и симфоническое дирижирование, руководил студенческим Камерным хором, с которым выступал в Италии (1991) и завоевал I премию на Международном фестивале церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 1993). Был дирижером Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, с балетной труппой которого гастролировал в Хельсинки и Берлине. В те же годы был приглашенным дирижером Санкт-Петербургского «Конгресс-оркестра».

    В 2000–2020 гг. – главный хормейстер и приглашенный дирижер Мариинского театра. Участвовал более чем в 50 оперных постановках. Вел многие спектакли, среди которых «Война и мир» и «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Аида» Верди, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Любовный напиток» Доницетти, «Очарованный странник» и «Боярыня Морозова» Щедрина, «Свадебка» Стравинского. Под его управлением исполнялись кантатно-ораториальные сочинения И. С. Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Россини, Берлиоза, Верди, Брамса, Пуленка, Стравинского, Прокофьева, Свиридова, Губайдулиной и других композиторов. 

    С хором Мариинского театра маэстро представил программы a cappella в самых престижных залах России, Литвы, Финляндии, Нидерландов, Бельгии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Великобритании и Израиля. Возглавляемый им коллектив номинировался на премию «Грэмми» за запись «Страстей по Иоанну» Губайдулиной. В 2011 году за исполнение оперы-оратории «Царь Эдип» Стравинского хор был награжден премией International Classical Music Awards (ICMA). По заказу Института Финляндии в Санкт-Петербурге Андрей Петренко записал с хором два диска рождественских и патриотических финских песен в собственной аранжировке и русском стихотворном переводе.

    Маэстро неоднократно вел оперные спектакли в российских театрах, в числе которых «Новая опера» имени Е. В. Колобова («Князь Игорь» Бородина), «Геликон-опера» («Дон Паскуале» Доницетти, «Аида» Верди), Михайловский театр («Летучий голландец» Вагнера, «Иоланта» Чайковского, «Травиата» Верди), «Санктъ-Петербургъ опера» («Евгений Онегин» Чайковского), Красноярский государственный театр оперы и балета («Садко» Римского-Корсакова). Руководил мировой премьерой оперы Vita nova («Новая жизнь») Владимира Мартынова, представленной на сцене Московского международного Дома музыки в рамках II Московского Пасхального фестиваля (2003); постановкой оперетты «Женихи» Исаака Дунаевского в Рижском русском театре (2017); спектаклями Академии молодых оперных певцов Мариинского театра «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Дон Паскуале» Доницетти; на гастролях в Финляндии представил спектакль Мариинского театра «Евгений Онегин».

    Осуществил оперные постановки в Финляндии («Фауст» Гуно) и Эстонии («Севильский цирюльник» Паизиелло). Был художественным руководителем фестиваля «Недели искусств Валкама» в Йювяскюля (1995–2010, Финляндия). В 2001 году в качестве хормейстера участвовал в постановке оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича на Зальцбургском фестивале. Сотрудничал с Хором Национальной академии Санта Чечилия в Риме и Хором Варшавской филармонии. В 2008–2014 гг. – приглашенный дирижер Хора Радио Франс. Проводил мастер-классы по работе с хором в Москве и Санкт-Петербурге, по работе с оркестром – в Сеуле.

    В разные годы сотрудничал с симфоническими оркестрами Санкт-Петербургской филармонии, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Филармоническим оркестром Турку, симфоническими оркестрами Оулу и Йювяскюля, Гамбургским молодежным симфоническим оркестром, оркестром Харбинской филармонии.

    С 2014 года сотрудничает с Детским хором России, созданным при возрожденном Всероссийском хоровом обществе. В 2014 году коллектив принял участие в торжественной Церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Под управлением Андрея Петренко Детский хор неоднократно выступал в сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра с традиционным новогодним концертом в Государственном Кремлевском дворце и принимал участие в церемонии открытия Международных Ганзейских дней Нового времени в Псковском Кремле (2020). Специально для этого коллектива Андрей Петренко написал новый текст к кантате «Славься, наш могучий край!» Прокофьева, а также сделал переложения для хора, аранжировки и оркестровки ряда песен.

    С 2015 года Андрей Петренко – художественный руководитель Симфонического хора Свердловской филармонии. Под его управлением коллектив гастролировал в России, Франции, Германии, Дании, Китае, Японии; принимал участие в международных фестивалях, среди которых фестиваль имени Бетховена в Бонне, «Безумный день», Via Aeterna и Le Rivage des voix во Франции, «Харбинское лето», Московский Пасхальный фестиваль, «Евразия», Bach-fest, «Безумные дни в Екатеринбурге»; выступал в Храме Христа Спасителя в Москве, Концертном зале Мариинского театра, Исаакиевском соборе и Гербовом зале Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Филармонии на Эльбе в Гамбурге, Бетховен-халле в Бонне, залах Харбинской и Карельской филармоний. С Симфоническим хором дирижер записал семь альбомов, в том числе «Русские молитвы» (Mirare, 2017), «Русский хоровой концерт» и «Великая музыка малых форм» (Fuga Libera, 2023).

    С 2015 года он также сотрудничает с Уральским академическим филармоническим оркестром. В 2017 году в рамках II Китайско-Российского фестиваля культуры и искусства дирижировал концертами интернационального коллектива, в состав которого вошли музыканты Уральского филармонического и Харбинского симфонического оркестров. В 2020–2022 гг. был художественным руководителем Уральского молодежного симфонического оркестра.

    В 2017–2019 гг. – художественный руководитель оркестра «Инструментальная капелла» Московской областной филармонии, с которым выступал в лучших концертных залах Москвы и Подмосковья, принимал участие в Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину.

    С 2021 года – помощник по опере художественного руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана.

    Андрей Петренко – заслуженный деятель искусств России (2008), член президиума Всероссийского хорового общества, входит в состав жюри престижных всероссийских и международных конкурсов. Награжден высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит» и грамотой Президента России «За большой вклад в подготовку Олимпийских игр в Сочи» (2014).

    Айдар Гайнуллин

    Айдар Гайнуллин родился в 1981 году. Окончил Московский музыкальный колледж МГИМ имени А. Г. Шнитке (класс Андрея Леденёва), Российскую академию музыки имени Гнесиных и аспирантуру (класс профессора Фридриха Липса). Совершенствовался в Высшей школе музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Гудрун Валь). Был стипендиатом фондов Мстислава Ростроповича, Фридриха Липса, «Русское исполнительское искусство», «Новые имена». Лауреат 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов. С 2016 года – солист Московской областной филармонии.

    Гастролировал в Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Индии, Испании, Италии, Израиле, Китае, Северной Корее, Кувейте, Литве, Люксембурге, Малайзии, Нидерландах, Польше, Португалии, США, Таиланде, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Швейцарии, Японии. В 2020 году дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле и гамбургской Филармонии на Эльбе. 

    Сотрудничал с известными музыкантами и актерами: Мстиславом Ростроповичем, Сейдзи Озавой, Анной Нетребко, Эрвином Шроттом, Денисом Мацуевым, Юрием Башметом, Дэниелом Хоупом, Максимом Венгеровым, Ави Авиталем, Мирей Матье, Чулпан Хаматовой, Сергеем Шакуровым, Маратом Башаровым, Ренатой Литвиновой, выступал с Люксембургским и Белградским филармоническими оркестрами, Немецким симфоническим оркестром Берлина и другими российскими и зарубежными коллективами. 

    В 2003 году за выдающиеся достижения Айдар Гайнуллин вписан в «Золотую книгу талантов России» имени Президента РФ. Награжден орденом почетного члена Каунасской консерватории (Литва), орденом «Молодое дарование России» и премией «Лучшие из лучших». Удостоен почетного звания «Заслуженный артист Республики Татарстан». 

    Автор музыки к фильмам «Эйфория» и «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Сибирь. Монамур» Славы Росса (продюсер Люк Бессон). Работы Айдара Гайнуллина в кинематографе отмечены премиями «Ника», «Белый слон», фестиваля «Кинотавр»; музыкант удостоен звания академика кинематографических искусств. 

    С 2011 года – доцент берлинской Школы музыки имени К. Ф. Э. Баха, с 2015 года – доцент Академии искусств ASK в Берлине. Неоднократно принимал участие в работе жюри российских и зарубежных фестивалей исполнителей-инструменталистов.