Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Владимир Фельцман : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Московский государственный
    академический симфонический
    оркестр под управлением Павла Когана,
    Владимир Фельцман

    24 января 2020

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Бетховен
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61 ((К 250-летию со дня рождения) (авторская редакция для фортепиано с оркестром))
    Симфония № 3 ми-бемоль мажор, соч. 55 («Героическая»)

    12+

    Абонемент №78:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П. Когана. Дирижирует Павел Коган (30 лет руководства коллективом)


    Дорогие друзья!
    Московская филармония и просветительский проект Way2Art представляют вашему вниманию «Ауфтакт» – цикл коротких видеолекций о популярных классических произведениях, которые часто звучат в наших залах. В каждом ролике будет рассказ об одном музыкальном произведении — его авторе, истории создания, судьбе и традициях исполнения. Ведущие — основатели Way2Art виолончелист «Нового русского квартета» Алексей Стеблёв и скрипач оркестра «Виртуозы Москвы» Юрий Дашевский. Им помогают известные музыковеды и исполнители. В музыке ауфтактом называется начальный дирижерский жест, задающий произведению темп и настроение. Наш проект дает слушателям возможность познакомиться с исполняемым сочинением еще до входа в концертный зал, чтобы получить от прослушивания еще более яркие впечатления. Ведь не секрет, что мы любим то, что знаем.


    Московский государственный академический симфонический оркестр

    Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. В апреле 2023 года ему исполнилось 80 лет. 

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989) и Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.

    Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы – полные собрания симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, сочинений современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений, киномузыки, камерных опусов.

    Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Постоянно расширяется уникальный контент социальных сетей коллектива, пользующийся большой популярностью. Деятельность МГАСО широко освещается федеральными и региональными СМИ. 

    МГАСО ежегодно дает концерты на главных сценах Москвы, много гастролирует в российских регионах. Активно выступает как с отечественными дирижерами и солистами, так и с зарубежными музыкантами. Участвует в конкурсах молодых исполнителей и предоставляет возможность профессионального развития выпускникам музыкальных вузов России. В 2020 году впервые принял участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».

    Павел Коган

    Искусство Павла Когана уже более сорока лет вызывает восхищение публики. Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители – легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление музыканта развивалось по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям.

    В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. Дирижерский дебют Когана, ученика Ильи Мусина и Лео Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда дирижирование стало центром музыкальных интересов маэстро. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами на родине и за рубежом. 

    В 1988 году Большой театр открыл сезон оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр. В 1989–2022 гг. маэстро был художественным руководителем и главным дирижером Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО). С 1998 по 2005 гг. Павел Коган занимал также пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити). 

    Выступал с лучшими оркестрами мира, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский оркестр, оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр радио и ТВ Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романдской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы. 

    Записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Народный артист России, действительный член Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена искусств и литературы, а также других российских и международных наград.

    Владимир Фельцман

    Пианист и дирижер Владимир Фельцман – один из самых разносторонних и востребованных музыкантов современности. Родился в 1952 году в Москве. Сын композитора Оскара Фельцмана, он начал обучаться игре на фортепиано с пяти лет в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории в классе Евгения Тимакина. В 1969 году продолжил образование в консерватории и аспирантуре в классе профессора Якова Флиера. В дальнейшем обучался дирижированию у Лео Гинзбурга в Московской консерватории и у Ильи Мусина в Ленинградской.

    В 1971 году завоевал Гран-при Международного конкурса имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже. Эта победа положила начало его концертной деятельности в Советском Союзе, странах Европы и Японии. 

    С 1987 года Фельцман живет в США. Его репертуар простирается от музыки эпохи барокко до произведений современных композиторов. Особое место в нем занимают клавирные сочинения И. С. Баха, составившие грандиозный цикл, который пианист представил в Нью-Йорке в течение четырех сезонов (1992–1996). В числе других эксклюзивных проектов Фельцмана – «Шедевры русского авангарда» в Линкольн-центре (фортепианные и ансамблевые произведения 14 композиторов от Шостаковича до наших современников, 2003), все клавирные сонаты Моцарта на специально изготовленной копии фортепиано фирмы Walter XVIII века (Маннес-колледж и частный университет «Новая школа» в Нью-Йорке, 2006), «Русский эксперимент» на фестивале в Аспене (малоизвестные произведения композиторов первой половины ХХ века, 2017). 

    Владимир Фельцман сотрудничает со многими ведущими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский и Лос-Анджелесский филармонические, симфонические оркестры Чикаго, Сан-Франциско и Сиэтла, Лондонские симфонический и филармонический, Оркестр де Пари, оркестр Мариинского театра, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и другие. Сольные концерты пианиста проходили в крупнейших залах Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго, Сиэтла и других городов США. Пианист гастролирует в странах Азии и регулярно выступает в России. Участник фестивалей в Вербье, Чикаго («Равиния»), Аспене, Лос-Анджелесе (Голливуд-боул), Сан-Диего (Ла-Холья) и других. 

    Владимир Фельцман – профессор Университета штата Нью-Йорк, преподает также в Маннес-колледже. Основатель и арт-директор Международного фестиваля «Фортепианное лето в Нью-Палце», в рамках которого проводятся интенсивный мастер-курс для молодых пианистов и Международный конкурс имени Якова Флиера. Дискография пианиста, выпущенная компаниями Sony Classical, Nimbus Records и др., насчитывает свыше 60 CD и постоянно пополняется. В числе его записей – все крупные клавирные сочинения Баха, полное собрание фортепианных сонат Шуберта, произведения Бетховена, Шумана, Шопена, Брамса, Скрябина, Сильвестрова, концерты Брамса, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. 

    В 2012 году Владимир Фельцман и его супруга Хейвон организовали фонд Feltsman Piano Foundation для поддержки и продвижения молодых музыкантов. В 2019 году пианист опубликовал книгу «Уроки фортепиано», посвященную вопросам исполнительской практики, педагогики и звукозаписи.