Национальный филармонический
    оркестр России, Кен-Давид Мазур,
    Екатерина Мечетина, Людмила Голуб

    8 декабря 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Шуман
    Увертюра «Манфред»
    Сен-Санс
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Вакханалия из оперы «Самсон и Далила»
    Симфония № 3 (с органом)

    12+

    Абонемент №13:

    Национальный филармонический оркестр России

    Национальный филармонический оркестр России

    В 2018 году Национальный филармонический оркестр России (НФОР) отмечает 15-летие. Созданный в 2003 году, он объединил лучших представителей оркестровой элиты и талантливых молодых музыкантов. За годы активной творческой жизни НФОР стал одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. С момента основания оркестр возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер Владимир Спиваков. В 2007 году НФОР стал обладателем гранта Правительства Российской Федерации. С 2010 года оркестр является обладателем гранта Президента Российской Федерации.

    С НФОР сотрудничают ярчайшие дирижеры современности Джеймс Конлон, Ион Марин, Теодор Курентзис, Кен-Давид Мазур, Кшиштоф Пендерецкий, Отто Тауск, Симон Гауденц, Александр Ведерников, Туган Сохиев, Ян Латам-Кениг, Юкка-Пекка Сарасте, Джон Нелсон, Мишель Плассон, Окко Каму, Роман Кофман, Александр Лазарев, Ханс Граф, Дмитрий Лисс и другие. В концертах НФОР участвуют выдающиеся музыканты, звезды мировой оперной сцены; с оркестром выступали Джесси Норман, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кири Те Канава, Мария Гулегина, Анна Нетребко, Эрвин Шротт, Вальтрауд Майер, Маттиас Гёрне, Альбина Шагимуратова, Дмитрий Хворостовский, Фанни Ардан, Ферруччо Фурланетто, Уте Лемпер, Рене Папе, Екатерина Губанова; Пьер-Лоран Эмар, Джон Лилл, Марк-Андре Амлен, Аркадий Володось, Николай Луганский, Денис Мацуев, Игорь Четуев, Гидон Кремер, Гил Шахам, Григорий Жислин, Олег Крыса, Хилари Хан, Наталия Гутман, Алексей Огринчук и другие. 

    Репертуар оркестра охватывает период от ранних классических симфоний до новейших сочинений современности. За 15 лет коллектив представил множество неординарных программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер. Подтверждая свой статус и имя, Национальный филармонический оркестр России дает концерты и проводит фестивали не только в Москве, но и в различных регионах страны, прокладывая маршруты в ее самые отдаленные уголки. Ежегодно НФОР участвует в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция), регулярно гастролирует в США, Западной Европе, Японии, в странах СНГ и Балтии. 

    В мае 2005 года фирма Capriccio выпустила запись концерта для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца в исполнении НФОР под управлением Владимира Спивакова, которому композитор посвятил это произведение. Концерт был исполнен НФОР 27 января 2015 года в Праге на IV Всемирном форуме памяти Холокоста, посвященном 70-летию освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау. В 2010-2016 гг. НФОР записал ряд альбомов для лейбла Sony Music с сочинениями Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Грига и других композиторов. 

    НФОР активно поддерживает специально учрежденными грантами одаренных молодых музыкантов – певцов и инструменталистов. Гранты призваны помочь 

    многообещающим артистам раскрыть свой творческий потенциал и занять достойное место на отечественной и мировой сцене. Наряду с материальной поддержкой, обладатели грантов получают активное продюсерское содействие и регулярно участвуют в различных творческих проектах НФОР. 

    Особое направление деятельности оркестра – поддержка талантливых молодых дирижеров. В сезоне 2004/2005 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева была создана не имеющая аналогов в оркестровом мире группа дирижеров-стажеров. Многие из них за эти годы добились больших успехов, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах, стали обладателями престижных наград. В 2017 году был объявлен новый конкурсный отбор в дирижерско-стажерскую группу, участниками которой стали Арсентий Ткаченко, Анна Ракитина, Сергей Акимов, Дмитрий Матвиенко, Ариф Дадашев, Петр Гладыш и Александр Хумала. Обновленный состав группы начал работу в январе, занятия проходят дважды в месяц под руководством Александра Соловьева. Первый концерт участников дирижерско-стажерской группы состоится 26 мая в рамках проекта Московской филармонии «Мама – я меломан».

    Кен-Дэвид Мазур

    Первые уроки дирижирования Кен-Дэвид Мазур получил от отца – выдающегося маэстро Курта Мазура. Окончив Колумбийский университет в Нью-Йорке, он продолжил музыкальное образование в Манхэттенской школе музыки, консерваториях Лейпцига, Детмольда и Берлина, где обучался игре на фортепиано и трубе, композиции, вокалу (у знаменитого бас-баритона Томаса Квастхоффа) и дирижированию. Его наставниками были Стефан Асбери, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Йорма Панула, Ларри Рахлефф и Кристофер Симен.

    Как дирижер Кен-Дэвид Мазур дебютировал в 1998 году, став сооснователем и первым руководителем оркестра и хора Баховского общества Колумбийского университета в Нью-Йорке. Гастролировал с этими коллективами в Германии и записал альбом с оркестровыми сочинениями и кантатами И. С. Баха и его сыновей – Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эмануэля, благосклонно встреченный критикой. 

    Кен-Дэвид Мазур сотрудничает с ведущими мировыми оркестрами: в США выступает с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, оркестрами Луисвилля, Детройта, Милуоки, Чикаго, Колорадо и Портленда, в Европе – с Collegium Musicum Базеля (Швейцария), симфоническим оркестром Ставангера (Норвегия), Национальным оркестром Франции, симфоническим оркестром Мюлуза (Франция), в Японии – с симфоническим оркестром Yomiuri Nippon. В настоящее время он – приглашенный дирижер Бостонского симфонического оркестра, Мюнхенского симфонического оркестра и Национального филармонического оркестра России, с которым сотрудничает с 2011 года. 

    Мазур востребован в качестве наставника молодых музыкантов. Он постоянно выступает с оркестрами Консерватории Новой Англии и Университета Бостона, с Чикагским Civic Orchestra (цели и задачи этого коллектива – совершенствование молодых профессиональных музыкантов). В 2011 году он сменил Сейдзи Озаву на мастер-классах в Тэнглвуде и с тех пор постоянно проводит занятия с молодыми дирижерами. 

    Вместе с женой, пианисткой Мелиндой Ли Мазур, маэстро является артистическим директором музыкального фестиваля Челси – ежегодного летнего мультимедийного форума в Нью-Йорк-сити, который газета The New York Times назвала «жемчужиной фестивалей». В 2018 году фестиваль прошел в девятый раз и был посвящен 333-летию со дня рождения И. С. Баха. 

    Сезон 2018-19 начался для Кена-Дэвида дебютом с Чикагским симфоническим оркестром в Равинии, где он представив две программы из произведений Чайковского. Затем он исполнил произведения Глинки, Рахманинова и Стравинского с Бостонским симфоническим оркестром на фестивале в Тэнглвуде. Летом дирижировал концертом в честь 10-летия Фонда Мендельсона в Токио. 

    Недавно Кен-Дэвид Мазур сделал записи с Симфоническим оркестром Ставангера, с Английским камерным оркестром и скрипачкой Фанни Кламаджиранд. Последний альбом с «Симфоническими танцами» современного норвежского композитора Гисле Кверндокка, записанным Мазуром с оркестром Ставангера, Нью-Йоркская радиостанция классической музыки WQXR назвала «одним из лучших новых релизов классической музыки» (2018). Мазур также был номинирован на премию «Латинская Грэмми» в категории «Лучший классический альбом года» за работу в качестве продюсера над альбомом Salon Buenos Aires.

    Екатерина Мечетина

    Екатерина Мечетина родилась в семье музыкантов, начала заниматься музыкой с четырёхлетнего возраста. Училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Т. Л. Колосс) и Московской консерватории (класс доцента Владимира Овчинникова). В 2004 году окончила аспирантуру МГК в классе профессора Сергея Доренского. В годы учёбы являлась стипендиатом фонда Владимира Спивакова и фонда Мстислава Ростроповича, по приглашению последнего в 2004 году проходила стажировку в Париже. С 2007 года – солистка Московской филармонии.

    Первый сольный концерт пианистка дала в возрасте 10 лет, через два года совершила турне по городам Японии, где за месяц сыграла 15 сольных концертов, представив две разные программы. С тех пор побывала с выступлениями более чем в 30 странах мира. Сегодня артистка даёт около 60 концертов в год. Мечетина – лауреат семи международных конкурсов пианистов, среди которых конкурс имени Бузони в Больцано (Италия) и Всемирный конкурс пианистов в Цинциннати (США).

    Выступления Мечетиной проходят на всемирно известных сценах, среди которых Концертный зал имени Чайковского, Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Большой и Камерный залы Московского международного Дома музыки, Большой театр, Консертгебау (Амстердам), Ямаха-холл и Казальс-холл (Токио), Театр Елисейских Полей и Зал Гаво (Париж), Большой зал Миланской консерватории и «Аудиториум» (Милан), Зал Сесилии Мейрелес (Рио-де-Жанейро), Alice Tully Hall (Нью-Йорк) и другие. Пианистка также активно концертирует в городах России.

    В обширном репертуаре Екатерины Мечетиной более пятидесяти концертов для фортепиано с оркестром и множество сольных программ. Среди дирижёров, с которыми она сотрудничала – Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Юрий Симонов, Павел Коган, Владимир Понькин, Дмитрий Лисс, Владимир Альтшулер, Максим Венгеров, Константин Орбелян, Дмитрий Ситковецкий, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Скульский, Фёдор Глущенко, Лоренс Фостер, Кристиан Бадеа, Барри Дуглас, Фабио Мастранжело, Мария Эклунд. Её партнёры по камерному ансамблю – Родион Щедрин, Владимир Спиваков, Дмитрий Ситковецкий, Алексей Уткин, Александр Князев, Александр Гиндин, Борис Андрианов, Даниил Коган, Никита Борисоглебский, Сергей Антонов, Граф Муржа и другие известные российские и зарубежные исполнители. Артистка принимала участие в крупных международных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», фестиваль Crescendo, фестиваль музыки Родиона Щедрина, «Русская зима» и Benois de la danse в Москве, «Звёзды на Байкале» в Иркутске, фестиваль в Дубровнике (Хорватия), фестиваль Consonances и фестиваль в Лилле (Франция), Europalia в Бельгии.

    Екатерина Мечетина активно сотрудничает с современными композиторами – Родионом Щедриным (доверившим ей мировую премьеру Шестого фортепианного концерта), Алексеем Рыбниковым, Владиславом Казениным, Толибхоном Шахиди и многими другими. С 2009 года преподаёт в Московской консерватории, с 2016 – в Центральной музыкальной школе при МГК. Ежегодно даёт мастер-классы в Летней творческой школе ЮНЕСКО «Новые имена» в Суздале, является членом жюри российских и международных конкурсов. Записи Екатерины Мечетиной были выпущены фирмами Fuga Libera (сольный диск с произведениями Рахманинова, 2005), «Империя музыки» (диск из произведений Щедрина и Т. Шахиди, 2008) и «Мелодия» (сольный диск с сочинениями Чайковского, Мусоргского и Рахманинова, 2013).

    Пианистка удостоена престижной молодёжной премии «Триумф» (2003) и Ордена Екатерины Великой III степени «За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства» Национального комитета общественных наград (2007). Мечетина – обладательница Премии Министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы – миру» «За вклад в формирование объективного образа России на международной арене» и Премии Президента России для молодых деятелей культуры за 2010 год «За вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и высокий уровень исполнительского мастерства». В 2011 году вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. Екатерина Мечетина удостоена звания «Заслуженный деятель музыкального искусства», является лауреатом независимой премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского.

    В 2007 году Екатерина Мечетина вместе с Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым создали трио, которое активно выступает и имеет обширный репертуар. К 10-летию трио композитор  Кузьма Бодров сочинил и посвятил участникам ансамбля Тройной концерт с симфоническим оркестром. 

    С 2013 года – президент Международного молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум» (г. Сургут), член жюри российских и международных конкурсов, в том числе Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» и Международных Дельфийских игр, член жюри конкурсов в Астане (Казахстан), Сеуле (Корея).

    Награждена почётным знаком Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы» (2015г).

    В 2016 году была удостоена звания «Заслуженный деятель музыкального искусства».

    В ноябре 2017 года в числе главных популяризаторов русской культуры в Европе Екатерина стала Лауреатом первого международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «За продвижение культуры в мире в области музыки».

    В 2018 году Екатерина Мечетина стала доверенным лицом В. В. Путина на Президентских выборах. В августе 2018 года Екатерине присвоено звание «Заслуженный артист России».

    Людмила Голуб

    Людмила Голуб получила образование в Московской консерватории, где училась у известного органиста, профессора Л. И. Ройзмана  по классам фортепиано, органа и клавесина. Принимала участие в мастер-классах знаменитых французских музыкантов Мишеля Шапюи и Андре Изуара.

    Сольные концерты Людмилы Голуб проходят в ведущих залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городах России и ближнего зарубежья. Она выступала в Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Испании, Финляндии, Чехии, Словакии, Польше, США, в том числе в знаменитых храмах Европы – Соборе Святого Павла в Лондоне, церкви Св. Марии Магдалины в Париже и Соборе Парижской Богоматери, соборе Св. Троицы в Нью-Йорке, Королевской Капелле в Мадриде. Принимала участие во многих российских и международных фестивалях, в числе которых «Русская зима», «Московские звезды», «Альтернатива», фестиваль имени И. С. Баха в Западном Берлине, Эдинбургский, фестивали в Хельсинки (Финляндия), «Сакро-Арт» в Локкуме и «Музыка из стран Восточной Европы» во Фрайбурге (Германия), Фестиваль органной и камерной музыки во Вроцлаве (Польша).

    Л. Голуб сотрудничает со многими оркестрами и камерными ансамблями. Она играла под управлением П. Булеза, И. Менухина, Е. Светланова, И. Белоглавека, постоянно сотрудничает с Г. Рождественским, М. Плетнёвым, В. Спиваковым, А. Лазаревым, В. Полянским, А. Рудиным, В. Юровским, Т. Курентзисом и другими известными дирижерами.

    Органный репертуар артистки включает большую часть сочинений И. С. Баха, все органные опусы И. Брамса и В. А. Моцарта, произведения С. Франка и французских романтиков, сочинения для органа с оркестром Г. Ф. Генделя, А. Сальери, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, О. Респиги, С. Барбера. Она исполняет множество произведений для хора и органа, среди которых три мессы и литургия А. Гречанинова, месса А. Дворжака, сочинения Ф. Мендельсона, Ч. Айвза, С. Франка, Ф. Пуленка, И. Брамса и других композиторов.

    Особый интерес Л. Голуб проявляет к музыке ХХ века, являясь первой исполнительницей в России некоторых произведений Ч. Айвза, О. Мессиана, Д. Лигети, А. Жоливе.  Неотъемлемую часть ее репертуара составляют сочинения отечественных композиторов – Д. Шостаковича, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова, С. Слонимского, Р. Щедрина, А. Кнайфеля, В. Екимовского, А. Раскатова, А. Вустина, Д. Кривицкого и других современных авторов.

    В репертуаре Людмилы Голуб много ансамблевых программ с участием скрипки, виолончели, тромбона, гобоя, трубы, ударных инструментов и голоса, которые она исполняла с известными музыкантами: Иваном Монигетти, Андрашом Адорьяном, Григорием Фейгиным, Марком Лубоцким, Александром Князев, Анатолием Скобелевым, Владиславом  Лавриком, Марком Пекарским, Хиблой Герзмавой, Юрием Лаптевым. Большое внимание артистка уделяет работе в фортепианном дуэте с пианистом Тиграном Алихановым, с которым сыграла весь классический и современный репертуар этого жанра. В 1994 году она исполнила с Николаем Петровым программу «Французская музыка для фортепиано и органа», включающую оригинальные, ранее почти никогда не исполнявшиеся сочинения С. Франка, К. Сен-Санса, Ш. Видора, М. Дюпре, Ж. Лангле. Газета «Музыкальное обозрение» в 1995 году назвала это выступление «Лучшей программой года».

    Людмилу Голуб привлекают проекты, соединяющие разные виды искусств. Несколько программ она исполнила с известным актером  Альбертом Филозовым, где наряду с музыкой звучали тексты хоралов и отрывки из Евангелия, а также было использовано световое оформление под руководством режиссера Андрея Хржановского. Это — «Органная книжечка И. С. Баха», «Музыка Рождества» (Бах, Мессиан) и «Концерт на Страстной неделе» (Бах, Дюпре).

    Л. Голуб также сотрудничает с известной мультимедийной художницей Ольгой Кумегер. В их совместной работе «Белое и чёрное» в Концертном зале имени Чайковского сочинения Пярта, Кагеля, Лигети и Губайдулиной сопровождались компьютерной графикой, создаваемой непосредственно с исполняемой музыкой.

    В 2004 году в рамках года Л. Яначека Людмила Голуб выступила музыкальным руководителем постановки оперы «Записки исчезнущего» (на материале одноименного вокального цикла Яначека) в театре «Геликон-опера» (реж. В. Бархатов). Исполняла одну из ролей, а также фортепианную партию в этом спектакле.

    Органистка имеет большое количество записей на компакт-дисках (фирмы Chandos, Le Chant du Monde, Hyperion), а также на радио и ТВ.

    Людмила Голуб была экспертом при строительстве органа Московского международного Дома музыки и теперь является штатной органисткой ММДМ. В 2002 году Людмиле Голуб присвоено звание «Заслуженная артистка России».