Рахманиновские дни : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Рахманиновские дни

    1 апреля 2019

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Рахманинов
    Скерцо для оркестра
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    12+

    Рахманиновские дни» в Московской филармонии, впервые прошедшие в апреле 2016 года как мини-фестиваль, заложили добрую традицию – музыкальное приношение великому классику ко дню его рождения в зале, носящем его имя.

    В 2019 году главное действующее лицо «Рахманиновских дней» – новый коллектив, образованный при активном участии Московской филармонии, ее надежда и гордость: Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Вместе с ним на сцену «Филармонии-2» выйдут такие же молодые солисты – восходящие звезды российского исполнительского искусства. Сам Рахманинов оказался композитором, особенно популярным у молодежи, вскоре после окончания консерватории. И в наши дни артисты, покоряющие музыкальный Олимп, по-прежнему уделяют особое внимание этому автору и совершенно по-особому чувствуют его музыку.

    В программе – Первый и Третий фортепианные концерты (солисты – воспитанники Московской консерватории, лауреаты международных конкурсов Константин Хачикян и Дмитрий Шишкин), а также оркестровые миниатюры – «Вокализ» и Скерцо. За дирижерским пультом выступит один из нынешних наставников РНМСО, маэстро с мировым именем Даниэль Райскин – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Виннипега, главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Тенерифе и Филармонического оркестра Белграда.



    Дорогие слушатели — гости Концертного зала имени С. В. Рахманинова!

    Во время фестиваля «Рахманиновские дни» мы запускаем виртуальную игру о жизни и творчестве Сергея Рахманинова. Московская филармония и платформа городских квестов City Stories разработали оригинальный сценарий и вписали его в пространство фойе «Филармонии-2». 

    Приглашаем вас совершить интеллектуальное путешествие в мир великого русского композитора! 

    Если у вас возникнут вопросы по прохождению квеста – обращайтесь к администраторам, они вам помогут. Мы будем рады обратной связи, вашим отзывам и публикациям в социальных сетях. 



    Константин Хачикян

    Константин Хачикян родился в 1995 году в Москве. В 2014 году окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории (класс Татьяны Директоренко). В настоящее время – студент Московской консерватории (класс профессора Андрея Писарева).

    Константин – лауреат многих международных конкурсов, в том числе Международного фестиваля классической музыки и конкурса юных пианистов Astana Piano Passion в Астане (2014, II премия), конкурсов молодых пианистов имени М. Юдиной в Санкт-Петербурге (2015, I премия) и имени Ф. Шопена в Москве (2016, I премия и специальный приз за лучшее исполнение мазурок), конкурсов Moscow piano open (2017, I премия) и имени Ф. Шопена в Канберре (2017, II премия и приз зрительских симпатий). В 2018 году был удостоен II премии на Международном конкурсе молодых пианистов имени С. В. Рахманинова в Москве и II премии и специального приза за лучшее исполнение сочинения Скрябина на Международном конкурсе пианистов в Лионе (Франция).

    Часто выступает в залах Московской консерватории и Московской филармонии, играл в Большом зале Уральской консерватории, Концертном зале «Эстония» в Таллине, Большом зале филармонии Астаны, Лионской консерватории (Франция) и Ллевеллин-холле в Канберре (Австралия). В 2013 году музыкант стал стипендиатом Международного благотворительного фонда «Новые имена», участвовал в презентационном концерте фонда в Харькове и Таллине. Принимал участие в проектах «Созвездие молодых талантов», «Шопен. Вальсы» и «Памяти Святослава Рихтера» в Большом зале Консерватории, Международном фестивале в Казальмаджоре (Италия), концертах и мастер-классах Russian piano school в Токио. В 2017 году выступил с благотворительным сольным концертом в резиденции Посла Российской Федерации в Париже, за что был награжден дипломом «За вклад в сохранение культурного наследия» от общества Renaissance française. Собранные средства пошли на реставрацию могилы русского композитора Сергея Ляпунова в Париже. В том же году пианист аккомпанировал певице Асмик Григорян на концерте в Российском центре науки и культуры в Никосии (Кипр). Выступал с сольными концертами в городах Германии в рамках проекта Junge elite компании Kawai.

    1 апреля 2018 года музыкант играл на церемонии открытия барельефа Сергея Рахманинова в Концертном зале имени С. В. Рахманинова («Филармония-2»). В декабре 2018 года состоялся его дебют в Концертном зале имени П. И. Чайковского: пианист исполнил Второй концерт Брамса с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением Дениса Лотоева.

    Дмитрий Шишкин

    Дмитрий Шишкин родился в 1992 году. Его музыкальная одарённость проявилась с самых ранних лет: в три года Дмитрий сыграл первый сольный концерт, а в шесть лет впервые выступил с оркестром. С 4 лет Дмитрий обучался в челябинской Средней специальной музыкальной школе имени П. И. Чайковского, затем окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных (2010, класс М. С. Хохлова) и Московскую государственную консерваторию (2015, класс профессора Э. К. Вирсаладзе). Участник Международной благотворительной программы «Новые имена» (с 1998), стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова (с 2001) и Общественного фонда «Русское исполнительское искусство» (с 2002).

    Яркая творческая индивидуальность и высокое профессиональное мастерство позволили Дмитрию Шишкину добиться впечатляющих результатов на многочисленных конкурсах и фестивалях. Среди его достижений — премии на международных конкурсах: Top of the World в Тромсё (Норвегия, 2017, I премия), имени Ф. Шопена в Варшаве (2015, VI премия), имени Ф. Бузони в Больцано (Италия, 2013, III премия и специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта), во Фриули-Венеция-Джулия (Италия, 2014, I премия), BNDES в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 2014, II премия). Ранее Дмитрий с успехом выступал на многих конкурсах юных музыкантов, стал победителем конкурсов «Щелкунчик» (2004), имени Ф. Шопена в Пекине и имени М. Юдиной в Санкт-Петербурге (2006). В 2000 году был назван «Человеком года» г. Челябинска в номинации «Юное дарование».

    Пианист гастролировал в странах Европы, Азии и Америки. Играл с ведущими коллективами, среди которых Российский национальный оркестр, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга, Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии, Московский камерный оркестр Musica Viva, камерный оркестр «Гнесинские виртуозы», Варшавский филармонический оркестр. Сотрудничал с известными дирижёрами — Владимиром Федосеевым, Михаилом Плетнёвым, Владиславом Чернушенко, Александром Рудиным, Максимом Федотовым, Михаилом Хохловым, Марком Горенштейном и другими. 

    Дмитрий Шишкин записал несколько компакт-дисков в Японии, Польше и России. С 2014 года является артистом итальянского лейбла KNS CLASSICS. 

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Даниэль Райскин

    Даниэль Райскин родился в 1970 году в Ленинграде в семье известного музыковеда Иосифа Райскина. Учился в Ленинградской консерватории по классам альта и дирижирования. Занимался у известного дирижера Льва Савича, брал уроки у Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Милана Хорвата, Вольдемара Нельсона, Йормы Панулы. В начале 1990-х продолжил обучение в Амстердаме и Фрайбурге. Войдя в число ведущих альтистов Европы, предпочел карьеру дирижера и вскоре был признан одним из самых многообещающих европейских дирижеров нового поколения. Сегодня он выступает в крупнейших залах мира, среди которых Берлинская филармония и берлинский Концертхаус, венский Музикферайн, зальцбургские Моцартеум и Фестшпильхаус, Кёльнская и Мюнхенская филармонии, амстердамский Консертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал имени Чайковского, нью-йоркский Линкольн-центр и Театр Колон в Буэнос-Айресе.

    В 2005–2016 гг. Райскин был главным дирижером Госоркестра Рейнской филармонии в Кобленце (Германия), в 2008–2015 – Филармонического оркестра имени Артура Рубинштейна в Лодзи (Польша). С сезона 2017/18 – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Белграда, Симфонического оркестра Тенерифе (Испания), постоянный партнер камерного оркестра St. Michael Strings в Миккели (Финляндия). Как приглашенный дирижер выступает с оркестрами Германии, Франции, Польши, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Испании, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Греции, Эстонии, Швеции, Дании, Исландии, Израиля, Японии, Китая, Тайваня, Гонконга, Мексики, Аргентины, США. Дирижировал оркестром Мариинского театра, Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, оркестром Московской филармонии, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Уральским филармоническим, Новосибирским симфоническим.

    Райскин владеет широким репертуаром, регулярно включает в программы сочинения современных композиторов и редко звучащие произведения. Пресса отмечает умение дирижера мгновенно устанавливать контакт с оркестрантами, нередко называет его идеальным аккомпаниатором. Партнеры Даниэля Райскина – пианисты Алексей Володин, Алексей Любимов, Ланг Ланг, Стивен Осборн, Иво Погорелич, Энрико Паче, Петер Яблонски, Штефан Владар, Олли Мустонен; скрипачи Вадим Репин, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий, Шломо Минц, Жанин Янсен, Гото Мидори, Коля Блахер, Вадим Глузман; виолончелисты Наталия Гутман, Миша Майский, Альбан Герхардт, Бенджамин Шмидт, Даниэль Мюллер-Шотт, Юлиан Штекель; гобоист Франсуа Лелё, кларнетисты Мартин Фрост, Кари Крикку и многие другие выдающиеся солисты. За CD с записью виолончельных концертов Корнгольда, Блоха и Гольдшмидта (солист Юлиан Штекель) Райскин удостоен в 2012 году Echo Klassik Award – главной награды Германии в области академической музыки.

    Среди оперных постановок дирижера – «Кармен» Бизе в Opera Zuid в Маастрихте и в Театре Кобленца, «Нос» Шостаковича в Кобленце, «Дон Жуан» Моцарта на оперном фестивале Св. Маргариты в Австрии. В дискографии маэстро – более 20 CD с произведениями Гайдна, Мендельсона, Шумана, Бруха, Брамса, Дворжака, Малера, Венявского, Шимановского, Лютославского, Тансмана (первая запись оратории «Пророк Исайя» и «Псалмов»), Шостаковича, записанных на лейблах AVI, Dux, CPO, World Premiere Recordings, TwoPianists и др. В числе записей последних трех лет – Концерт № 2 для скрипки с оркестром Венявского и «Шотландская фантазия» Бруха с Филармоническим оркестром Штутгарта (солист Януш Вавровский), Третья симфония Малера с оркестром Рейнской филармонии. С ним записаны также произведения датского композитора Луи Гласса, сочинения для фортепиано с оркестром Арама Хачатуряна (солист Степан Симонян). В 2019 году вышел альбом произведений Хачатуряна для виолончели с оркестром (солист – шведский виолончелист Торлейф Тедеен).

    Осенью 2018 года Даниэль Райскин занял пост музыкального руководителя Виннипегского симфонического оркестра (Канада). Помимо многочисленных концертов с этим коллективом, ангажементы сезона 2018/19 включают выступления с оркестрами Исландии, Финляндии, Нидерландов, Испании, Словакии, Чехии, Сербии, Польши, Македонии, а также дебют дирижера с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.

    «Даниэль Райскин – музыкант необыкновенно чуткий, тонкий, прекрасно владеющий искусством дирижирования; один из представителей советской дирижерской школы, продолжающий ее лучшие традиции» (Gramophone, 2012).

    Рекомендуем к просмотру

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный
    молодёжный симфонический оркестр,
    Михаил Юровский, Дмитрий Маслеев

    Режиссерская версия

    22.04.2019

    Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5 ми минор, соч. 64

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Борис Березовский

    Режиссерская версия

    18.01.2019

    Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    Шостакович
    Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа мажор, соч. 102

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Посвящается 125-летию со дня рождения
    Александра Васильевича Гаука.
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Валентин Урюпин, Екатерина Мечетина

    31.10.2018

    Рахманинов Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1
    П. И. Чайковский
    Симфония № 4 фа минор, соч. 36
    Три фрагмента из цикла «Времена года»: «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки» (оркестровка А.Гаука)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Николай Луганский,
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Александр Ведерников

    Режиссерская версия

    28.01.2019

    Рахманинов Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1
    Прокофьев
    Симфония №5 cи-бемоль мажор, соч. 100

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Симфонический оркестр
    Карельской государственной филармонии,
    Анатолий Рыбалко, Екатерина Мечетина

    27.09.2018

    Глинка «Вальс-фантазия» для оркестра

    В программе:
    Глинка
    «Вальс-фантазия» для оркестра
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5 ми минор, соч. 64

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    II Международный конкурс
    молодых пианистов
    Grand Piano Competition.
    Церемония награждения
    и концерт-закрытие конкурса

    Режиссерская версия

    05.05.2018

    Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    В программе:
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Рахманиновские дни.
    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Екатерина Мечетина

    06.04.2018

    Рахманинов «Вокализ» (оркестровая редакция автора)

    В программе:
    Рахманинов
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)
    «Симфонические танцы» для оркестра, соч. 45
    Брамс
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 15

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Андрей Коробейников

    28.09.2018

    Рахманинов Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1
    Симфония № 1 ре минор, соч. 13
    «Утёс» – симфоническая фантазия по стихотворению М.Лермонтова для оркестра, соч. 7

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского

    16.09.2018

    Рахманинов «Вокализ» (оркестровая редакция автора)

    В программе:
    Рахманинов
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    «Симфонические танцы» для оркестра, соч. 45

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рахманиновские дни.
    Денис Мацуев,
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Александр Сладковский

    Режиссерская версия

    02.04.2018

    Рахманинов «Утёс» – симфоническая фантазия по стихотворению М.Лермонтова для оркестра, соч. 7

    В программе:
    Рахманинов
    «Утёс» – симфоническая фантазия по стихотворению М.Лермонтова для оркестра, соч. 7
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 40
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30