Ретроспектива Франко Дзеффирелли. Лекция Ильи Кухаренко «Успех одного фиаско» и художественный фильм «Молодой Тосканини» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Ретроспектива Франко Дзеффирелли.
    Лекция Ильи Кухаренко
    «Успех одного фиаско»
    и художественный фильм
    «Молодой Тосканини»

    16 марта 2019

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    «Успех одного фиаско» — лекция журналиста,
    музыкального критика и драматурга Ильи Кухаренко
    с показом фрагментов концерта
    «Тосканини дирижирует Вагнера».

    Начало лекции в 18:00

    После лекции показ фильма
    «Молодой Тосканини»

    Композитор – Роман Влад, Джузеппе Верди

    Сценарий – Эннио Де Кончини, Уильям Стэдием,
    Франко Дзеффирелли

    Оператор – Даниэле Наннуцци

    Художник – Андреа Крисанти, Том Рэнд

    Действующие лица и исполнители:
    Си Томас Хауэлл — Артуро Тосканини
    Элизабет Тейлор — мадам Надина Булычов, 
    оперная прима (поёт Эйприл Майлло)
    Софи Уорд — Сестра Маргерита,
    возлюбленная Тосканини
    Пэт Хейвуд — Мать Аллегри, настоятельница
    и директор больницы для бедных
    Николя Шагрен — Маэстро Мигес,
    дирижёр бразильской оперы
    Филипп Нуаре — Педру II (император Бразилии)
    Джон Рис-Дэвис — Клаудио Росси, антрепренёр
    Франко Неро — Клаудио Тосканини, отец дирижёра

    Италия, 1988 год

    Язык: русский

    Продолжительность: 1 час 50 минут

    12+

    «Молодой Тосканини» считается одним из самых грандиозных провалов в кинокарьере Франко Дзеффирелли. Жюри и критики Венецианского кинофестиваля 1988 года сочли сюжет слишком карамельным и невыразительным, а сам мэтр, некогда по приглашению Ватикана создавший свою телевизионную экранизацию «Страстей Христовых» пришел в ярость от скандального «Последнего искушения Христа» и по одной из версий снял свою картину из международного проката в знак протеста. В итоге «Молодой Тосканини» почти не шел на больших экранах.

    И все же это громкое фиаско по-своему упоительно, поскольку снято большим мастером на тему, которая его очень занимает не только как кинорежиссера, но и как одного из лучших интерпретаторов Верди на оперных подмостках.  Молодой Тосканини волновал его как один из главных революционеров в оперном театре, безжалостно нападавший на все элементы рутины, будь то отрешенные и равнодушные музыканты оркестра, или певцы, наперегонки рвущиеся к рампе и не знающие меры в высоких нотах или вставных каденциях. Юный Тоска застал Верди в период его работы над «Фальстафом» и в ХХ веке стал главным адвокатом этого последнего шедевра Верди, как и многих других его незаслуженно забытых опер.  

    В качестве основы сюжета Дзеффирелли выбирает подлинный эпизод из жизни Тосканини, когда тот на гастролях в Бразилии спас спектакль, встав из-за своего виолончельного пульта за дирижерский и, к изумлению публики, продирижировал всей «Аидой» наизусть, ни разу не ошибившись. На помощь он зовет многих знаменитых актеров и певцов – Лиз Тейлор, Филиппа Нуаре, Франко Неро, и легендарного тенора Карло Бергонци. А на роль юного Тоски выбирает впоследствии очень известного американского актера Томаса Хауэлла. 

    Но если молодой Тосканини протестовал против пышной оперной вампуки, то похоже старый Дзеффирелли ей налюбоваться не может. За те последние 15 минут фильма, когда режиссер во всех подробностях воспроизводит в кадре расписные холщово-картонные прелести декораций старинной «Аиды», а Элизабет Тейлор (голосом Эйприл Майлло) и Карло Бергонци (своим же голосом с давней записи) в пышных костюмах начала ХХ века выступают в ролях Аиды и Радамеса, можно простить все сценарные огрехи и всю карамельную сиропность этой картины. Впрочем, сиропность нынче тоже в почете. 

    Текст Ильи Кухаренко.