Российский национальный оркестр, Михаил Плетнёв : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Российский национальный оркестр,
    Михаил Плетнёв

    26 мая 2018

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Бизе
    Симфония до мажор
    Лист
    «Фауст» – симфония для тенора, мужского хора и оркестра

    12+

    Абонемент №66:

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики.В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

    С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности.

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.

    В 2023–2024​ гг. Александр Рудин проводит свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И.​ Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги. В гастрольную карту РНО в сезоне 2023/24 включены Сочи, Оренбург, Самара, Владикавказ, Махачкала, Грозный и другие российские города.

    Мужской хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России

    Начальник ансамбля – заслуженный артист России Андрей Капралов

    Мужской хор Центрального пограничного ансамбля Федеральной службы безопасности Российской Федерации, являясь частью ансамбля, представляет собой самостоятельную творческую единицу. Возглавляет его талантливый молодой хормейстер, выпускник Московской консерватории Максим Попов.

    Молодой коллектив обладает ярким творческим обликом и прекрасным чувством ансамбля. Репертуарный охват исполняемых произведений достаточно широк – русская и зарубежная духовная и светская музыка, произведения композиторов-классиков и современных авторов, лучшие образцы эстрады.

    В течение последних сезонов коллектив принимал участие в проектах с участием профессора Александра Соловьёва: в постановке оперы-оратории «Бабий Яр» Д. Кривицкого – в Большом зале консерватории, Концертном зале имени С. В. Рахманинова (Филармония-2), Концертном зале Тульской областной филармонии имени И. А. Михайловского; в сольном концерте Сергея Волчкова в Государственном Кремлёвском дворце и других программах.

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Михаил Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа. 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 1990-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр, который возглавлял в 1990–1999 и в 2003–2022 гг. Плетнёв выступает как приглашенный дирижер с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими. 

    В октябре 2007 года Михаил Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с «Пиковой дамой» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Зала Чайковского осуществил концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В 2008 году в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в 2009-м в Зале Чайковского – «Кармен» Бизе. «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО, где под управлением Плетнёва состоялись концертные исполнения опер «Волшебная флейта» Моцарта, «Золушка» Россини, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Майская ночь» и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.

    Значительное место в творческой деятельности Михаила Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, «Классическая» симфония, Фантазия для скрипки с оркестром, Концерт для альта с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, Fantasia Elvetica для двух фортепиано с оркестром, Квинтет для фортепиано, флейты, скрипки, альта и виолончели, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. Плетнёв – основатель Международного фестиваля имени С. В. Рахманинова, прошедшего в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области в 2014 и 2016 гг.

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и IIстепени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».

    Илья Селиванов

    Илья Селиванов родился в Ленинграде. Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки (2007) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имениН. А. Римского-Корсакова (2012, дирижерско-хоровой факультет, класс профессора Татьяны Хитровой; 2013, вокальный факультет, класс профессора Юрия Марусина). Лауреат Всероссийского конкурса молодых вокалистов имени Н. А. Обуховой в Липецке, международных конкурсов «Опера без границ» в Краснодаре, имени М. Д. Михайлова в Калуге и в Кохтла-Ярве (Эстония). 

    В 2012 году стал солистом Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, на сцене которого дебютировал в партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского).В октябре 2017 года впервые выступил в Большом театре («Идиот»Вайнберга, партия Князя Мышкина). С 2018 года – солист оперной труппы театра. В 2019 году участвовал в гастролях Большого во Франции, исполнив партии Чекалинского и Михайло Тучи в концертных версиях опер «Пиковая дама» Чайковского и «Псковитянка» Римского-Корсакова.

    Европейский дебют певца состоялся в 2017 году в Оперном театре Дортмунда (Германия), где он спел партию Альфреда («Травиата» Верди). В том же году участвовал в исполнении Реквиема Дворжака в Концертном зале Лейсхалле в Гамбурге с Гамбургским симфоническим оркестром. Исполнял партии Водемона («Иоланта» Чайковского) в Сантори-холле в Токио на концерте-открытии года России в Японии, Рудольфа («Богема» Пуччини) в Опере Вроцлава (Польша) и Альфреда в Болгарском национальном театре оперы и балета в Софии. В 2021 году участвовал в исполнении оперы «Мертвый город» Корнгольда на фестивале имени Джордже Энеску в Бухаресте. 

    Выступал под управлением Геннадия Рождественского, Мариса Янсонса, Юрия Симонова, Валерия Гергиева, Михаила Плетнёва, Тугана Сохиева, Иона Марина, Фредерика Шазлена и других известных дирижеров.Принимает участие в Международном оперном фестивале имени Ф. И. Шаляпина в Казани. 

    В репертуаре певца также партии Левко, Царевича Гвидона и Лыкова(«Майская ночь»,«Сказка о Царе Салтане» и «Царская невеста» Римского-Корсакова), Грицко («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Принца и Анатоля Курагина («Любовь к трем апельсинам» и «Война и мир» Прокофьева), Владимира Дубровского («Дубровский» Направника), Люченцио («Укрощение строптивой» Шебалина), Мишки («Не только любовь» Щедрина), Кая («История Кая и Герды» Баневича), Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Графа Альмавивы («Севильский цирюльник» Россини), Тебальдо («Капулетти и Монтекки» Беллини), Фентона («Фальстаф» Верди), Беппо («Паяцы» Леонкавалло), Ринуччо («Джанни Скикки» Пуччини), Принца («Русалка» Дворжака) и другие.