Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Антонелло Манакорда, Елена Башкирова : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Российский национальный
    молодёжный симфонический оркестр,
    Антонелло Манакорда, Елена Башкирова

    25 сентября 2019, начало в 19:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Мендельсон
    «Сказка о прекрасной Мелузине» – концертная увертюра, соч. 32
    Моцарт
    Концерт № 21 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Симфония № 4



    12+

    Купить абонемент
    Купить билеты

    Абонемент №93:

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Антонелло Манакорда

    Антонелло Манакорда родился в 1970 году в Турине. Учился игре на скрипке в Туринской консерватории у Серджио Ламберто. Продолжил занятия в Амстердаме у Германа Кребберса, затем совершенствовался под руководством Эдуарда Шмидера и Франко Гулли. В 1994 году по приглашению Клаудио Аббадо стал концертмейстером Малеровского молодежного оркестра, в 1997-м под руководством Аббадо участвовал в формировании Малеровского камерного оркестра, где в настоящее время является концертмейстером и вице-президентом.

    В 2001 году дебютировал как дирижер в оперном театре Ломбардии («Милосердие Тита» Моцарта). Стажировался в Хельсинки у Йормы Панулы. В начале карьеры работал с Симфоническим оркестром Пярну (Эстония), Новым камерным оркестром Бамберга, оркестром Падуи и Венето. В 2003–2006 гг. руководил программой камерной музыки Европейской академии музыки на фестивале в Экс-ан-Провансе. 

    С 2010 года – художественный руководитель оркестра «Камерная академия Потсдама» (Kammerakademie Potsdam). В 2011–2019 гг. был главным дирижером Арнемского филармонического оркестра (Het Gelders Orkest) в Нидерландах. Дирижировал в Лионской опере, театрах Ла Скала в Милане и Ля Фениче в Венеции, венском Театре ан дер Вин, на Глайндборнском фестивале и многих других оперных сценах мира. Весной 2018 года представил премьеры опер «Африканка» Мейербера во Франкфуртской опере и «Сон в летнюю ночь» Бриттена в Театре ан дер Вин. 

    В сезоне 2018/19 дебютировал в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден с «Травиатой» Верди, а также дирижировал в новых постановках опер «Волшебная флейта» Моцарта в Национальной опере Амстердама и Королевском театре де ля Монне в Брюсселе, «Альцеста» Глюка в Баварской государственной опере, «Дон Жуан» Моцарта в Венской государственной опере. В этом же сезоне выступил с Роттердамским филармоническим оркестром, Бамбергским симфоническим, оркестрами Берлинского и Северогерманского радио (NDR), исполнил все симфонии Брамса с Kammerakademie Potsdam. В течение последних сезонов сотрудничал также с Венским симфоническим оркестром, оркестрами Штутгартского, Франкфуртского и Датского радио, Гётеборгским симфоническим и Хельсинкским филармоническим оркестрами. 

    Записал все симфонии Шуберта с Kammerakademie Potsdam для Sony Classical. В 2015 году альбом со Второй и Четвертой симфониями был удостоен премии ECHO Klassik в категории «Лучший оркестр года». Сейчас дирижер и оркестр записывают на том же лейбле цикл всех симфоний Мендельсона: первые три диска этого собрания получили высочайшие оценки международной прессы. В дискографии дирижера также – Четвертая симфония Малера, сочинения Дебюсси, Равеля, Берлиоза и Гайдна.

    Елена Башкирова

    Елена Башкирова родилась в Москве в 1958 году в семье пианиста и педагога Дмитрия Башкирова. Окончила ЦМШ при Московской консерватории, училась в Московской консерватории у своего отца. В начале 1980-х годов эмигрировала из СССР.

    Пианистка выступает с ведущими оркестрами мира. В их числе лучшие коллективы Германии: оркестр Мюнхенской филармонии, Берлинский Концертхаус-оркестр, Гюрцених-оркестр (Кельн), Бамбергский симфонический оркестр, оркестры Гамбургского радио (NDR), Кельнского радио (WDR), Берлинского радио, симфонические оркестры Дюссельдорфа и Халле; США (Чикаго, Далласа, Вашингтона и Хьюстона); Лиссабонский оркестр, Венский симфонический оркестр, Оркестр Парижа, Испанский Национальный Мадридский оркестр, Израильский филармонический оркестр.

    Партнерами Елены Башкировой были выдающиеся дирижеры Серджиу Челибидаке, Пьер Булез, Зубин Мета, Кристоф Эшенбах, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Семен Бычков, Джеймс Конлон, Лоуренс Фостер, Клаус-Питер Флор, Дэвид Робертсон, Михаэль Гилен.

    С самого начала своей карьеры Елена Башкирова уделяет большое внимание камерному исполнительству. В 1970 – 1980-х гг. она много выступала и записывалась в дуэте со скрипачом Гидоном Кремером. Регулярно играет с ансамблем «Вена – Берлин» (руководитель — австрийский скрипач Райнер Хонек), выступает с известными вокалистами (Стелла Дуфексис, Роберт Холл, Томас Квастхофф, Андреас Шмидт).

    В 1998 году Елена Башкирова основала Иерусалимский международный фестиваль камерной музыки, который проходит ежегодно в августе – сентябре с участием всемирно известных музыкантов, и является его художественным руководителем. Вместе с ансамблем фестиваля она гастролирует по Европе и США (в Берлине, Дюссельдорфе, Париже, Лиссабоне, Вене, Лондоне, Будапеште, Нью-Йорке и других городах), а также выступает на международных летних фестивалях (в Люцерне, Райнгау, Ментоне, Бад Киссингене, Стрезе, Шлезвиг-Гольштейне).

    Елена Башкирова является основателем «Мегаполис-ансамбля» в Берлине. Регулярно исполняет современную музыку.

    Супруг Елены Башкировой — выдающийся дирижер и пианист современности Даниэль Баренбойм. Их младший сын Михаил — известный скрипач, солист, примариус струнного квартета Erlenbusch; старший сын Давид — менеджер немецкой хип-хоп-группы.


    Другие концерты этого абонемента
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    24 декабря в 19:00
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    9 апреля в 19:00
    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
    23 июня в 19:00