Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Россия (Москва)

    19 января 2019, начало в 15:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    П. Чайковский, Рахманинов, Прокофьев

    6+

    Купить билеты

    Абонемент №188:

    «Музыкальный путеводитель Артёма Варгафтика». Субботние дневные симфонические концерты для детей и юношества. Шестой год цикла

    Артём Варгафтик

    Радио- и тележурналист Артём Варгафтик окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и Российскую Академию музыки имени Гнесиных по классу виолончели, а также аспирантуру Московской консерватории. Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура»; обе удостоены национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в 2003 и 2004 гг. соответственно. Активное сотрудничество Артёма Варгафтика и Московской филармонии началось в 2007 году и успешно продолжается по сей день.

    В сезоне 2018/19, помимо участия в очередном концерте проекта «Мама, я меломан», Варгафтик продолжает вести два авторских абонемента, рассчитанных на несколько лет. Цикл дневных концертов для младших школьников «Любопытный алфавит» (Новая энциклопедия классической музыки. Том 5: от Т до Я) проходит в концертном зале имени Рахманинова «Филармонии-2» при участии Московского камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина; нынешний сезон цикла станет завершающим. В Концертном зале имени Чайковского – шестой год абонемента «Музыкальный путеводитель Артёма Варгафтика» для детей и юношества; четыре концерта – четыре музыкальные экскурсии по Турции, Финляндии и России («школам» Москвы и Санкт-Петербурга посвящено по одной программе). В концертах абонемента участвует Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, дирижеры – Валерий Платонов, Евгений Бушков, Максим Емельянычев, Мариус Стравинский.

    Артём Варгафтик также – обозреватель «Радио России. Культура», постоянный участник многочисленных фестивалей и концертов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. 

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской 

    симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая. 

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Евгений Бушков

    «Дирижер в ответе за то, какая музыка будет звучать завтра... Недостаточно просто открыть новые ноты, нужно сыграть их так, чтобы захотелось слушать снова и снова». Это творческий принцип дирижера Евгения Бушкова, который определяет уровень требовательности к себе и к своим коллегам-музыкантам.

    Одухотворенность исполнения, эмоциональная наполненность и точность прочтения авторского текста — именно эти качества объясняют интерес и стремление многих современных композиторов к тому, чтобы их произведения были исполнены оркестрами под управлением Евгения Бушкова. «Евгения Бушкова отличает искренность, музыкальность, совершенное чувство формы… словом все, что присуще настоящему мастеру. Для меня и для моих коллег-композиторов очень важно, что он предельно основательно, профессионально и доброжелательно относится к новым сочинениям, обладая при этом блестящей дирижерской техникой…», – отмечал Ефрем Подгайц.

    Этот интерес взаимен — благодаря нему за последние 10 лет прозвучали такие премьеры, как «Гарольд в России» А. Чайковского (ГСО «Новая Россия», мировая премьера); Симфония № 1 «Памяти жертв СПИДа» Дж. Корильяно (Новосибирский академический симфонический оркестр, российская премьера); «Реквием» А. Караманова («Новая Россия», российская премьера); Симфония № 2 А. Семенова (Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии, мировая премьера); Симфония № 15 Д. Смольского (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, мировая премьера); Концерт для альта с оркестром Е. Подгайца («Новая Россия», солист М. Березницкий, московская премьера).

    С дирижером сотрудничали российские композиторы А. Балтин, В. Беляев, Г. Дмитриев, С. Жуков, П. Карманов, Р. Леденев, В. Мартынов, Б. Франкштейн, а также А. Драго (Аргентина), А. Лопес-Чоллет (Венесуэла), Т. Мухаметжанов (Казахстан), Э. Фрайтаг (Австрия), Г. Хадзимихелакис (Греция), Х. Инайат Хан (Индия), Д. Шнидер (Швейцария). Даже в своих дебютных выступлениях с именитыми коллективами маэстро Бушков исполняет новые или редко звучащие партитуры. Так, в программе с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии в 2011 году были представлены две премьеры произведений А. Маскатса и Л. Резетдинова; Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского сыграл Танцевальную сюиту на темы Куперена Р. Штрауса и симфоническую поэму «Сенсемайя» С. Ревуэльтаса. Маэстро впервые представил произведения А. Караманова в Португалии (мировая премьера «Посвящения» для камерного оркестра), Турции, ЮАР («Весенняя увертюра»). География выступлений дирижера включает Европу, Азию, Латинскую Америку, Африку.

    В октябре 2014 года по приглашению Ефрема Подгайца Евгений Бушков дирижировал на юбилейном концерте композитора, где в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии впервые в одной программе прозвучали три сложнейших партитуры: Тройной концерт, Концерт для оркестра «Формулы» и Кантата «Как нарисовать птицу».

    Евгений Бушков родился в Москве в семье скрипачей. Его родители – Роберт Бушков и Зариус Шихмурзаева. На скрипке начал обучаться в пять лет. Окончил Центральную музыкальную школу и Московскую консерваторию. Среди его педагогов – З. Гилельс, Л. Коган, А. Винницкий, С. Дижур, Д. Шебалин и его мать — З. Шихмурзаева.

    В годы учебы в Московской консерватории Е. Бушков стал лауреатом крупнейших международных конкурсов: имени Г. Венявского в Познани (1986, I премия), имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (1989, III премия), имени П. И. Чайковского в Москве (1990, II премия), Первого Всемирного конкурса имени Г. Шеринга в Монте-Карло (1992, I премия).

    В 1990 годы вел интенсивную концертную деятельность как солист, неоднократно принимал участие в фестивалях в Монте-Карло, Кольмаре, Мадриде, Кройте, Эль-Пасо, Оссиахе-Филлахе. Его концерты проходили в лучших концертных залах России, Германии, Франции, Австрии, Италии, Норвегии, Финляндии, Англии, Шотландии, Чехии, Турции, США, Мексики, Перу, Аргентины и других стран мира.

    С 1999 года Евгений Бушков полностью посвятил себя дирижированию. Его наставниками стали Д. Китаенко и В. Ямпольский. С 2002 по 2009 год по приглашению Юрия Башмета, художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», был дирижером этого коллектива.

    За время работы с «Новой Россией» Евгений Бушков стал вдохновителем многих творческих проектов, среди которых серии концертов «Солисты оркестра — наша гордость». Оркестр продолжает вручать свои премии молодым победителям детских конкурсов. Самым успешным творческим начинанием Евгения Бушкова можно считать цикл концертов для детей «Классика это классно»; за годы сотрудничества с «Новой Россией» было исполнено 25 авторских программ маэстро Бушкова в рамках абонементов Московской филармонии. С 2009 года география этих концертов расширилась — к удовольствию юных слушателей цикл «Классика это классно» проходил в Минске, Нижнем Новгороде, Белгороде, Саратове.

    В программах Евгения Бушкова были представлены премьеры многих произведений для детей Е. Подгайца, М. Броннера, Ю. Фалика, А. Семенова, П. Паттерсона; впервые на российской сцене прозвучали оперы «Мальчик, который слишком быстро рос» Дж. К. Менотти, «Городок Жур-Жур» Д. Кривицкого, «Последний музыкант» Е. Подгайца.

    В течение двух последних сезонов детские программы Евгения Бушкова идут при полном аншлаге в абонементе «Виртуозы Москвы — детям» в Светлановском зале Московского международного Дома музыки.

    Параллельно с интенсивной деятельностью в качестве приглашенного дирижера, Евгений Бушков уделяет большое внимание своему коллективу — возглавляемый им с 2009 года Государственный камерный оркестр Республики Беларусь выезжал с концертами в Италию, Норвегию, Россию, Литву, Словению и Азербайджан. В 2015 году с большим успехом прошли дебютные гастроли оркестра в Австрии и Турции. В конце апреля 2016 года ГКО РБ станет первым филармоническим коллективом Беларуси, который отправится на гастроли в США.

    Многие программы камерного оркестра украшают мировые премьеры произведений таких современных белорусских композиторов, как Г. Горелова, С. Кортес, В. Курьян, Л. Симакович, К. Яськов. В гала-концерте к 45-летию оркестра в 2013 году прозвучала мировая премьера «Белорусского концерта» М. Броннера, созданная по заказу оркестра и его главного дирижера.

    По приглашению Евгения Бушкова с Государственным камерным оркестром Республики Беларусь в нынешнем сезоне дважды выступил французский пианист Люка Дебарг. Сотрудничество с ним будет продолжено в ноябре 2016 года в парижском зале Гаво.

    В феврале 2016 года в Минске в присутствии автора состоялась белорусская премьера Скрипичного концерта П. Васкса (солист – Марк Бушков).

    В 2012–2014 годы заслуженный артист России Евгений Бушков — художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке.

    С оркестрами под управлением маэстро Бушкова выступали А. Аблабердыева, Д. Алексеев, С. Антонов, П. Бадура-Шкода, Д. Барчеллона, Е. Баршай, Ю. Башмет, Н. Борисоглебский, А. Бузлов, А. Винницкий, Э. Вирсаладзе, Д. Войт, Л. Горохов, М. Гулегина, Н. Гутман, Б. Дуглас, С. Ковачевич, Д. Кожухин, Е. Леонская, Ф. Липс, А. Любимов, Д. Мацуев, А. Мельников, М. Пекарский, А. Рудин, З. Соткилава, В. Тропп, М. Федотов, В. Холоденко, В. Чернов и другие известные солисты.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    15 декабря в 15:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    16 марта в 15:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    27 апреля в 15:00