Вайнберг – Брамс : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Вайнберг – Брамс

    22 января 2020

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Михаил Дубов (фортепиано)
    Станислав Малышев (скрипка)
    Ольга Калинова (виолончель)
    Андрей Устинов (слово о композиторе)
    В программе:
    Брамс
    Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели си мажор, соч. 8
    Вайнберг
    Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 24

    12+

    Абонемент №150:

    Возвращение. Мечислав Вайнберг (К 100-летию со дня рождения)

    Мечислав Вайнберг (1919–1996)

    8 декабря 2019 исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося композитора Мечислава Вайнберга. Сегодня Вайнберг — один из самых исполняемых композиторов в Европе, США и в России. Его оперы ставятся по всему миру, его произведения играют симфонические оркестры, камерные ансамбли, лучшие солисты и дирижеры. Его творчество пристально изучают крупнейшие музыковеды Европы и Америки.

    Востребованность Вайнберга, интерес к его личности и творчеству связаны со многими обстоятельствами. Это и выдающийся талант художника, Творца. И драматические страницы его биографии. И принадлежность к трем культурам. И актуальность «вечных» тем его творчества (война, холокост, национальная идентичность, протест против фашизма и тоталитаризма) для сегодняшнего дня.

    Специфика стиля, языка, мышления Вайнберга, синопсис его музыки —в необычайном многообразии, сочетании, казалось бы, несочетаемого. В его музыке и мощное европейское немецко-австрийское начало, и созвучность стилю старших современников — Шостаковича, Бриттена, раннего Шимановского; и национальные еврейские, польские и русские традиции. В музыке Вайнберга чрезвычайная драматическая насыщенность сочетается с тончайшей, хрупкой материей нежности, влюбленности и постоянным ощущением обрубленных корней… 

    Михаил Дубов

    Михаил Дубов окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК по специальностям «фортепиано» (класс профессора Веры Горностаевой), «орган» (класс профессора Алексея Паршина) и «музыковедение». Солист Московского Ансамбля Современной Музыки, профессор Московской консерватории (Факультет исторического и современного исполнительского искусства и кафедра современной музыки), кандидат искусствоведения, лауреат премии Seiler. 

    Творческие интересы артиста охватывают широкий диапазон стилей и направлений от старинной музыки до современности. Михаил Дубов стал первым исполнителем многих сочинений российских и зарубежных авторов: на его счету более 100 мировых премьер и ряд российских премьер классиков XX столетия. В их числе Synaphaï Ксенакиса для фортепиано с оркестром (2006), Concerto à quatre для четырех солистов и оркестра Мессиана (2008), Keqrops Ксенакиса для фортепиано с оркестром (2012). Михаил Дубов тесно сотрудничал с ведущими представителями современной музыки, такими как Эдисон Денисов, Янис Ксенакис, Тристан Мюрай, Беат Фуррер, Хайнц Холлигер.

    Инициатор и участник творческих проектов, посвященных крупнейшим композиторам XX века: Штокхаузену, Булезу, Кейджу, Берио, Краму, Сати. Постоянный участник международных музыкальных фестивалей Gaudeamus, «Варшавская осень», Berliner Festwochen, Maerzmusik, Klangspuren, «Другое пространство», Дягилевcкого фестиваля и других. 

    В числе коллективов, с которыми Михаил Дубов выступал как солист, – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Мариинского театра, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, ГСО «Новая Россия», Ensemble Modern (Германия). Сценические партнеры пианиста – Владимир Юровский, Фёдор Леднёв, Филипп Чижевский, Теодор Курентзис, Джонатан Нотт, Андрей Чистяков, Джанандреа Нозеда, Даниэль Кавка, Татьяна Гринденко, Алексей Любимов, Марк Пекарский, Назар Кожухарь, Хайнц Холлигер и другие. 

    В дискографии артиста – множество записей сольного и ансамблевого репертуара, выпущенных фирмами «Мелодия», Le Chant du Monde, FancyMusic. Ведет также исследовательскую деятельность, является автором ряда публикаций, проводит мастер-классы в России и за рубежом.

    Станислав Малышев

    Станислав Малышев родился в 1980 году в Свердловске (Екатеринбург). Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК по классу камерного ансамбля. Лауреат международных конкурсов имени Н. Г. Рубинштейна (2006) и имени Д. Д. Шостаковича (2008).

    Выступал со многими ведущими российскими и зарубежными оркестрами в престижных концертных залах России и Европы, в том числе в берлинском Концертхаусе, парижском Музыкограде, залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского. Неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», «Московский форум», Баховском фестивале в Стамбуле, фестивалях классической музыки в Тунисе, Франции, Австрии и других странах.

    С 2008 года – солист ансамбля «Студия новой музыки» (концертмейстер), в составе которого принимал участие во множестве премьерных исполнений. В 2010 году с пианистом Алексеем Любимовым представил премьеру переложения оперы «Воццек» Берга для фортепиано и струнного квинтета, также в составе струнного квартета записал неизданный Квартет Андрея Волконского. 

    С 2017 года выступает также как дирижер. Под его управлением состоялись российские премьеры сочинений Габриэля Прокофьева, Павла Карманова, Йоханна Йоханнсонна и других композиторов.

    В 2018 году создал оркестр современной музыки OpensoundOrchestra, с которым выступает как дирижер и солист, записывает музыку к кино, сотрудничает с молодыми композиторами и корифеями российской музыкальной сцены.

    Ольга Калинова

    Ольга Калинова окончила Московскую государственную консерваторию и аспирантуру МГК. В числе ее наставников – Кирилл Родин, Александр Бондурянский, Татьяна Гайдамович, Александр Корчагин. Лауреат всероссийских и международных конкурсов камерных ансамблей.

    Выступала в Венском Концертхаусе, Консертгебау (Амстердам), Эльбской филармонии (Гамбург), Брюссельской филармонии, зале «Мегарон» (Афины), Большом зале Московской консерватории, Концертном имени П. И. Чайковского, БКЗ «Зарядье». Участвовала в фестивале в Узедоме (Германия), Дягилевском фестивале в Перми, фестивалях SoundUp и «Московская осень».

    С 2005 года – участница квартета «Студия новой музыки», в составе которого представила множество мировых и российских премьер сочинений современных композиторов – Тиграна Мансуряна, Валентина Сильвестрова, Кшиштофа Пендерецкого, Кирилла Уманского, Алена Госсенаи других. Квартет сотрудничает с Центром современной музыки Московской консерватории, участвует в фестивалях «Московская осень», «Варшавская осень», «Московский форум» и других, гастролирует за рубежом.

    С 2004 года была артисткой Московского камерного оркестра MusicaViva под руководством Александра Рудина (на протяжении более чем 10 лет – концертмейстер группы виолончелей). Сотрудничает с оркестром MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. С 2018 года – директор Московского оркестра современной музыки Opensound Orchestra.

    Андрей Устинов

    Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, журналист, критик, издатель, продюсер. Родился в 1959 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московский полиграфический институт. 

    Один из основателей (1989) и с 1991 года – главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, автор, продюсер, художественный руководитель, арт-директор, режиссер, ведущий более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов, круглых столов, научных конференций. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона – композитор», «www.баян.ru», Instrumentarium, «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка», «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения композитора. “Лабиринты”», «Тайны филармонического дома».

    Инициатор проведения Года Мечислава Вайнберга и Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения композитора (2019). Инициатор и куратор Международного форума и научной конференции «Мечислав Вайнберг. Возвращение» (совместно с Большим театром России, 2017). Куратор проекта по выпуску собрания сочинений Мечислава Вайнберга (с 2017), в рамках которого вышло две серии (20 томов, 22 тетради). 

    Организатор Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000), Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского, съездов композиторов России. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. 

    Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Ведет авторский курс «Основы музыкальной журналистики» в музыкальных вузах России. Организатор и куратор Академии Арт-журналистики на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске (2018, 2019). 

    Обладатель Гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: на издание альбома «Instrumentarium. Фотографии» (2013) и на проведение Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (2017). Получатель грантов и субсидий Министерства культуры РФ на проведение фестивалей «Кружева» в Вологде (2008–2022), «Сотворчество» в Саратове (2021), «Музыкальное обозрение – Opus» (2010–2023) и др. 

    Заслуженный деятель искусств России. Член экспертных советов Министерства культуры РФ, Союза журналистов России, Союза театральных деятелей России. Почетный деятель Союза композиторов России, лауреат учрежденной СКР Премии имени Д. Д. Шостаковича.