«На Родине и на чужбине». Легенды отечественной эстрады первой половины ХХ века : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «На Родине и на чужбине».
    Легенды отечественной эстрады
    первой половины ХХ века

    8 ноября 2019

    Большой зал Консерватории

    В программе:

    «На Родине и на чужбине».
    Легенды отечественной эстрады
    первой половины ХХ века

    Баянова, Вертинский, Вяльцева, Виноградов, Вавич, Давыдов, Димитриевич, Джапаридзе, Козин, Лещенко, Морфесси, Утёсов, Юрьева

    Строк
    «Бараночки»

    Покрасс
    «Дни за днями катятся» 

    Старинный русский романс «Очи чёрные» (джазовая версия Томми Дорси)

    Строк
    «Чёрные глаза»
    «Грежу о танго»

    Арманд
    «Ясный месяц»

    Фомин
    «Эй, друг-гитара»

    Рютер
    «Марокко»

    Вертинский
    «Палестинское танго» 

    Старинный цыганский романс «Окончен путь»

    Вертинский
    «Жёлтый ангел»

    Автор музыки неизвестен
    «Журавли» («Здесь под небом чужим…»)

    Старинный русский марш «Тоска по Родине»

    Строк
    «Новые бублички»
    «Мое последнее танго»

    Козин
    «Осень»

    Фомин
    «Саша»

    Пауэлл
    «Заклинатель змей»

    Розенфельд
    «Счастье моё»

    Донауров
    Джазовая версия Леонида Утёсова «Пара гнедых»

    Исмагилов
    Попурри на темы песен из репертуара Петра Лещенко («Марфуша, «У самовара», «Дуня»)

    Давыдов
    «Зачем?»

    Эрдели
    «Пушта-фокс»

    Денисов
    «Не сердись»

    Дунаевский
    «Дымок от папиросы»

    Фомин
    «Дорогой длинною»

    Агапкин
    Марш «Прощание славянки»

    12+

    Абонемент №85:

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»

    Светлана Безродная

    Светлана Безродная – народная артистка России, художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра». Окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (педагоги Игорь Безродный и Абрам Ямпольский) и Московскую консерваторию, где училась у профессоров Абрама Ямпольского и Дмитрия Цыганова (специальность), Василия Ширинского (класс квартета). В студенческие годы Светлана Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем Сергея Прокофьева. По окончании консерватории концертировала, была солисткой «Росконцерта», затем занялась педагогикой. Более 20 лет преподавала в ЦМШ;многие ученики ее класса стали лауреатами международных конкурсов (имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини и др.). В стенах ЦМШ Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.

    В 1989 году Светлана Безродная вернулась на сцену, создав «Вивальди-оркестр». Будучи лидером оркестра, она вновь стала выступать в роли активно концертирующей солистки. Ее партнерами были такие прославленные музыканты, как Иегуди Менухин, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Игорь Ойстрах, Николай Петров, Валентин Фейгин, Маринэ Яшвили, Юлиан Милкис и другие. 

    Светлана Безродная находится в постоянном творческом поиске. Ею накоплен уникальный репертуар коллектива – более 1000 сочинений композиторов разных эпох и стран, начиная с раннего барокко до музыки российского и зарубежного авангарда. Особое место в программах оркестра принадлежит сочинениям Вивальди, И. С. Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Мастерство исполнителей и оригинальные программы с участием академических музыкантов и артистов популярных жанров, эстрады, театра, кино позволили «Вивальди-оркестру» занять свою нишу в концертном пространстве. Светлана Безродная удостоена почетных званий «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996), Благодарности Президента РФ (1995). Лауреат Национальной российской премии «Овация» в области музыкального искусства в номинации «Классическая музыка» (2008). В 2019 году награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, а также за многолетнюю плодотворную деятельность.

    Владимир Васильев

    Владимир Васильев – один из величайших танцовщиков ХХ века, прославивший русское балетное искусство в мире, хореограф, режиссер, педагог и не только. Безграничность, неисчерпаемость художественного дара Васильева поражает. Как танцовщик он некогда создал свой уникальный мир, а создав его – изменил мир, в котором мы живем. Он сделал его лучше, чище, совершеннее, заставив многих прислушаться к важному: что есть Человек, что есть Душа, в чем смысл и назначение искусства. Революцию, совершенную Васильевым в мужском танце второй половины прошлого века, единоличным актом не назовешь. Но именно Васильев записан в истории балета как первый и главный новатор. От роли к роли, от балета к балету Васильев создавал образ танцовщика мира, который ни повторить, ни пересоздать после его ухода со сцены еще долго никому не удастся. Он предъявлял на сцене правду, что оказывалась выше временных и национальных границ. Не поверить переживаниям его героев было невозможно. Как невозможно представить Васильева без Максимовой, Володю без Кати. Тайну гениального дуэта разгадывать бессмысленно, просто – невозможно.

    Васильев жил на сцене по каким-то неписаным законам, совершая головокружительное восхождение к пику славы: звездные роли (ни одной проходной!) и поток признаний – нет в балетном мире наград, которые им не завоеваны. Те, кто видели, как происходил сам процесс рождения его ролей: от Меджнуна в «Лейли и Меджнун» Баласаняна – Голейзовского, «Нарцисса» Черепнина – Голейзовского, Базиля в «Дон Кихоте» Минкуса – Горского через «Спартака» Хачатуряна – Григоровича к работам Бежара, Пети, Мясина и поставленным самим Васильевым «Анюте» Гаврилина – Чехова и фильму «Фуете», не могли предполагать, а тем более верить в то, что «цепочка дней» (так назвал свой поэтический сборник Владимир Васильев) прервется после его ухода со сцены: сильный человек и сильный художник всегда находит импульсы к созиданию, к продолжению своего дела. Для самого артиста уход со сцены никак не повлиял на интенсивность творческой жизни. «Я продолжаю жизни бег…» – так сказал о себе названием одной из выставок своих многочисленных живописных работ. Человек ренессансного склада Васильев ставит балетные спектакли по всему миру (их немало – «Икар» и «Макбет», «Эти чарующие звуки» и «Я хочу танцевать», «Фрагменты одной биографии» и «Ромео и Джульетта», «Золушка» и «Балда», «Красный мак», а еще – версии классических балетов, хореографические миниатюры и фильмы-балеты). Как и прежде, ему рукоплещут зрители лучших залов мира, среди которых Метрополитен Опера, Ла Скала, Опера ди Рома, Штаатс Опера, Сан Карло, Арена ди Верона, Колон, Токио Бунка Кайкан, Барбикан Центр. В родном Большом театре сделаны восемь его балетов, а также опера «Травиата».

    Он преподает, возглавляет жюри международных конкурсов и фестивалей, выступает как драматический актер, сочиняет стихи, создает живописные полотна, записывает радиоспектакли. Гениальный танцовщик, он творит мощно и стихийно. Возглавляет Фонд Галины Улановой и готовит вечера-юбилеи памяти легендарной балерины. Он легок на подъем и для него не проблема перелететь в далекую Бразилию, где его усилиями была открыта балетная школа Большого театра – единственная за рубежом. По-молодому задорно Васильев чувствует, что пришли иное время и другие ритмы, а потому мечтает о новом искусстве, где в едином действии соединились бы его разные виды. Васильев искренне верит в добро и вверенное ему великими его учителями наследие – ему нет дела до обстоятельств, в силу которых можно утратить безусловные идеалы. Его национальной идеей всегда была культура, если понимать ее как историю цивилизации. А история – это будущее. Которое пишется на наших глазах.

    Александр Домогаров

    Александр Домогаров – российский актер театра и кино, телеведущий, эстрадный певец. 

    Родился в 1963 году в Москве в семье актера Юрия Домогарова. По окончании Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина (1984, курс Виктора Коршунова) работал в Малом театре, затем в Центральном академическом театре Советской армии (с 1993 года – Российской армии).

    С 1995 года – актер Театра имени Моссовета, где сыграл, в частности, Марата Евстигнеева («Мой бедный Марат»), Сирано де Бержерака в одноименном спектакле, доктора Генри Джекила и мистера Эдварда Хайда («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» – российская версия бродвейского мюзикла «Джекилл и Хайд»). В настоящее время играет в чеховской трилогии Андрея Кончаловского роли Астрова («Дядя Ваня»), Вершинина («Три сестры») и Гаева («Вишневый сад»). 

    Принимал участие в постановках других театров, сыграв заглавные роли в спектаклях «Нижинский, сумасшедший божий клоун» в Театре на Малой Бронной (за эту роль награжден премией Фонда Дягилева при ЮНЕСКО) и «Макбет» в краковском театре «Багатела» (на польском языке). 

    В кино дебютировал в 1984 году в картине «Наследство» Георгия Натансона. Известность ему принесла роль Павла Горина в картине «Гардемарины III»; затем последовала роль Графа де Бюсси в телесериале «Графиня де Монсоро», роли в популярных сериалах «Марш Турецкого» и «Бандитский Петербург». Снимался в польских сериалах «Огнем и мечом» и «Волна преступности», в фильмах «Одна июньская ночь» и «Варшавская битва. 1920»; в шведской картине «Ныряльщик». 

    Творческому пути актера посвящен документальный фильм «Александр Домогаров. Исповедь одинокого мужчины» (Первый канал, 2012). 

    Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Российской Федерации, лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Лучший актер театрального сезона 1996/97».

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»

    Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» создан в 1989 году известной скрипачкой и педагогом Светланой Безродной. Первое выступление коллектива состоялось 5 мая 1989 года на сцене Колонного зала Дома союзов. В 1994-м, «Вивальди-оркестр» был удостоен звания «академический». 

    «Вивальди-оркестр» – коллектив единственный в своем роде на российской сцене: в его составе только представительницы прекрасного пола. Состав и название оркестра навеяны творчеством Антонио Вивальди: «Вивальди-оркестр» – своего рода ремейк женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века. За более чем 20 лет оркестр дал свыше 2000 концертов, подготовил более 100 эксклюзивных программ. Репертуар коллектива включает свыше 1000 произведений различных жанров, эпох и стилей: от раннего барокко до музыки ХХ века и современных авторов. Среди них и многочисленные миниатюры, и такие масштабные полотна, как «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Воспоминание о Флоренции» и Серенада для струнного оркестра Чайковского, «Времена года» Вивальди и его же малоизвестные сочинения. Удачными оказались опыты по исполнению шедевров оперного и балетного театра в транскрипциях для струнного оркестра (балет «Дон Жуан» Глюка, «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и все балеты Чайковского, «Травиата» Верди).

    Важным направлением деятельности «Вивальди-оркестра» стало освоение шлягеров 1920–1950-х годов из репертуара танцевальных оркестров, жанров оперетты и джаза, городского романса и массовой песни. Результатом художественных исканий Светланы Безродной стали многочисленные программы «Вивальди-оркестра», представляющие собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Среди них – музыкальные спектакли «Вивальди-танго, или Игра “ва-банк”», «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», «Подмосковные вечера» (к 100-летию Василия Соловьева-Седого), «Цирк Чарли Чаплина» с участием артистов Московского цирка на Цветном бульваре, «Привет от стиляг 50-х» (совместный проект с лидером группы Off Beat Денисом Мажуковым). 

    К 65- летию прорыва Ленинградской блокады Светлана Безродная и «Вивальди-оркестр» показали на сцене Михайловского театра музыкальный спектакль «Слушай, Ленинград!». Программа, посвященная 50-летию Победы, была удостоена Благодарности Президента РФ, а к 60-летию Победы Светлана Безродная совместно с выдающимся танцовщиком Владимиром Васильевым поставила музыкальный спектакль «Песни непокоренной Державы». Спектакль, вобравший в себя лучшее из советской песенной классики, прошел 2 мая 2005 года на сцене Зала Чайковского и стал премьерой образованного накануне «Театра музыки Светланы Безродной». 

    Успехом у поклонников оркестра пользуются концерты, которые коллектив ежегодно готовит к празднованию Старого Нового года и Дня св. Валентина, первоапрельские «Музыканты шутят». В этих программах участвуют мастера разных жанров и друзья оркестра: артисты театра и кино. Коллектив постоянно выступает в залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ, гастролирует за рубежом. В дискографии коллектива – около 30 альбомов. В 2008 году коллектив удостоен Гранта Правительства РФ.

    Александр Ф. Скляр

    Александр Скляр – российский музыкант, автор песен, актер. 

    Родился в 1958 году в Москве. По окончании Московского государственного института международных отношений (1979) в течение пяти лет работал дипломатом в Корейской Народно-Демократической Республике, после чего оставил дипломатическую карьеру, чтобы заняться музыкой.

    Еще до поездки в Северную Корею играл на гитаре в группе Василия Шумова «777», по возвращении присоединился к его группе «Центр». В 1986 году создал собственный проект «Ва-Банкъ» – один из самых успешных в мире отечественного рок-н-ролла. В середине 1990-х параллельно начал сольную карьеру. 

    Сотрудничал с музыкантами Ириной Богушевской, Гариком Сукачевым, Глебом Самойловым, писателями Евгением Головиным, Виктором Пелевиным. 

    Автор и ведущий радиопрограммы «Учитесь плавать»; возглавлял одноименное движение, пропагандирующее здоровый образ жизни; организатор одноименного фестиваля. 

    Снимался в кино, неоднократно выступал в роли телеведущего. Работал в жюри конкурса «Квартет 4х4» на телеканале «Россия – Культура». Автор стихов, рассказов, сказок. 

    Заслуженный артист Российской Федерации.

    Полина Агуреева

    Полина Агуреева – актриса театра и кино, исполнительница романсов. 

    Родилась в 1976 году в Волгограде. В 1993 году поступила на режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Петра Фоменко), училась в актерской группе. С 1997 года – актриса театра «Мастерская Петра Фоменко», где играла в спектаклях «Варвары» (Марья Ивановна Веселкина, Степа), «Одна абсолютно счастливая деревня» (Полина), «Белые ночи» (Настенька), «Бесприданница» (Лариса Огудалова), «Война и мир. Начало романа» (Наташа Ростова, Жюли Карагина, Элен Курагина), «Пять вечеров» (Тамара), «Гиганты горы» (Илсе, а также режиссер спектакля) и других.

    Сотрудничала с антрепризой Олега Меньшикова «Театральное товарищество 814» (Лиза в «Горе от ума»), театром «Практика» (моноспектакль «Июль») и другими компаниями. 

    Первой работой в кино стала роль Ляли Телепневой в фильме «Долгое прощание» Сергея Урсуляка (2004). Сотрудничество с режиссером продолжилось в картинах «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба». 

    Полина Агуреева получила известность также как исполнительница романсов. В телеспектакле «Король-олень», поставленном Урсуляком в Концертном зале имени Чайковского, впервые исполнила вокальные номера на сцене. 

    Заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Удостоена премий за лучшую женскую роль: «Золотая маска» (Лариса Огудалова, «Бесприданница»), «Золотой орел» (Евгения Шапошникова, «Жизнь и судьба»), кинофестиваля «Кинотавр» (Ляля Телепнева, «Долгое прощание») и других наград.

    Сергей Маховиков

    Сергей Маховиков – актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, автор-исполнитель, кинокомпозитор, телеведущий. 

    Родился в 1963 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). В 1983–1987 гг. учился на актерском факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс Игоря Горбачева), параллельно обучался режиссуре у Мара Сулимова. По окончании института в течение года посещал киношколу Александра Сокурова при «Ленфильме» как вольнослушатель. Будучи студентом второго курса, начал играть в Александринском театре, затем в театре «Приют комедианта». В 1987 году организовал первую в Ленинграде театр-студию при оборонном предприятии «Кировский завод» и ЦК ВЛКСМ – «Двенадцать», где был режиссером. В течение двух лет – режиссер и актер Хабаровского краевого театра драмы, также автор, режиссер и ведущий программы «Галерея смертников» на Красноярском телевидении.

    С 1992 года – актер Московского художественного театра имени Чехова. Участвовал в создании видеолетописи о Москве по заказу Правительства Москвы, включающей 130 фильмов (озвучивание за кадром). С 1994 года выступает как автор-исполнитель песен, гастролирует по стране, участвует в благотворительных акциях. Написал песни к фильмам «Ловец», «Инструктор», «Кадеты», «Слепой», «Платина», «Платина-2. Свои и чужие». Песни, записанные до 1999 года, вошли в альбом «Ловец»; в 2005 году к 60-летию Победы выпустил альбом «Слепой» с песнями из одноименного фильма и других военных кинолент. 

    В 2015 году участвовал в исполнении сюиты «Мастер» Эдуарда Артемьева, посвященной Василию Шукшину (партия чтеца), премьера которой прошла в Государственной филармонии Алтайского края в рамках юбилейных торжеств. Затем сюита была представлена в Санкт-Петербурге, Иванове, Ярославле и Москве. 

    Сергей Маховиков снялся во множестве фильмов и сериалов, среди которых «Змеиный источник», «Марш Турецкого. Грязные игры», «Слепой» (также сорежиссер-постановщик), «Громовы», «07-й меняет курс», «Мы из будущего», «Женщина-зима», «Дом с лилиями». Автор сценария и режиссер фильмов «Ловец» и «Тихая застава». 

    Член Союза кинематографистов России. Заслуженный артист РФ. Награжден премиями ФСБ РФ, Благодарностью Министра культуры РФ, множеством призов различных кинофестивалей, ведомственными и общественными орденами, медалями и почетными знаками. Обладатель Гран-при I Международного фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова, лауреат Российской национальной музыкальной премии «Голос Отечества» в номинации «Авторская песня».

    Валерий Кучеренко

    Валерий Кучеренко родился в Северном Казахстане. По окончании Павлодарского музыкального училища по специальности «хоровое дирижирование» работал в различных концертных организациях Павлодара, Краснодара и Новосибирска, в том числе в Новосибирском театре оперы и балета (1986–1993). В столице Сибири сложился дуэт Кучеренко с певцом-басом Владимиром Огневым, успешно гастролировавший в Москве, Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Казани, Кирове и других российских городах.

    С 1992 года Валерий Кучеренко живет и работает в Москве, с 2005 года занимается организацией концертной деятельности и выступает с сольными программами. 

    С 2010 года сотрудничает с джазовым пианистом и композитором Виктором Фридманом, в прошлом аккомпаниатором Аллы Баяновой; с артистами театра и кино Сергеем Никоненко и Эвклидом Кюрдзидисом, «Вивальди-оркестром» под управлением Светланы Безродной, пианистом и композитором Игорем Тукало. Выступает в Концертном зале имени Чайковского, залах Московского международного Дома музыки, Центрального Дома ученых и на других сценах. 

    В репертуаре Валерия Кучеренко – русские романсы разных эпох, ретро 1930-1940-х годов, советские песни, зарубежная эстрада.

    Светлана Полянская

    Светлана Полянская – выпускница Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова по классу хорового дирижирования (2002) и вокала (2005). Певческому мастерству обучалась в классах Заслуженной артистки России В. Н. Небольсиной и профессора М. Н. Бер (камерное пение).

    Искусство Светланы было отмечено наградами российских и международных конкурсов: Bella voce (Россия, 2002, I премия), имени Хариклеи Даркле (Румыния, 2003, диплом), «Романсиада» (Россия, 2003, III премия), «Янтарный соловей» (Россия, 2006, диплом), имени Антонина Дворжака (Чехия, 2006, II премия).

    Репертуар певицы обширен: он включает в себя сочинения камерных жанров от барокко до современности, множество кантатно-ораториальных произведений. Светлана Полянская исполняла сопрановые партии в сочинениях И. С. Баха – «Страстях по Матфею», «Страстях по Иоанну», «Магнификате», «Рождественской оратории»; Г. Ф. Генделя – «Мессии», «Самсоне»; В. А. Моцата – «Реквиеме», «Коронационной мессе», Литании, Большой мессе до минор; А. Вивальди – «Глории», «Магнификате»; в «Реквиемах» Дж. Верди и Г. Форе, Stabat Mater Дж. Перголези, «Маленькой торжественной мессе» Дж. Россини и других произведениях крупной формы.

    Певица много лет выступает с известными российскими хоровыми коллективами – ансамблем «Благовест» п/р Г. Кольцовой, Хоровой капеллой имени А. А. Юрлова п/р Г. Дмитряка, с оркестрами – Академическим симфоническим под управлением П. Когана, «Новой Россией» п/р Ю. Башмета, Musica Viva п/р А. Рудина. В настоящее время сотрудничает с Вивальди-оркестром п/р Народной артистки России Светланы Безродной.

    В дискографии С. Полянской: Фантазия для сопрано и камерного оркестра на тексты из сочинений Хуана де ла Круса А. Недуева (2004); романсы С. Рахманинова и Н. Мясковского (2006); альбом «Gloria. Духовная музыка в храме Св. Людовика» (2007); Stabat Mater Дж. Перголези (2010).

    Сергей Полянский

    Сергей Полянский окончил Государственный институт театрального искусства (факультет музыкального театра, мастерская народного артиста СССР Георгия Ансимова). В студенческие годы начал выступать со старинными романсами и песнями в стиле ретро. По окончании учебы работал в музыкальных театрах Москвы, среди которых «Композитор», «Геликон-опера», Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ). Сотрудничал с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Консорт», «Ладъ», «Барокко», Московским баховским центром, мужским квинтетом Saint Daniel's. С 1995 года – солист Москонцерта.

    Обширный репертуар Сергея Полянского охватывает старинную музыку XVI–XVIII вв., оперу и ораторию XVIII–XX вв., классический камерный репертуар. За более чем 25 лет творческой деятельности им созданы десятки камерных программ. Основное направление творчества артиста – музыка в стиле ретро, в частности песни Александра Вертинского. Под именем Серж Полянский он выступал в жанре современного шансона, записал ряд эстрадных песен, выпустил несколько видеоклипов. В 2005–2006 гг. вел передачу «Кафе “Шансон” » на телеканале ТВЦ.

    В 2009 году началось сотрудничество певца с «Вивальди-оркестром» под управлением Светланы Безродной. В концертах этого коллектива Сергей Полянский выступает как исполнитель песен и романсов, а также автор и ведущий программ. Вместе с оркестром артист выступал в крупнейших залах столицы, гастролировал в десятках российских городов. 

    Сергей Полянский – ведущий крупных культурных событий, в том числе мероприятий Комитета общественных связей и молодежной политики Правительства Москвы, церемоний вручения премий «Культурное наследие», «Российский строительный Олимп», «Российский финансовый Олимп», «Золотой Феникс», Фестиваля народного творчества возрождаемых усадеб России, церемонии «Шансон года» в Государственном Кремлевском дворце, концертов в Московском международном Доме музыки, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Центральном доме ученых, Центральном Доме работников искусств и др.

    Награжден медалью ордена Святой Анны, орденом «Служение искусству», орденом Святого Станислава.