К юбилею. 50 лет. Борис Березовский и его друзья : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Госкапелла России, Валерий Полянский, Максим Федотов

  • LIVE
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    К юбилею. 50 лет.
    Борис Березовский и его друзья

    6 января 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Борис Березовский (фортепиано)
    Александр Гиндин (фортепиано)
    Павел Милюков (скрипка), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Дарья Филиппенко (альт)
    Екатерина Анохина (цимбалы)
    София Каландадзе (арфа)
    Ансамбль солистов «Мадригал»
    Московской филармонии
    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»
    Ансамбль «Ерёма»
    Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница»
    Петр Татарицкий (ведущий)
    В программе:
    Шуман
    Токката до мажор, соч. 7
    Фантазия до мажор, соч. 17. III часть. Lento sostenuto e sempre piano
    Шопен
    Избранные этюды
    Лист
    Ноктюрн «Грезы любви», S. 541 № 3

    и сюрпризы от Бориса Березовского



    Второе отделение:
    поздравления юбиляру

    Александр Гиндин (фортепиано)
    Павел Милюков (скрипка) 
    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Дарья Филиппенко (альт)
    Катерина Анохина (цимбалы)
    София Каландадзе (арфа)
    Ансамбль «Ерёма»
    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии
    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»
    Александр Гордон
    Петр Татарицкий (ведущий)

    12+

    II отделение

    Поздравления юбиляру

    София Каландадзе (арфа)
    К. Сальседо
    Концертная фантазия на тему «Гранады» Агустина Лары 

    Павел Милюков (скрипка)
    Борис Березовский (фортепиано)

    М. Равель 
    «Цыганка» - концертная рапсодия

    Екатерина Анохина (цимбалы)
    Дарья Филиппенко (альт)

    Д. Суфиярова
    «Сквозь дождь»

    Екатерина Анохина (цимбалы)
    Борис Березовский (фортепиано)

    Б. Барток  
    Два румынских народных танца

    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Борис Березовский (фортепиано)

    Г. Венявский
    Концертный полонез № 1  ре мажор, соч. 4

    Ф. Крейслер (1875–1962)
    «Муки любви»
    «Радость любви»

    Александр Гиндин (фортепиано)
    Борис Березовский (фортепиано)

    У. Болком 
    Три регтайма из цикла «Сад  Эдема»: «Древний Адам», «Вечная женственность»,«Поцелуй змея»
    Г. Ливингстон  
    «Baby boogie,  или Буги для новорожденного»

    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии
    Г. де Машо
    Doucedamejolie
    Традиционная палестинская мелодия Masar 
    Традиционная европейская Ротта   

    Альфонсо Десятый Мудрый  
    Кантига № 100 De loor de Santa Maria

    Аноним XIV века
    Stella splendens из «Красной книги Монтсеррат»

    Фольклорный ансамбль «Ерема»
    Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница»
    Александр  Гордон

    Борис Березовский

    Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается виртуозностью, совершенным звуком с богатым спектром динамических оттенков, репертуарным разнообразием. Родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 завоевал IV премию конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Уигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Подтверждением тому стали I премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, завоеванные Березовским в 1990 году.

    С этого момента разворачивается международная карьера пианиста. Он выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский, лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Резиденц-оркестр Гааги и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и амстердамский Консертгебау, Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, филармонические оркестры Роттердама, Мюнхена, Осло, Берлина, Российский национальный, Уральский академический филармонический (УАФО), Новый Японский филармонический оркестр и другие. Партнерами Березовского были Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие известные дирижеры.

    Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройал-фестивал-холл, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского. Среди партнеров Березовского по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.

    В обширной дискографии Березовского – около 40 CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare – все Прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Березовский – обладатель многих премий в области звукозаписи. Его записи сочинений Равеля, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Хиндемита, Шопена, Сен-Санса удостоены премий Diapason d'Or, EchoKlassik, CHOC, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.

    Пианист – участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль». Пианист активно концертирует в России: в Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). «У меня возникло желание создать несколько концертов, посвященных влиянию фольклора на классику, – объяснял пианист. – Ведь многие гениальные русские композиторы вдохновлялись фольклором, любили его и обожали. Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше. Уж на мою жизнь точно хватит». В сентябре 2015 Березовский участвовал в I фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».

    Летом 2015 года Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе имени Чайковского. На телеканале «Россия – Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 удостоен звания Заслуженный артист РФ. Носит звание Steinway Artist.

    Александр Гиндин

    Один из самых талантливых и самобытных российских пианистов, Александр Гиндин родился в 1977 году в Москве. Учился в ДМШ № 36 имени В. В. Стасова (класс К. И. Либуркиной), затем в ЦМШ при Московской консерватории. В 1994 году окончил ЦМШ, в 1999 году — Московскую консерваторию в классе профессора М. С. Воскресенского.

    В 1994 году, в возрасте 17 лет, стал лауреатом IV премии Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 1999 году получил II премию на Международном конкурсе пианистов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. В 2007 году победил на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США), «показав такое высочайшее мастерство, которое делает каждое его выступление особенным и незабываемым» (Art and Life), и получил ангажемент более чем на 50 концертов в США. В июле 2010 года завоевал I премию на Первом международном конкурсе пианистов Санта-Катарина (Флорианополис, Бразилия).

    С 2003 года Гиндин преподает в Московской консерватории. Проводит мастер-классы в Японии, США, Греции (в частности, в июле 2013 года на о. Родос), Латвии, России. Член жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва, 2004, 2006, 2009, 2011), I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010), Международного конкурса пианистов в Кливленде (США, 2011), в городе Эпиналь (Франция, 2013) и других творческих смотров.

    В 2000 году был создан дуэт Николай Петров – Александр Гиндин. За 11 лет существования этим камерным ансамблем исполнены многочисленные сольные и оркестровые концертные программы, малоизвестные сочинения и мировые премьеры. Состоялось более 100 концертов в городах России, ближнего и дальнего зарубежья, записано 6 компакт-дисков. Творческая деятельность дуэта имела огромное значение для российской культуры тех лет.

    Среди партнеров Александра Гиндина по камерному музицированию — Владимир Спиваков, Александр Рудин, Борис Березовский, Кун Ву Пек, Оливье Латри, Сиприен Катсарис, Алексей Уткин, Александр Чаушян, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Государственный квартет имени Бородина, Квартет имени Вацлава Талиха (Чехия).

    Пианист успешно гастролирует в России и за ее пределами. Он выступал с такими оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Оркестр Парижа, Бельгийский национальный оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Роттердамский филармонический оркестр, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Льежа, Фрайбурга, Монте-Карло, Мюнхена, Зальцбургская Камерата, ведущие симфонические оркестры Японии и многие другие коллективы.

    Среди дирижеров, с которыми сотрудничал пианист — Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Арнольд Кац, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко, Фуат Мансуров, Василий Синайский, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Алан Гилберт, Кшиштоф Пендерецкий, Пааво Ярви, Джеймс Де Прист, Леонард Слаткин, Луи Лангре, Элиаху Инбал, Артур Фаген, Давид Шаллон, Юозас Домаркас, Дмитрий Юровский и другие.

    Александр Гиндин — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. В их числе российские фестивали «Русская зима», «Звезды в Кремле», «Новый век российского пианизма», «Владимир Спиваков приглашает», «Кремль музыкальный», Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова; Шведский Королевский фестиваль в Стокгольме, Фестиваль имени Робера Казадезюса в Лилле, Фестиваль Владимира Спивакова в Кольмаре, Фестиваль Радио Франции, «Восходящие звезды» (Польша), «Дни русской культуры в Моравии» (Чехия), Рурский фортепианный фестиваль и Bad Kissengen Sommer (Германия), Folle journee («Безумный день») в Нанте, фестивали в Охриде, Дубровнике, Шанхае, Эхтернахе, Ла Рок д'Антероне, Брюсселе, Лиможе, Кракове, Риме, на Сицилии и другие.

    Музыкант имеет записи на телевидении и радио России, Бельгии, Германии, Швеции, Франции, Люксембурга, Польши, США, Японии. Записал 24 компакт-диска в сотрудничестве с ведущими фирмами России, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии, в числе которых Decca, Capriccio, Ondine, Tri-M Classics, «Русский сезон» (российский партнер Le Chante du Monde), DML, CD Accord, Naxos и другие.

    В 2008 году Александр Гиндин организовал уникальный проект «Квартет роялей». За пять лет существования проекта в нем участвовали Екатерина Мечетина, Сергей Кудряков, Киприан Катсарис, Дэвид Лайвли, Фазиль Сай, Алексей Володин, Константин Лившиц и другие пианисты из Франции, США, Греции, Голландии, Турции и России. Концерты прошли в Москве (в Большом зале Московской консерватории и Светлановском зале Дома музыки), Перми, Баку, Динаре (Франция), Стамбуле, Анталии и Измире (Турция).

    1 ноября 2011 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся Благотворительный концерт-акция «Музыканты за Мир». В этом событии, проходившем при поддержке Синодального отдела Русской Православной Церкви и по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, участвовало 13 пианистов из разных стран мира, которые играли на четырех роялях.

    27 марта 2012 года в Москве, в театре имени Вахтангова прошла премьера спектакля «Бесы» Достоевского в постановке Юрия Любимова – на сцене режиссер поместил рояль, а в исполнении Александра Гиндина звучала музыка И. Стравинского и В. Мартынова.

    С августа 2012 года Александр Гиндин — художественный руководитель ансамбля солистов «Эрмитаж».

    В ноябре 2013 года в Страсбурге (Франция) пианист впервые исполнил Концертино польского композитора В. Шпильмана и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром А. Мосолова с Филармоническим оркестром Страсбурга (проект «Сочинения композиторов — жертв политических репрессий», дирижер Марко Летонья).

    Александр Гиндин удостоен почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

    Павел Милюков

    Павел Милюков — лауреат, обладатель бронзовой медали XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 2015) и многих других престижных музыкальных соревнований, в том числе конкурсов Р. Канетти (2005, Венгрия), имени Н. Паганини (Москва, 2007), Д. Ойстраха (Москва, 2008), А. Хачатуряна (Ереван, 2012), I Международного конкурса скрипачей в Астане (2008, Казахстан), I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010), VIII Сеульского Международного конкурса скрипачей (2012, Южная Корея).

    Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в Австрии, Бельгии, Германии, Венгрии, Швейцарии, Италии, Испании, Финляндии, Швеции, Греции, Южной и Северной Корее, Китае и во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Его выступления проходят на крупнейших отечественных сценах, среди которых Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра.

    Артист сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, оркестром Мариинского театра, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Московским государственным академическим симфоническим оркестром п/у П. Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром, Шведским духовым оркестром, Молодежным филармоническим оркестром Балтийского моря.

    Среди дирижеров, с которыми сотрудничает артист, — В. Гергиев, В. Спиваков, В. Федосеев, М. Плетнёв, Ю. Симонов, К. Ярви, А. Сладковский, В. Петренко, Дж. Конлон, Р. Канетти.

    Скрипач был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия» (2008, 2009). С 2007 года – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. С 2012 года скрипач – солист Московской государственной академической филармонии. На протяжении многих лет Павел Милюков является участником программы «Звезды XXI века», проводимой Московской филармонией при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и направленной на продвижение молодых талантливых российских музыкантов в Москве и регионах России.

    Павел Милюков — выпускник Московской консерватории (класс народного артиста России, профессора В. М. Иванова), продолжил обучение в Венской консерватории (класс профессора Б. Кушнира). Артист играет на скрипке Гварнери Ex-Szigeti, любезно предоставленной одним из швейцарских фондов.

    В 2016 году Павел Милюков награжден Орденом Дружбы.

    Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский — блистательный молодой российский скрипач, по праву заслуживший место в элите мировой академической музыки. Его высокое мастерство и неординарную исполнительскую манеру, захватывающую и, вместе с тем, избегающую претенциозности, отмечают слушатели в разных странах.

    Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске в семье химиков. В 14 лет поступил в Московскую консерваторию в класс Эдуарда Грача и Татьяны Беркуль, а уже в 18 лет стал самым молодым солистом Московской филармонии. В 2005 году Борисоглебский перешел в аспирантуру и начал заниматься исследованием английской скрипичной музыки XIX—XX веков. За рубежом молодой российский исполнитель обучался у Огюстэна Дюмэ в Колледже музыки имени Королевы Елизаветы (Бельгия) и Анны Чумаченко в Кронбергской академии музыки (Германия). 

    Путь к лучшим концертным залам мира открыла для Борисоглебского серия успешных выступлений на престижных международных конкурсах, в том числе имени П. И. Чайковского в Москве в 2007 году и имени Королевы Елизаветы в Брюсселе в 2009-ом. Спустя год московский скрипач завоевывает первые премии на конкурсах имени Ф. Крейслера в Вене и имени Я. Сибелиуса в Хельсинки, а в 2013-ом побеждает на Monte Carlo Violin Masters в Монако. Получив одиннадцать высших наград на различных музыкальных соревнованиях, музыкант решил завершить этот этап своей карьеры. По его словам, в жизни наступило время иного, большого конкурса, в котором нет четкого набора критериев и состава судей. 

    Сегодня карьера исполнителя успешно продолжается на международной сцене. Среди коллективов, с которыми выступал Борисоглебский, — Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Финского радио, Симфонический оркестр NHK, Симфонический оркестр Сан-Паулу, Симфонический оркестр Борнмута, Хельсинский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Гётеборга. Он играл под руководством таких дирижёров, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Авхам и Ханну Линту. Партнёрами скрипача по камерному музицированию стали Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Александр Князев, Вадим Репин, Борис Березовский, Александр Рудин. 

    Репертуар Борисоглебского включает в себя классические шедевры Моцарта, Бетховена, Чайковского, авангард XX века — сочинения Берио, Шнитке и Бартока, произведения современников, в том числе Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова. Среди его наград — звание «Скрипач года» от Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, премия Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари, медаль от Фонда имени Я. Сибелиуса. 

    Никита Борисоглебский стремится к развитию и обретению свободы на сцене не только за счет совершенствования техники исполнения: «Сохраняя собственную индивидуальность, которая проявляется сама по себе, я пытаюсь обогащать ее с помощью всестороннего развития». 

    В августе 2018 года Никите Борисоглебскому присвоено знание «Заслуженный артист России».

    Дарья Филиппенко

    Дарья Филиппенко окончила Московскую консерваторию (класс профессора Г. И. Одинец) и аспирантуру (класс профессора А. З. Бондурянского). В рамках мастер-классов совершенствовала мастерство под руководством Юрия Башмета (Россия), Стефана Камасы (Польша), Отто Байреля (Германия). 

    В 2000 году она победила на Республиканском конкурсе молодых исполнителей «Музыка Надежды» в Гродно (Белоруссия). В составе камерного ансамбля Дарья стала лауреатом и обладательницей приза зрительских симпатий XIII Международного конкурса имени И. Брамса в Австрии (2006), а также была удостоена Золотой медали и приза зрительских симпатий на III Международном конкурсе камерных ансамблей в г. Чесапик (США, 2008). Является обладательницей грантов и стипендий, среди которых Грант Т. А. Гайдамович за достижения в области камерного исполнительства от Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей; приз Thomastik-Infield Международной летней академии Венского университета музыки и исполнительского искусства.

    Дарья Филиппенко много выступает – как сольно, так и в составе камерных ансамблей. Участвует в различных фестивалях в России и за рубежом, среди которых Международный музыкальный фестиваль под руководством Ю. Башмета в Ярославле, «Арт-ноябрь», Международные летние курсы новой музыки в Дармштадте (Германия), фестивали камерной музыки в Италии и Швейцарии. Исполнительница постоянно принимает участие в абонементных концертах Московской филармонии, музыкальных программах ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея, Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, выступает в различных проектах, посвящённых современной музыке. Композиторы доверяют ей премьеры своих сочинений – среди них Александр Чайковский, Павел Карманов, Кузьма Бодров, Никита Мндоянц. 

    Исполнительница сотрудничает с ведущими столичными камерными коллективами: ансамблем солистов «Студия новой музыки», камерным ансамблем «Солисты Москвы», ансамблями «Персимфанс» и «Мадригал». С 2003 года является артисткой Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Башмет).

    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии

    Ансамбль солистов Московской филармонии «Мадригал», основанный в 1965 году композитором и клавесинистом Андреем Волконским (1933-2008), — один из постоянно действующих коллективов Московской филармонии.

    Именно в исполнении «Мадригала» в нашей стране впервые прозвучали шедевры средневековья, Возрождения, раннего барокко, сцены из опер и мадригальные комедии, литургические драмы и духовные мистерии, оратории и мадригалы, светские и духовные песни, старинная инструментальная музыка.

    В составе «Мадригала» в разные годы выступали Лидия Давыдова, Карина, Рузанна и Рубен Лисицианы, Александр Туманов, Лариса Пятигорская, Борис Яганов, Беатрис Парра, Борис Доброхотов, Марк Вайнрот, Анатолий Гринденко, Марк Пекарский, Алексей Семёнов, Евгений Аргышев, Юрий Зыков, Татьяна Дашкова, Татьяна Белякова, Александр Суетин и другие артисты. Многие из них впоследствии организовали свои ансамбли, занялись сольной деятельностью.

    После отъезда А. Волконского за рубеж ансамбль выступал под художественным руководством певицы Л. Давыдовой (1972-1983; 1992-2008) и композитора и органиста О. Янченко (1983-1992).

    За годы концертной деятельности «Мадригал» дал около 2500 концертов в СССР, России и многих странах мира, подготовил несколько десятков монографических и тематических программ, участвовал в престижных фестивалях. Ансамблем записан 21 диск на родине и за рубежом (Ватикан, Бельгия, Германия). Серия «Тысяча лет музыки», выпущенная фирмой «Мелодия», давно уже стала филофонической редкостью.

    Новейший этап в истории «Мадригала» наступил в 2008 году, когда его возглавил заслуженный артист России Александр Суетин — известный исполнитель на старинных щипковых инструментах (барочная и ренессансные лютни, орфарион, барочная гитара, мандора, уд), участник множества международных фестивалей и проектов, автор многочисленных лютневых транскрипций и записей, выпущенных на компакт-дисках.

    Поиски живого, неувядающего музыкального духа на пути, строго ограниченном рамками стилистической корректности — таково кредо нового «Мадригала». Вокруг Александра Суетина объединились как молодые, так и уже опытные талантливые музыканты: певцы Анастасия Мельник (сопрано), Елизавета Светозарова (сопрано), Юлия Макарьянц (меццо-сопрано), Алексей Сулимов (тенор) и Олег Банковский (бас), инструменталисты Анатолий Гринденко (виола да гамба, ребек), Дмитрий Булкин (барочный тромбон), Татьяна Любавская (флейты), Катерина Анохина (цимбалы), Кадыр Саидхарун (перкуссия) и мульти-инструменталистка Анна Тончева (виуэла, арфа готическая, арфа doppia, дульцимер, псалтериум, крумхорн, кельнхорн).

    Новый «Мадригал» подготовил более тридцати оригинальных программ, стал участником фестивалей «Декабрьский ангажемент» в Калуге, «Дягилевские дни» в Перми, I Открытого фестиваля профессиональных оркестров в г. Чайковский (Пермский край), «Классическая гитара в XXI веке» (г. Казань), фестиваля камерной музыки PIZZICATO (г. Улан-Удэ), культурных программ международного сотрудничества в Дании, на Мальте, в Швеции и Словении.

    В июне 2013 года ансамблем был записан первый в его новейшей истории компакт-диск Llibre Vermell de Montserrat, представляющий полную версию музыкального материала самой известной рукописи XIV века «Красная книга Монсеррат», хранящейся в библиотеке бенедиктинского монастыря Монсеррат в Каталонии, недалеко от Барселоны.

    В концертном сезоне 2018/19 ансамбль «Мадригал» осуществит две премьеры – совместно с актёром Григорием Сиятвиндой исполнит сказку «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа (9 и 10 февраля 2019 г.) в Концертном зале имени П. И. Чайковского, а совместно с актрисой Мариной Александровой представит литературно-музыкальную композицию «Собака на сене» в Концертном зале имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2» (2 марта 2019 г.). Помимо этого артисты Ансамбля примут участие в проекте для детей от 3 до 5 лет «Филармоника-2» (27 января 2019 г., Игровой зал «Филармонии-2») и представят два традиционных цикла абонементных программ в Камерном зале Московской филармонии (№ 133 «Мадригал. Премьеры» и № 134 «Мадригал. Избранное»).  

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу современного хорового исполнительского искусства. Коллектив создает уникальные программы на грани жанров, сочетая музыку с элементами драматического действия, академическую хоровую стилистику и богослужебное пение. В исполнении «Сирина» древние церковные распевы обретают современное звучание, сохраняя свое высокодуховное эмоциональное наполнение.

    Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению русской народной и церковной музыки. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Таким образом, творчество ансамбля изначально было связано с постижением духовных основ фольклора и христианской музыки. На этом сочетании народного и церковного зиждется особая вокальная манера певцов: яркий, насыщенный звук и сдержанные, аскетичные мелодии. Именно поэтому особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – «пограничный» жанр духовного содержания, где присутствуют и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточная свобода самовыражения автора. Духовные стихи отличаются разнообразием форм, причудливым смешением музыкальных традиций разных времен и народов.

    Программы ансамбля драматургически-выстроены, наполнены действием и движением. Главный смысл – не в красивой аутентичной «картинке», а в глубинном постижении верующим человеком сакральных тайн. Таким образом, выступления «Сирина» превращаются в некое живое действо, где главным героем выступает человек, с его переживаниями, смятениями и духовными озарениями.

    Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV-XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт.

    В разные годы коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (в нее вошли Богослужебные песнопения Рождественской службы XVI-XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого Поста XV-XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Новое небо, новая земля» (Рождение, Крещение, Жизнь, Смерть, Воскресение); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, Богородичные народные духовные стихи); «Стих о Пресветлом Рае».

    В 2000 году было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была с большим успехом показана на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году в Польше, а затем на фестивале в Ярославе состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями.

    «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерием Фокиным («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»).

    Один из ярких проектов «Сирин» осуществил со знаменитым Кронос-квартетом, представив в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun rings Терри Райли, сопровождавшуюся видеорядом на экране (2006).

    Помимо больших программ ансамбль «Сирин» выступает с камерными концертами, в которых принимают участие мужская или женская группы коллектива, трио, квартет, солисты.

    Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом. Только в последние годы коллектив выступал в Эстонии, Чехии, Португалии, Франции, Англии, Индии, Бразилии, Америке, Польше. «Сирин» был специальным гостем Восьмого хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником Первого европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестиваля старого Лиона, Музыка Сакра в Марктобердорфе и Маастрихте. Ансамбль выступал на фестивалях «Иль де Франс», международном фестивале хоровой музыки в Корке (Ирландия), фестивале духовной музыки во Фрибуре (Швейцария), Рождественском фестивале в Бангкоке, «Европалии» в Бельгии.

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» не исчерпывается концертными программами, полусценическими постановками и звукозаписями: коллектив постоянно ведет исследовательскую работу, организует просветительские проекты и лекции, мастер-классы.

    Петр Татарицкий

    Пётр Татарицкий (Алмазов) – член Союза театральных деятелей России и Международного союза музыкальных деятелей; член-корреспондент РАЕН (направление «Гуманитарные науки, образование и творчество»); актер, режиссер, мастер звучащего слова, ведущий важных событий в мире классической музыки и искусства, постоянный участник престижных международных музыкальных фестивалей.

    Окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (мастерская В. И. Коршунова). Артистическую карьеру начинал в московском театре «У Никитских ворот» Марка Розовского, где в течение 12 лет был одним из ведущих артистов. На сегодняшний день он сыграл порядка 50 ролей в кино и театре. Более 25 лет успешно работает в качестве режиссера-постановщика и сценариста театрализованных представлений, концертных программ, официальных церемоний. Пётр Татарицкий – автор оригинальных чтецких проектов в жанре мелодекламации с участием симфонических оркестров и камерных ансамблей.

    В рамках событий перекрестного Года культуры Великобритании и России (2014) осуществил мировую премьеру оперы «Буря» А. Алябьева, выступив одновременно как автор оригинальной сценической версии, режиссер-постановщик и актер (роль волшебника Просперо). Спектакль с успехом был показан на фестивалях «Английские сезоны в Царицыно», «Диалог культур» в Московской консерватории, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» ГМИИ имени А. С. Пушкина.

    С 1997 года Пётр Татарицкий – ведущий концертов Московской филармонии.

    Он является автором и ведущим цикла просветительских музыкальных программ «В гостях у сказочника» в Музее-заповеднике «Царицыно» и цикла программ «Сказки Пушкина» в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

    В последние годы П. Татарицкий неоднократно сотрудничал с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского в качестве сценариста и режиссера-постановщика концертных версий оперетт «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Граф Люксембург» и «Веселая вдова» Ф. Легара, исполненных в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Он также работает на других крупных столичных площадках – сценах Большого театра России, Государственного Кремлевского Дворца, Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В 2016 году в Большом зале Дома Правительства РФ состоялся юбилейный вечер артиста, посвященный 25-летию творческой деятельности.

    Пётр Татарицкий удостоен множества государственных и общественных наград и званий, в числе которых гранты Президента России и Правительства Москвы; премии «Персона России», «Профессионалы – гордость России», «Овация»; ордена издательства “Who is Who” (Швейцария), Признания, Серебряная Звезда Ордена «Служение искусству»; медаль «За гражданское достоинство», Медаль Жукова, серебряная медаль Международного союза музыкальных деятелей «За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства» и другие награды. За большой вклад в развитие культуры России удостоен Благодарности Министра культуры РФ (2012). В 2016 году награжден Премией Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» за сохранение наследия отечественной музыкальной классики (за постановку оперы «Буря» Алябьева).

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Борис Березовский, Дмитрий Маслеев

    08.06.2017

    В программе:
    Брамс
    Соната для двух фортепиано фа минор, соч. 34 b
    Дебюсси
    «Маленькая сюита» для фортепиано в четыре руки, L 65
    Лист
    «Воспоминание об опере Моцарта "Дон Жуан”» для двух фортепиано, S. 418
    Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор, S. 244 № 2

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Екатерина Мечетина, Александр Гиндин

    24.01.2017

    В программе:
    Шнитке
    «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», соч. 143 (транскрипция В.Боровикова)
    Римский-Корсаков – Грязнов
    Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» для двух фортепиано
    Вагнер – Регер
    Прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня из оперы «Валькирия»
    Черни
    Блестящая увертюра си минор для фортепиано в четыре руки
    Лист
    «Воспоминание об опере Моцарта “Дон Жуан”» для двух фортепиано, S. 418

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Камерные вечера

    Режиссерская версия

    02.10.2016

    В программе:
    Дворжак
    Квинтет ля мажор, соч. 81
    Шуман
    Квинтет ми-бемоль мажор, соч. 44

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Гиндин

    21.04.2016

    В программе:
    Лист
    «Траурная гондола», S. 200
    «Серые облака», S. 199
    Багатель без тональности, S. 216a
    Скерцо и марш, S. 177
    Шопен
    Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 35
    Скрябин
    Поэма «К пламени», соч. 72
    Соната № 5 фа-диез мажор, соч. 53

    Камерный зал Филармонии

    Екатерина Мечетина, Никита Борисоглебский, Сергей Антонов

    24.10.2014

    В программе:
    Шуман
    Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор, соч. 63
    Цемлинский
    Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор, соч. 3
    Брамс
    Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели си мажор, соч. 8

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Гиндин и Александр Мельников (фортепиано)

    05.01.2013

    В программе:
    Лист
    Патетический концерт для двух фортепиано
    Стравинский
    Концерт для двух фортепиано
    Рахманинов
    «Симфонические танцы» (авторское переложение для двух фортепиано)