Мировая премьера.
    Эдуард Артемьев.
    «Девять шагов к Преображению».
    К 90-летию Владимира Минина

    13 октября 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Артемьев
    Три старинных танца из сюиты «Галантные сцены» (из музыки к пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош»): Аллеманда, Сарабанда, Гальярда
    «Девять шагов к Преображению» для хора, солистов, оркестра и органа (Посвящается Владимиру Минину)

    12+

    Абонемент №48:

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор – один из самых знаменитых хоровых коллективов России. Создан профессором Владимиром Мининым. C неизменным успехом гастролировал в странах всех континентов мира, кроме Австралии. Выступал с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами России, среди которых Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе. В дискографии хора – более 40 CD.

    История хора уходит корнями в 1971 год, когда Владимир Минин стал ректором Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). В сентябре 1971 года маэстро объявил набор в институтский камерный хор, куда могли прийти вокалисты, хормейстеры, пианисты, теоретики, преподаватели музыкальных школ: «Я хотел доказать, что хор это не масса серостей, а единый талантливый организм, способный разговаривать с публикой и быть услышанным». Первый концерт коллектива состоялся 23 апреля 1972 года в Московском Доме ученых. 

    Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку хора – «Хоровая музыка ХII-ХХ веков». Репертуар хора формировался из произведений современных композиторов, интерпретаций русской народной музыки, песен советских авторов и крупных произведений западноевропейских классиков. Коллектив быстро получил широкое международное признание, активно гастролируя по всему миру. Деятельность хора также повлекла за собой в 70-80-е годы создание камерных хоров по всей стране. 

    В 1982 году Владимир Минин получил Государственную премию СССР. Тогда же появилось одно из первых сочинений, написанных непосредственно для Камерного хора: хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны», посвященная Владимиру Минину. Премьера состоялась в 1982 году в Ленинграде в Большом зале филармонии. Шесть аншлаговых концертов и конная милиция для поддержания порядка – таков был успех нового произведения, на долгие годы ставшего визитной карточкой коллектива. 1980-е стали для Камерного хора особенно плодотворным десятилетием: гастроли состоялись в США, Швейцарии, Австрии, Германии, Китае, Японии, Сингапуре, Бразилии, Португалии, Аргентине, Италии, Франции. 

    С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце. «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Бал-маскарад» и «Трубадур» Верди, «Богема» Пуччини, «Греческие страсти» Мартину, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Маскарад» Нильсена, «Королевский дворец» Вайля существенно расширили не только репертуар, но и сценические возможности артистов хора. В оперном театре Цюриха хор участвовал в постановках «Хованщины» Мусоргского, «Демона» Рубинштейна. Новые горизонты для коллектива открыло и сотрудничество с театральными актерами – Ольгой Остроумовой, Светланой Крючковой, Еленой Лядовой, Александром Филиппенко, Игорем Костолевским, Валентином Гафтом. 

    Каждый сезон коллектив представляет премьеры или редко звучащие произведения. В последние годы это Траурно-триумфальная симфония Берлиоза, кантата Catulli Carmina Орфа, месса «Вооруженный человек» Дженкинса, концертная версия мюзикла «Чудесный город» Бернстайна, оратория «Мария Магдалина» Массне, «Маленькая торжественная месса» Россини, оратория «Исход» Шерлинга, «Креольская месса» Рамиреса. Яркими событиями недавних сезонов стали также совместный проект Валентина Гафта и Владимира Минина «Скажи, он дьявол или бог?», цикл благотворительных концертов «Хор Минина – детям» и исполнение концертной версии оперы «Порги и Бесс» Гершвина. Концертный сезон 2018/19 проходит под знаком юбилея создателя Московского камерного хора Владимира Минина.

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Детский хор «Весна» имени А. С. Пономарёва

    Знаменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, организованного в январе 1965 года Александром Пономарёвым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», где хор занял первое место. Этот день считается днём рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Детский хор «Весна» – победитель международных конкурсов, обладатель высшей европейской хоровой награды «Гран-при Европы» (2000). Среди последних достижений коллектива – Гран-при Международного конкурса современной музыки имени Бартока (Венгрия) и Гран-при XII Международного хорового фестиваля Silver Bells (Латвия). 1 ноября 2017 года хор вновь одержал победу в конкурсе «Гран-при Европы», став единственным детским хором и единственным хором из России, получившим награду дважды.

    Хор «Весна» выступал более чем в 50 городах России и почти во всех странах Европы, а также в Японии, Китае и Канаде. Ежегодно концерты коллектива проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. «Весна» сотрудничает с известными оркестрами, дирижёрами и солистами, в числе которых Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Минин, Владимир Овчинников, Александр Бузлов. Репертуар хора насчитывает сотни произведений разных эпох, стилей и жанров. Хоровая музыка Моцарта, Шуберта, Генделя, Пуленка, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова, Чеснокова и других – золотой фонд репертуара «Весны». Особое внимание уделяется произведениям крупной формы, среди которых исполненные хором в разные годы Gloria Вивальди, Heiligmesse Гайдна, A ceremony of Сarols Бриттена и другие. 

    Многолетнее сотрудничество связывает коллектив с московскими композиторами Ефремом Подгайцем и Владимиром Рубиным, многие сочинения которых созданы специально для хора «Весна». В 2015 году коллектив отметил 50-летие. На протяжении более чем сорока лет художественным руководителем хора «Весна» был его основатель, заслуженный артист России Александр Пономарёв (1938–2012). С 2012 года хором и школой руководит его ученица, почётный деятель искусств Москвы, лауреат международных конкурсов Надежда Аверина.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. Больше десяти лет Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Вероника Джиоева

    Вероника Джиоева – ведущая солистка Новосибирского театра оперы и балета, приглашенная солистка Большого и Мариинского театров, народная артистка Северной и Южной Осетии, заслуженная артистка Российской Федерации. В 2000 году окончила Владикавказское училище искусств (класс Нелли Хестановой), в 2005 – Санкт-Петербургскую консерваторию (класс профессора Тамары Новиченко). Дебютировала на оперной сцене в партии Мими под управлением Алима Шахмаметьева.

    Признание столичной публики пришло к певице после исполнения партии Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины» Моцарта под руководством Теодора Курентзиса (Московский международный дом музыки, 2006). Годом позже состоялась мировая премьера хоровой оперы «Боярыня Морозова» Щедрина, где Джиоева исполнила партию Княгини Урусовой. В 2007 году певица дебютировала в партии Земфиры («Алеко» Рахманинова) под руководством Михаила Плетнева. Участие в постановке оперы «Алеко» на сцене Мариинского театра и в Баден-Бадене под управлением Валерия Гергиева принесло певице большой успех. В 2009 году в Сеуле состоялась премьера «Кармен» Бизе в постановке Алексея Степанюка, где Джиоева выступила в партии Микаэлы. 

    Певица успешно сотрудничает с зарубежными театрами, в числе которых Ла Монне в Брюсселе, Пражская опера, Финская национальная опера, Хьюстонская опера, Гамбургская государственная опера, мадридский театр Реаль, оперные театры Женевы, Валенсии, Болоньи, Палермо, Бари. В ее репертуаре – партии в операх Моцарта, Бизе, Верди, Массне, Пуччини, Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Вайнберга, в реквиемах Моцарта и Верди, симфониях Бетховена и Малера, «Колоколах» Рахманинова. Особое внимание Джиоева уделяет сочинениям современных композиторов – среди них вокальные циклы «Бег времени» Бориса Тищенко и «Плач гитары» Марка Минкова, а также «Разлучница-зима» Антона Танонова. 

    Сотрудничает с выдающимися музыкантами, среди которых Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Тревор Пиннок, Владимир Федосеев, Инго Мецмахер, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Хартмут Хенхен, Симонa Янг, Владимир Спиваков и другие. Концерты певицы проходят в крупнейших столичных залах. В 2016 году состоялся первый фестиваль музыкального искусства Вероники Джиоевой на ее родине, в Цхинвали. Последующие форумы прошли на сценах Новосибирской оперы и театра «Новая Опера» в Москве. 

    Вероника Джиоева – лауреат многочисленных международных конкурсов, победитель телепроекта «Большая опера» на канале «Культура». Удостоена премии «Человек года» Республики Южная Осетия, Народная артистка Осетии (2014), Заслуженная артистка Российской Федерации (2018).

    Андрей Лефлер

    Вокалист и автор песен, финалист проекта «Голос», солист театра «Градский Холл». Родился в 1987 году в Кабардино-Балкарии. В 2008 году окончил Московский государственный технологический университет «Станкин». Музыке обучался самостоятельно. Выступал в качестве вокалиста в рок-группе Сергея Маврина, участвовал в записи альбомов для рок-проекта «Династия посвященных». В качестве композитора и вокалиста участвовал вместе с братьями Запашными в создании музыкально-цирковых шоу «Камелот» и «Садко». В 2008 году исполнил одну из ведущих партий в опере Александра Градского «Мастер и Маргарита». Годом позже выпустил первый сольный альбом «Львиная доля», в создании которого участвовал как вокалист, композитор и аранжировщик. Выступал в дуэтах с Иосифом Кобзоном, Александром Градским, Валерием Кипеловым. Принимает участие в творческих вечерах Эдуарда Артемьева, Евгения Крылатова.

    Марианна Высоцкая

    Органистка и музыковед, профессор кафедры современной музыки Московской консерватории, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России.

    Родилась в Иркутске, там же с отличием окончила музыкальное училище. В 1987 году поступила в Московскую консерваторию на историко-теоретическое отделение, параллельно начала заниматься органом под руководством профессора Леонида Ройзмана. Окончила Консерваторию и аспирантуру по двум специальностям – музыковедение (класс профессора Галины Григорьевой) и орган (класс профессора Алексея Паршина), прошла стажировку в Люксембургской консерватории под руководством Жан-Жака Казеля, посещала также мастер-классы Жана Гийю в Париже. В 2002 году получила I премию Высшего межрегионального конкурса органистов в Люксембурге. Защитила кандидатскую и докторскую диссертации на темы «К исследованию современного художественного мышления на материале симфонии и оперы 80-х годов» (1996) и «Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев» (2012).

    Успешно совмещает научную, концертную и педагогическую деятельность. Выступает с сольными органными концертами в России, Азербайджане, Белоруссии, Литве, Эстонии, Германии, Франции, Люксембурге. Принимала участие в гастролях и концертах Камерного хора Московской консерватории, Московского государственного академического камерного хора, Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Симфонического оркестра Большого театра, Российского национального оркестра, Национального филармонического оркестра России, оркестров «Русская филармония», «Новая Россия» и других. Выступала под управлением дирижеров Юрия Башмета, Валерия Гергиева, Давида Герингаса, Теодора Курентзиса, Яна Латам-Кёнига, Дмитрия Лисса, Владимира Минина, Андреса Мустонена, Саулюса Сондецкиса, Владимира Спивакова, Бориса Тевлина, Владимира Юровского и других.

    Была солисткой ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории, участвовала в записях и гастролях ансамбля. Выступала на международных фестивалях в Берлине, Дрездене, Таллине, Баку, Пхеньяне, Московском Пасхальном, Московском органном, «Московском форуме», «Московской осени» и многих других. Выпустила сольный диск органной музыки. Автор статей в научных сборниках и СМИ, а также книг «Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну» и «Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев».

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    10 января в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    20 мая в 19:00