Мусоргский. «Хованщина»,
опера в концертном исполнении

вторник, 19:00

Симфонический оркестр Мариинского театра

Хор Мариинского театра

Валерий Гергиев дирижер

Екатерина Семенчук меццо-сопрано

Станислав Трофимов бас

Михаил Петренко бас

Сергей Скороходов тенор

Евгений Акимов тенор

Евгений Никитин бас-баритон

Ярослав Петряник баритон

Андрей Попов тенор

Лариса Гоголевская меццо-сопрано

Виолетта Лукьяненко сопрано

Олег Балашов тенор

Александр Никитин баритон

Григорий Карасёв бас

Юрий Власов бас

Олег Лосев тенор

Николай Каменский бас

В программе:

Мусоргский
«Хованщина» – опера в концертном исполнении

«Хованщина» – одно из важнейших произведений в огромном репертуаре Валерия Гергиева. В 1988 году, едва заняв пост худрука тогда еще Кировского театра в Ленинграде, Гергиев первым делом возобновил на его сцене легендарный спектакль Леонида Баратова, идущий по сей день. В том же году маэстро с огромным успехом исполнил оперу Мусоргского в Ла Скала, а весной 2019-го повторил и упрочил свой триумф, выступив дирижером-постановщиком новой «Хованщины» в Милане с участием российских певцов. Этим триумфом он поделится и с московскими меломанами.

Народная музыкальная драма Мусоргского, объединившая в себе признаки эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, ее глубокий сюжет с многоуровневой конфликтностью стали поводом для мощного и актуального художественного высказывания артистов. Итальянская публика оказала им горячий прием, а критики дали самые высокие оценки. Восторженных отзывов удостоились певцы: «мощный, гротескный Иван Хованский в исполнении Михаила Петренко», «Екатерина Семенчук, словно впитавшая властный характер своей героини Марфы», «Сергей Скороходов – импульсивный Андрей Хованский, с пронзительным тембром и хорошо поставленным голосом»,«Евгений Акимов, которому помимо убедительного вокала, удалось продемонстрировать сложную психологию Князя Голицына» и другие.

Но главным героем и опорой всего действа назван оркестр, что не удивительно при творческом подходе Гергиева: «Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Здесь должен гореть оркестр!». Присущий маэстро магнетизм сказался на публике, буквально «загипнотизированной сложной историей России конца XVII века. Эти события и персонажи… обрели современное звучание, острота и напряжение которого спали только во время финальной тринадцатиминутной овации» (La Stampa). Financial Times отметила создаваемый Гергиевым «звук такой интенсивности, как будто для исполнения был вызван дух его родины – «черноземная сила», как писал Мусоргский. Вызывающие сострадание плачи, первозданные акустические пейзажи, пронизанные тонкими нюансами, а в нужные моменты – мрачная глубина».