Мусоргский. «Хованщина», опера в концертном исполнении : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Мусоргский. «Хованщина»,
    опера в концертном исполнении

    11 июня 2019, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Симфонический оркестр Мариинского театра
    Хор Мариинского театра
    Дирижёр – Валерий Гергиев
    Екатерина Семенчук (меццо-сопрано)
    Станислав Трофимов (бас)
    Михаил Петренко (бас)
    Сергей Скороходов (тенор)
    Евгений Акимов (тенор)
    Евгений Никитин (бас-баритон)
    Ярослав Петряник (баритон)
    Андрей Попов (тенор)
    Лариса Гоголевская (меццо-сопрано)
    Виолетта Лукьяненко (сопрано)
    Олег Балашов (тенор)
    Александр Никитин (баритон)
    Григорий Карасёв (бас)
    Юрий Власов (бас)
    Олег Лосев (тенор)
    Николай Каменский (бас)

    Главный хормейстер Андрей Петренко

    Ответственный концертмейстер Марина Мишук

    В программе:
    Мусоргский
    «Хованщина» – опера в концертном исполнении

    12+

    Купить билеты
    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Информация предоставлена пресс-службой Пасхального фестиваля

    Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире.

    История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

    За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова

    В 1978 году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).

    Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова,  Прокофьева, Шостаковича и  Щедрина.

    Хор Мариинского театра

    Хор Мариинского театра – всемирно известный и прославленный коллектив, в репертуаре которого более 80 опер и огромное количество сочинений кантатно-ораториальной и акапельной музыки. Мариинский хор интересен не только высочайшим профессиональным мастерством, но и своей историей, которая богата событиями и тесно связана с развитием русской музыкальной культуры. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. Масштабные хоровые сцены из этих сочинений исполнялись хором Мариинского театра, который был органичной частью оперной труппы. Успешным развитием традиций хорового исполнительства театр обязан высокопрофессиональной работе выдающихся хормейстеров – Карла Кучеры, Ивана Помазанского, Евстафия Азеева и Григория Казаченко. Заложенные ими основы бережно сохранялись их последователями, среди которых были такие хормейстеры, как Владимир Степанов, Авенир Михайлов, Александр Мурин.

    С 2000 года по приглашению Валерия Гергиева хор Мариинского театра возглавил Андрей Петренко. В качестве главного хормейстера он принимал участие в постановках более чем 40 оперных премьер. Под управлением Андрея Петренко Мариинский хор выступал в лучших залах Германии, Испании, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Франции, Финляндии, Эстонии, Литвы, Израиля. Помимо итальянских, немецких, французских и русских опер, идущих на сцене Мариинского, и таких произведений, как Реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Джузеппе Верди, Гектора Берлиоза и Мориса Дюруфле, Carmina Burana Карла Орфа, Stabat Mater Джоаккино Россини, в репертуаре хора широко представлена отечественная духовная музыка – сочинения Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Артемия Веделя, Степана Дегтярёва, Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Павла Чеснокова, Игоря Стравинского, Александра Кастальского («Братское поминовение»), Сергея Рахманинова (Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста), Петра Чайковского (Литургия св. Иоанна Златоуста), а также светская русская и зарубежная классика. 

    Хор Мариинского театра – постоянный участник международных фестивалей и мировых премьер, является лидером хоровых программ Московского Пасхального фестиваля. Коллектив принимал участие в первом исполнении «Страстей по Иоанну» и «Пасхи по Иоанну» Софии Губайдулиной, «Новой жизни» Владимира Мартынова, «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова и российской премьере оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина (2007). За запись сочинения Губайдулиной «Страсти по Иоанну» в 2003 году хор Мариинского театра был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение». Хор активно участвует в записях лейбла Mariinsky: «Нос» Шостаковича (2009), кантата «Москва» Чайковского (2009), «Парсифаль» Вагнера (2010), «Очарованный странник» Щедрина (2010), симфонии № 2 и № 11 Шостаковича (2010), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (2011), «Свадебка» и «Царь Эдип» Стравинского (2010). За запись произведений Стравинского коллектив получил престижную премию ICMA (International Classical Music Award) в категории «Лучшая работа хора» (2011), на которую претендовало 16 профессиональных европейских хоров.

    Валерий Гергиев

    Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

    С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м. 

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999мвозрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов. 

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD. 

    Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими 

    оперными театрами и фестивалями мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр. 

    Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга. 

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

    Екатерина Семенчук

    Екатерина Семенчук окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Е. Гороховской). В 2000 году, будучи студенткой консерватории и участницей Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, дебютировала на Мариинской сцене сразу в нескольких партиях – Леля в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Сони в «Войне и мире» Прокофьева, Полины и Миловзора в «Пиковой даме» Чайковского и Никлауса в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. В том же году стала победительницей Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и финалисткой конкурса Operalia в Лос-Анджелесе, а через год вышла в финал престижного конкурса вокалистов BBC Cardiff Singer of the World в Уэльсе. В 2000 и 2002 годах состоялись дебюты певицы в театрах Ла Скала в Милане и Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

    В настоящее время Екатерина – солистка оперной труппы Мариинского театра. В её репертуаре ведущие меццо-сопрановые партии в итальянских и французских операх XIX века, в том числе Кармен в одноименной опере, Амнерис («Аида»), Эболи («Дон Карлос»), Азучена («Трубадур»), Прециозилла («Сила судьбы»), Фенена («Набукко), Лаура («Джоконда»), Дидона («Троянцы»), Маргарита («Осуждение Фауста»), Асканио («Бенвенуто Челлини»), Шарлотта («Вертер») и Далила («Самcон и Далила»), партии русского классического оперного репертуара – Ольга в «Евгении Онегине» и Любовь в «Мазепе», Кончаковна в «Князе Игоре» и Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Отрок в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Лаура в «Каменном госте», Бланш в «Игроке», Иокаста в «Царе Эдипе», а также Фрика в «Золоте Рейна» и «Валькирии» Вагнера. 

    Как приглашённая солистка Екатерина Семенчук сотрудничает с крупнейшими оперными театрами Европы и Америки – исполняет главные партии в спектаклях Метрополитен-оперы, театров Ла Скала, Ковент-Гарден, Венской государственной оперы, Парижской оперы и Римской оперы, театров Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, поёт на Зальцбургском и Эдинбургском фестивалях. 

    На концертной сцене певица участвовала в исполнении кантат Stabat Mater Перголези и Россини, «Торжественной мессы» Бетховена, Реквиемов Моцарта, Верди, Дворжака, кантаты «Смерть Клеопатры» и симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза, симфоний Малера, кантаты «Александр Невский» Прокофьева, «Пульчинеллы» Стравинского и Концерта для ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра «Час души» С. Губайдулиной, вокальных циклов Мусоргского, Шостаковича, Малера, Берлиоза, Равеля и других авторов. 

    Станислав Трофимов

    Станислав Трофимов родился в Стерлитамаке. Окончил Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей. В 2006-2007 годах – солист Оренбургского муниципального камерного хора. Обладатель стипендии губернатора Оренбургской области. 

    В 2008-2014 годах – солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки. В 2014—2016 годах – солист Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.

    В 2015 году певец дебютировал в Мариинском театре, с 2016 года – солист театра. Исполнял партии: Собакина и Князя Юрия («Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова), Пимена («Борис Годунов» Мусоргского), Даланда («Летучий голландец» Вагнера) и Филиппа II («Дон Карлос» Верди). 

    В 2013 году участвовал в гала-концерте «Молодые голоса Большого» на Исторической сцене Большого театра. В 2014 году исполнил в Большом театре партии Пимена («Борис Годунов») и Архиепископа («Орлеанская дева» Чайковского). В 2016 году – партии Священника («Катерина Измайлова» Шостаковича) и Лепорелло («Каменный гость» Даргомыжского). 

    В репертуаре певца также партии: Ивана Сусанина («Жизнь за царя» Глинки), Малюты Скуратова («Царская невеста» Римского-Корсакова), Хана Кончака, Галицкого и Скулы («Князь Игорь» Бородина), Фарлафа и Светозара («Руслан и Людмила» Глинки), Короля Рене и Гремина («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского), Старого цыгана («Алеко» Рахманинова), Мефистофеля («Фауст» Гуно), Короля Генриха («Лоэнгрин» Вагнера), Феррандо, Спарафучиле, Великого инквизитора и Фиеско («Трубадур», «Риголетто», «Дон Карлос» и «Симон Бокканегра» Верди), Командора и Бартоло («Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Дулькамары («Любовный напиток» Доницетти), Анджелотти («Тоска» Пуччини), Старого иудея («Самсон и Далила» Сен-Санса), партии баса в Реквиеме Верди, «Маленькой торжественной мессе» Россини и «Патетической оратории» Свиридова. 

    Летом 2017 года Станислав Трофимов выступил на Зальцбургском фестивале в постановке «Леди Макбет Мценского уезда» под руководством Мариса Янсонса и на фестивале театра Арена ди Верона в опере «Набукко» (партия Захарии). Летом 2018 года певец примет участие в постановках опер «Пиковая дама» и «Искатели жемчуга» на Зальцбургском фестивале. 

    Станислав Трофимов является автором поэтических сборников, публикаций по искусствоведению и церковной культуре.

    Михаил Петренко

    Михаил Петренко — один из самых востребованных басов наших дней в мире. Вокальное и актерское мастерство Михаила Петренко поражают воображение как широкой публики, так и профессиональных критиков. «Трудно не испытать глубокое волнение, когда слышишь этот богатый, раскатистый тембр, поднимающийся из глубины и наполняющий зал», — отмечал корреспондент одной из газет Сан-Франциско.

    Михаил Петренко родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (его педагогом был знаменитый бас, народный артист СССР Булат Минжилкиев). Еще в годы обучения Михаил был приглашен в Академию молодых певцов Мариинского театра. Дебютировал в Мариинском театре в опере Сергея Прокофьева «Семен Котко», с 1998 года является солистом оперной труппы театра. Огромную роль в становлении певца сыграл маэстро Валерий Гергиев.

    Среди партий, исполняемых на сцене Мариинского театра: Руслан («Руслан и Людмила»), Кончак («Князь Игорь»), Князь Гремин («Евгений Онегин»), Пимен («Борис Годунов»), Князь Николай Андреевич Болконский, Маршал Даву («Война и мир»), Дон Жуан, Лепорелло («Дон Жуан»), Бас (сценическая версия Реквиема Верди), Генрих Птицелов («Лоэнгрин»), Король Марк («Тристан и Изольда»), Хундинг («Валькирия»), Хаген («Гибель богов»).  

    Михаил Петренко — лауреат престижных международных вокальных конкурсов: имени Марии Каллас, имени Н. А. Римского-Корсакова, конкурсов Пласидо Доминго и Елены Образцовой. 

    Началом международной карьеры Михаила Петренко стал его дебют в Берлинской государственной опере в партии Хундинга («Валькирия»), который состоялся в 2004 году под руководством Даниэля Баренбойма. С этого момента артист выступает на сценах лучших театров мира: в Парижской национальной опере, Метрополитен-опере (Нью-Йорк), театре Ла Скала (Милан), Баварской государственной опере, Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон). Участвует в престижных фестивалях: в Зальцбурге, Вербье, Экс-ан-Провансе, фестивале ВВС Proms, концерты которого проходят в Королевском Альберт-холле в Лондоне.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничает Михаил Петренко, — Симфонический оркестр Мариинского театра, Берлинский филармонический оркестр, Венский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Оркестр де Пари, Королевский оркестр Консертгебау, Роттердамский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Оркестр Моцартеума (Зальцбург), манчестерский Халле-оркестр и Оркестр Баварского радио.

    Певец работал со многими выдающимися дирижерами, среди которых Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Валерий Гергиев, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Янник Незе-Сеген, сэр Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Дэниел Хардинг, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский.

    В ноябре 2011 года Михаил Петренко исполнил партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила» на открытии после реконструкции исторической сцены Большого театра России.

    Среди других заметных ролей последних лет — Мефистофель в «Фаусте» Гуно на сцене Нидерландской оперы, Князь Галицкий в опере Бородина «Князь Игорь» и заглавная роль в «Замке герцога Синяя Борода» Бартока на сцене Метрополитен-оперы, Фафнир в вагнеровском «Кольце нибелунга» на сцене Венской оперы.

    Концертный репертуар Михаила Петренко необычайно широк: в него входят произведения Баха, Бетховена, Верди, Дворжака, Моцарта, Рахманинова, Россини, Шостаковича, Яначека.

    Записи с участием артиста выходят на самых престижных классических лейблах: Naxos, Opus Arte, Mariinsky, Bel Air Classiques. Выпущенная на Bel Air Classiques видеозапись «Электры» Р. Штрауса завоевала в 2015 году одну из важнейших наград индустрии — Gramophone Classical Music Awards.

    Михаил Петренко сыграл роль Лепорелло в фильме «Хуан», созданном на основе оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля в октябре 2010 года.

    Среди ближайших планов артиста — выступления на сцене Мариинского театра в операх Верди («Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Макбет») и Вагнера («Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда»), а также в операх: «Золото Рейна» Вагнера на Эдинбургском фестивале (спектакль Мариинского театра), «Симон Бокканегра» Верди в Большом театре России, «Фауст» Гуно в токийском Сантори-холле, «Тристан и Изольда» Вагнера в Гамбургской опере, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в лейпцигском Гевандхаусе, «Саломея» Р. Штрауса, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Севильский цирюльник» Россини в Метрополитен-опере. Также он будет солировать в 13-й симфонии Шостаковича в Берлинской филармонии и на Национальном форуме музыки во Вроцлаве.

    Сергей Скороходов

    Сергей Скороходов родился в Санкт-Петербурге, учился в Хоровом училище имени М. И. Глинки при Государственной академической капелле Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

    Будучи солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, в 1999 году дебютировал на сцене театра в роли Гвидо Барди в опере Цемлинского «Флорентийская трагедия».

    С 2007 года Сергей Скороходов является одним из ведущих солистов Мариинского театра.

    В его репертуаре партии в операх: «Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Алеко» Рахманинова, «Нос» Шостаковича, «Война и мир» Прокофьева, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Макбет», «Аида», «Аттила» и «Набукко» Верди, «Джанни Скикки» Пуччини, «Летучий голландец» и «Лоэнгрин» Вагнера, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Король Рогер» Шимановского и других.

    Певец также много выступает на зарубежной оперной и концертной сцене. Он пел в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Вашингтонской опере, Баварской государственной опере, Берлинской государственной опере,  Королевской опере Стокгольма,  Академии Санта-Чечилия в Риме,  Лирической опере Чикаго, Фестивальном доме Баден-Бадена, театрах Мадрида, Валенсии, Варшавы, Болоньи,  на Эдинбургском и Глайндборнском фестивалях, в лондонских Альберт-холле и Фестивал-холле и других площадках. 

    С. Скороходов выступал на сцене Большого театра (партия Самозванца в «Борисе Годунове»). В мае 2013 года принимал участие в гала-концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра (при участии Пласидо Доминго).

    Сергей Скороходов часто работает с Анной Нетребко. Летом 2009 года он выступил с ней в опере «Иоланта» в Валлийской национальной опере, а также в гала-концерте в Мюнхене (дирижер — В. Гергиев). В Мариинском театре они выступили совместно в «Любовном напитке» и «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. В рамках гастролей по Европе пели в 11 концертных постановках оперы «Иоланта».

    Среди дирижеров, с которыми сотрудничает Сергей Скороходов: Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Юровский, Александр Ведерников, Антоно Паппано, Риккардо Мути.

    В сезоне 2016-17 в Мариинском театре С. Скороходов исполняет Жермона («Травиата» Верди), Григория Отрепьева («Борис Годунов»), Зиновия Борисовича («Леди Макбет»), а также приглашен выступить в Королевском театре Мадрида, Баварской опере, в летнем оперном фестивалей в Мюнхене. 

    Евгений Никитин

    Евгений Никитин родился в Мурманске. В 1997 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Булата Минжилкиева). В конце 90-х стал лауреатом международных конкурсов оперных певцов имени Н. К. Печковского и имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а также конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. Еще студентом IV курса Евгений был приглашен в труппу Мариинского театра. C тех пор певец принимает участие в самых значительных постановках театра. Он исполнил более 30 оперных партий, включая заглавные роли в операх «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Демон», «Князь Игорь», «Дон Жуан», «Алеко». За исполнение партии Григория Грязного в «Царской невесте» был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (в номинации «Лучшая роль в музыкальном театре», 2005).

    Особое место в репертуаре певца занимают вагнеровские партии: Голландец («Летучий голландец»), Вотан («Золото Рейна» и «Зигфрид»), Амфортас и Клингзор («Парсифаль»), Гунтер («Гибель богов»), Фазольт («Золото Рейна»), Генрих Птицелов и Фридрих фон Тельрамунд («Лоэнгрин»), Погнер («Нюрнбергские мейстерзингеры»). 

    Музыке Вагнера посвящен и первый сольный альбом певца, записанный в 2015 году с Льежским филармоническим оркестром под управлением Кристиана Арминга. В него вошли сцены из опер «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Летучий голландец» и «Валькирия». 

    Мастерство и талант артиста неоднократно отмечались отечественной и зарубежной критикой. «Слушая сильный и в то же время насыщенный голос Евгения Никитина, восхищаясь его безупречным и свободным владением всем звуковым диапазоном и любуясь его героическим обликом, завораживающим не меньше, чем его голос, невозможно не вспомнить о Шаляпине. Никитин транслирует ощущение власти, сочетающееся с широкой палитрой завуалированного сострадания, испытываемого великим исполнителем по отношению к своему персонажу» (MatthewParis.com). «Никитин оказался наиболее интересным певцом, он привнес тепло и удивительную мощь в суровое третье действие «Зигфрида» (New York Times). 

    В последнее время певец много выступает на сценах крупнейших театров мира: Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Театре Шатле в Париже, Баварской государственной опере, Венской опере. Среди наиболее заметных ангажементов – главная роль в опере «Узник» Л. Даллапикколы в Парижской опере и в Мариинском театре (российская премьера, 2015), участие в новой постановке «Огненного ангела» Прокофьева в Баварской опере (реж. Барри Коски), в постановке «Фиделио» Бетховена на Венском фестивале (реж. Дмитрий Черняков), в концертном исполнении «Лоэнгрина» Вагнера с оркестром Консертгебау (дирижер Марк Элдер). В минувшем сезоне Евгений Никитин выступил в серии премьерных показов «Тристана и Изольды» в Метрополитен-опере, где спел партию Курвенала в постановке Мариуша Трелинского с Ниной Штемме, Рене Папе, Екатериной Губановой; также исполнил партию Иоканаана в новом спектакле Мариинского театра «Саломея». 

    С участием Евгения Никитина в Мариинском театре были записаны «Борис Годунов» и «Семен Котко». На записях лейбла Mariinsky голос певца звучит в «Царе Эдипе» (Креонт), «Семене Котко» (Ременюк), «Золоте Рейна» (Фазольт), «Парсифале» (Амфортас). С Лондонским симфоническим оркестром и Валерием Гергиевым выпущены записи Восьмой симфонии Малера и «Ромео и Джульетты» Берлиоза, с оркестром «Музыканты Лувра» и Марком Минковски – «Летучий голландец» Вагнера.

    Ярослав Петряник

    Ярослав Петряник окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Н. Дроздовой-Вайнер, 2013). На сцене Театра консерватории исполнял партии Фигаро («Свадьба Фигаро»), Эбн-Хакиа («Иоланта»), Жоржа Жермона («Травиата»). 

    Во время учёбы получил II премию V Международного конкурса музыки С. В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2012), а в 2014-м завоевал сразу три награды: I премии VI Всероссийского конкурса имени Н. Обуховой в Липецке и IV Международного конкурса имени М. Михайлова в Калуге, а также IV премию I Международного конкурса «Опера без границ» в Краснодаре.

    С 2013 года – солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, где выступает в операх «Саламбо» (Балеарец, концертное исполнение), «Сорочинская ярмарка» (Цыган), «Хованщина» (Пастор), «Снегурочка» (Мизгирь), «Золотой петушок» (Афрон), «Любовь к трём апельсинам» (Панталон), «Обручение в монастыре» (Отец Шартрез), «Не только любовь» (Иван Трофимов), «Идиот» (Афанасий Иванович Тоцкий), «Волшебная флейта» (Папагено), «Севильский цирюльник» (Фигаро), «Травиата» (Жорж Жермон), «Ариадна на Наксосе» (Арлекин), моноопере «Письма Ван Гога» и других произведениях. 

    Вместе с певцами Академии принимал участие в цикле концертных исполнений советских опер и оперетт: «Овод» Спадавеккиа (Мартини), «Москва, Черёмушки» Шостаковича (Борис Корецкий), «В бурю» Хренникова (Листрат), «Укрощение строптивой» Шебалина (Петруччо), «Кола Брюньон» Кабалевского (заглавная партия). 

    В 2015-м исполнил титульную партию в «Демоне» Рубинштейна на сцене Северо-Осетинского театра оперы и балета во Владикавказе. В текущем сезоне пел князя Курлятева в «Чародейке» Чайковского на сцене неаполитанского театра Сан-Карло в постановке Дэвида Паунтни.

    Андрей Попов

    Андрей Попов окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Льва Морозова). В 2000 году был принят в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра, с 2007 года является солистом оперной труппы. 

    В качестве приглашенного солиста участвовал в постановках Большого театра: «Золотой петушок» (реж. Кирилл Серебренников) и «Леди Макбет Мценского уезда» (реж. Темур Чхеидзе).

    В Мариинском театре исполнил несколько десятков разнохарактерных оперных партий, среди которых: Гришка Кутерьма («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Юродивый («Борис Годунов»), Звездочёт («Золотой петушок»), Кащей Бессмертный в одноименной опере, Труффальдино («Любовь к трем апельсинам»), Задрипанный мужичок («Леди Макбет Мценского уезда»), Засеченный монах, Князь, Магнетизер, Старик в лесу, Рассказчик («Очарованный странник»), Левша в одноименной опере, Дон Базилио («Свадьба Фигаро»), Моностатос («Волшебная флейта»), Миме («Золото Рейна» и «Зигфрид»), Ирод («Саломея»), Бригелла и Танцмейстер («Ариадна на Наксосе»), Горбатый («Женщина без тени») и многие другие. 

    Яркую характеристичность его персонажей неоднократно отмечала пресса: 

    «Андрей Попов в партии Горбатого (в опере Рихарда Штрауса «Женщина без тени») запомнился острым рисунком роли» («Музыкальное обозрение»). 

    «Тенору Андрею Попову выпало изображать сразу пятерых персонажей: (в опере Родиона Щедрина «Очарованный странник»): Князя, Старика в лесу, Рассказчика, Магнетизера и Призрака засеченного монаха. Он справился отлично: все пятеро вышли характеристично, ярко, и голос певца звучал стабильно, ровно, в меру пронзительно» («Независимая газета»). 

    А. Попов участвовал в концертном исполнении оперы «Майская ночь» в усадьбе Архангельское (дирижер Михаил Плетнёв), в первом исполнении оперы «Кащей бессмертный» в Японии (дирижер Владимир Ашкенази). Был задействован в спектаклях Метрополитен-оперы «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Нос». В последнее время певец выступал на сценах Нидерландской национальной оперы, Финской национальной оперы, Национальной оперы Амстердама, на Эдинбургском и Зальцбургском фестивалях. 

    Партию Квартального надзирателя в опере «Нос» Попов исполнял также на фестивале в Экс-ан-Провансе и Римской опере. Запись этой оперы с участием певца, осуществленная на лейбле Mariinsky, в 2010 году была номинирована на премию «Грэмми». 

    Андрей Попов – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» за роли Бурдюкова и Сторченко в спектакле «Гоголиада» (номинация «Лучшая мужская роль в музыкальном театре», 2010). Первый исполнитель партии Левши в одноименной опере Родиона Щедрина (2013, номинация на «Золотую маску»). В Мариинском театре пел в премьерных представлениях «Очарованного странника», «Братьев Карамазовых», «Мистерии апостола Павла», в российских премьерах «Женщины без тени» и «Ариадны на Наксосе».