Новогодний гала-концерт

    28 декабря 2018, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    12+

    Купить билеты
    Ольга Перетятько

    «Ольга Перетятько поет восхитительно» (New-York Times), «ее голос легко взлетает с очарованием соловьиной колоратуры» (Financial Times), она «посылает порывы свежего воздуха в мир оперы» (The Huffington Post), — таких отзывов удостаивается российская певица, покорившая прославленные мировые оперные сцены  и концертные залы.

    Ольга Перетятько родилась и выросла в Санкт–Петербурге. Музыкальную карьеру начала в возрасте 15 лет в качестве участницы детского хора Мариинского театра.  С отличием окончила Музыкальное училище при консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Университет культуры и искусств по специальности «хоровое дирижирование», а затем поступила на факультет сольного пения в Высшую школу музыки имени Ганса Эйслера в Берлине. Завоевала призы многих международных конкурсов, среди которых II премия на конкурсе Operalia-2007  в Париже, организованном Пласидо Доминго.

    С 2005 по 2007 года Ольга Перетятько пела в оперной студии Гамбургской государственной оперы. В последующие годы она выступала на сценах Немецкой оперы и Немецкой государственной оперы в Берлине, Баварской государственной оперы в Мюнхене,  Театра Елисейских Полей в Париже, Ля Фениче в Венеции, а также участвовала в фестивалях Флорентийский музыкальный май, «Безумные дни» в Нанте и Оперном фестивале Россини в Пезаро.

    Международное внимание публики она привлекла, выступив в постановке оперы Стравинского «Соловей» (режиссер — Роберт Лепаж), представленной в Торонто и на Фестивале в Экс–ан–Провансе в 2010 году, а в дальнейшем исполненной в Нью–Йорке, Лионе и Амстердаме. Большой успех певице принесли ее крупные дебютные работы: Адина в «Любовном напитке» Доницетти (Опера Лилля, Пасхальный фестиваль в Баден-Бадене),  Лючия ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти (театр Массимо в Палермо и Немецкая опера в Берлине), Джильда в «Риголетто» Верди (театр Ля Фениче в Венеции и Летний фестиваль в швейцарском Аванше).

    Среди недавних успешных работ Ольги Перетятько – роль Джульетты в опере «Капулетти и Монтекки» Беллини, исполненная в Лионе и Париже;  заглавная партия в опере «Альцина»  Генделя, представленная в Лозанне; роль Фьориллы в опере «Турок в Италии» Россини, исполненная в Амстердаме. Летом 2012 года певица исполнила заглавную партию в опере «Матильда ди Шабран» Россини на фестивале в Пезаро, вызвав бурные овации и признание публики. Запись спектакля была выпущена на DVD. 

    В сезоне 2013-2014 Ольга Перетятько выступила в Венской государственной опере («Риголетто», Джильда)  и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке («Пуритане», Эльвира), Берлинской государственной опере и Миланском Ла Скала («Царская невеста», Марфа),  Немецкой опере в Берлине («Любовный напиток», Адина) и Государственной опере Гамбурга («Ариадна на Наксосе», Зербинетта).  Приняла участие в Зальцбургском и Бременском фестивалях  («Луций Сулла», Джуния), фестивалях в Экс-ан-Провансе («Турок в Италии», Фьорилла) и в Вероне («Риголетто», Джильда), дала сольные концерты в городах Европы и России. В календаре певицы на 2014 год — выступления на сценах Цюрихской оперы («Риголетто»), Баварской государственной оперы («Турок в Италии»), гастроли в Китае с Монреальским симфоническим оркестром («Четыре последние  песни» Р. Штрауса).

    В июле 2014 года Ольга Перетятько приняла участие в грандиозном гала-концерте Salut a la France на Марсовом поле в Париже, посвященном национальному празднику Франции. Среди участников такие звезды, как Элина Гаранча, Анна Нетребко, Натали Дессей, Хуан Диего Флорес, Лоуренс Браунли и другие артисты.

    В 2015 году состоится дебют Ольги Перетятько в Лозаннской опере, где она исполнит  партию Виолетты в «Травиате» Верди, в этой же роли выступит в Баден-Бадене.

    Певица заключила эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой Sony Classical. Ее первый сольный альбом с ариями из опер Россини, Верди, Доницетти, Массне и Пуччини был выпущен в 2011 году и получил широкое признание публики и прессы. Второй альбом  «Арабеск» поступил в продажу в 2013 году и также получил широкое признание критики.

    Максим Венгеров

    Максим Венгеров родился в 1974 году в Новосибирске в семье музыкантов. C 5 лет учился у заслуженного деятеля искусств Галины Турчаниновой сначала в Новосибирске, затем в ЦМШ при Московской консерватории. В 10 лет продолжил обучение в Средней специальной музыкальной школе при Новосибирской консерватории у выдающегося педагога, профессора Захара Брона, вместе с которым в 1989 переехал в Любек (Германия). Спустя год, в 1990, выиграл Конкурс скрипачей имени Флеша в Лондоне. В 1995 году был удостоен итальянской Премии Академии Киджи как выдающийся молодой музыкант.

    Максим Венгеров — один из наиболее динамичных и разносторонних артистов современности. Скрипач неоднократно выступал на легендарных сценах мира с лучшими оркестрами под управлением прославленных дирижеров (К. Аббадо, Д. Баренбойма, В. Гергиева, К. Дэвиса, Ш. Дютуа, Н. Заваллиша, Л. Маазеля, К. Мазура, З. Меты, Р. Мути, М. Плетнева, А. Паппано, Ю. Темирканова, В. Федосеева, Ю. Симонова, Мюнг-Вун Чунга, М. Янсонса и других). Он также сотрудничал с великими музыкантами прошлых лет — М. Ростроповичем, Дж. Шолти, И. Менухиным, К. Джуллини. Победив в нескольких престижных скрипичных конкурсах, Венгеров записал обширнейший скрипичный репертуар, и получил целый ряд наград в области звукозаписи, включая две Grammy, четыре Gramophone Award UK, четыре Edison Award; два Echo Klassik Award; Amadeus Prize Best Recording; Brit Eword, Prix de la Nouvelle; Academie du Disque Victoires de la Musique; Siena Prize of the Accademia Musicale; два Diapason d’Or; RTL d’OR; Grand Prix Des Discophiles; Ritmo и другие. За достижения в исполнительском искусстве Венгеров был удостоен Премии GLORIA, учрежденной Мстиславом Ростроповичем, и Премии им. Д.Д. Шостаковича, вручаемой Благотворительным фондом Юрия Башмета.

    О Максиме Венгерове создан ряд музыкальных фильмов. Первый проект Playing by heart, созданный в 1998 году по заказу телеканала ВВС, сразу привлек широкую аудиторию: удостоенный нескольких наград и премий, он был показан многими телеканалами и на Каннском фестивале. Затем известным продюсером и режиссером Кеном Ховардом было осуществлено два телепроекта. Live in Moscоw, снятый во время концерта Максима Венгерова с пианистом Иеном Брауном в Большом зале консерватории, неоднократно был показан музыкальным телеканалом MEZZO, а также рядом других телеканалов. В рамках проекта британского телевидения South Bank Show Кеном Ховардом был создан фильм Living The Dream. Сопровождая 30-летнего музыканта в его гастрольных поездках, а также во время каникул (в Москву и зимний Новосибирск, Париж, Вену, Стамбул), авторы фильма показывают его на концертах и на репетициях, во время ностальгических встреч в родном городе и общения с новыми друзьями в разных городах и странах. Особо памятными стали кадры репетиций Скрипичного концерта Л. ван Бетховена М. Венгерова с Маэстро Ростроповичем, которого Максим всегда считал своим Наставником. Кульминацией фильма стала состоявшаяся в мае 2005 г. в Ганновере мировая премьера Концерта, написанного композитором Беньямином Юсуповым специально для М. Венгерова. В масштабном произведении, названном Viola, Rock, Tango Concerto, скрипач «изменил» своему любимому инструменту, исполнив солирующие партии на альте и электро-скрипке, и неожиданно для всех в коде выступил партнером в танго с бразильской танцовщицей Кристиане Палья. Фильм был показан телеканалами многих стран, включая Россию. Этому проекту был присужден Gramophone Award UK, как лучшему музыкальному фильму.

    М. Венгеров широко известен своей благотворительной деятельностью. В 1997 г. он стал первым среди представителей классической музыки Послом Доброй Воли UNICEF. С этим почетным титулом Венгеров выступал с серией благотворительных концертов в Уганде, Косово, Таиланде. Музыкант помогает обездоленным детям Гарлема, принимает участие в программах, поддерживающих детей, ставших жертвами военных конфликтов, по борьбе с детской наркоманией. В Южной Африке под патронатом М. Венгерова был основан проект МИАГИ, объединяющий детей различных рас и вероисповеданий в общем учебном процессе, первый камень школы был заложен в г. Соуэто.

    Максим Венгеров — профессор Высшей школы Саарбрюкена и профессор Лондонской Королевской Академии Музыки, а также дает многочисленные мастер-классы, в частности, ежегодно проводит оркестровые мастер-классы на фестивале в Брюсселе (июль) и скрипичные — в Гданьске (август). В Мигдале (Израиль) под патронатом Венгерова создана профильная музыкальная школа «Музыканты будущего», учащиеся которой уже несколько лет успешно обучаются по специальной программе. Совмещая столь разные виды профессиональной и общественной деятельности, несколько лет назад М. Венгеров, по примеру своего Наставника Мстислава Ростроповича, начал осваивать новую специальность — дирижирование. С 26 лет, два с половиной года, Венгеров брал уроки у ученика Ильи Мусина — Вага Папяна. Консультировался с такими прославленными дирижерами, как Валерий Гергиев и Владимир Федосеев. А с 2009 занимается под руководством выдающегося дирижера, профессора Юрия Симонова.

    Первыми весьма успешными опытами М. Венгерова как дирижера были его контакты с камерными коллективами, в том числе и с Фестивальным оркестром Вербье, с которым он выступал в городах Европы и Японии, а также совершил турне по Северной Америке. Во время этого тура состоялся концерт в Карнеги-холл, отмеченный газетой «Нью-Йорк Таймс»: «Музыканты были полностью подчинены его магнетизму и безоговорочно следовали его жестам». А затем началось сотрудничество маэстро Венгерова с симфоническими оркестрами.

    В 2007 г., с легкой руки Владимира Федосеева, Венгеров дебютировал с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского в концерте на Красной площади. По приглашению Валерия Гергиева М. Венгеров принял участие в фестивале «Звезды белых ночей», где дирижировал оркестром Мариинского театра. В Москве и Петербурге дирижировал юбилейными концертами расширенного состава оркестра «Виртуозы Москвы», успешно сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, с которым выступал в Москве и ряде городов России. В сентябре 2009 года дирижировал Симфоническим оркестром Московской консерватории на концерте открытия сезона в Большом зале консерватории.

    На сегодняшний день Максим Венгеров является одним из самых востребованных молодых дирижеров - скрипачей мира. Постоянным стало его сотрудничество с симфоническими оркестрами Торонто, Монреаля, Осло, Тампере, Саарбрюкена, Гданьска, Баку (в качестве главного приглашенного дирижера), Кракова, Бухареста, Белграда, Бергена, Стамбула, Иерусалима. В 2010 г. с успехом прошли выступления в Париже, Брюсселе, Монако. М. Венгеров возглавил новый фестивальный симфонический оркестр им. Менухина в Гштааде (Швейцария), с которым запланированы гастрольные турне по городам мира. Также в планах М. Венгерова выступления с оркестрами Канады, Китая, Японии, Латинской Америки, ряда европейских коллективов.

    В 2011 г. М. Венгеров, после некоторого перерыва, возобновил концертную деятельность как скрипач. В ближайшее время ему предстоят многочисленные гастрольные турне в качестве дирижера и скрипача в сотрудничестве с оркестрами России, Украины, Израиля, Франции, Польши, Германии, Великобритании, Канады, Кореи, Китая и других стран, а также концертные туры с сольными программами.

    М. Венгеров постоянно участвует в работе жюри престижных международных конкурсов скрипачей и дирижеров. Он был членом жюри конкурса им. И. Менухина в Лондоне и Кардиффе, двух конкурсов дирижеров в Лондоне, Международного конкурса скрипачей им. И. Менухина в Осло в апреле 2010 г. В октябре 2011 г. М. Венгеров возглавил авторитетное жюри (в состав которого вошли Ю. Симонов, З. Брон, Э. Грач и другие известные музыканты) Международного конкурса скрипачей им. Г. Венявского в Познани. При подготовке М. Венгеров принимал участие в предварительных прослушиваниях конкурса — в Москве, Лондоне, Познани, Монреале, Сеуле, Токио, Бергамо, Баку, Брюсселе.

    В октябре 2011 г. артист подписал трехлетний контракт в качестве профессора Академии им. Менухина в Швейцарии.

    Осенние концерты в Санкт-Петербурге и Москве Максим Венгеров посвящает юбилеям маэстро Юрия Симонова и Академического симфонического оркестра Московской филармонии.

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижёрский дебют Владимира Федосеева в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижёром были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском Opernhaus («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и в настоящее время: в 2015–2016 годах Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф Алексей Ратманский). А в январе 2017 года дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя дирижёра связано со многими оркестрами мира. Владимир Федосеев – первый приглашённый дирижёр оркестра Токийской филармонии (с 2000 г.); приглашенный дирижёр оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2005 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. При всём многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). Первыми крупными работами дирижёра с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. И. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. И. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с 

    записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижёра также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. И. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III, II и I степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почётного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижёр получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил В. И. Федосеева орденом Почёта. В 2016 году дирижёр стал обладателем почётного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. А в январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижёре композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижёра должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижёрский голос».