Язык музыки. Концерты-лекции для молодёжи о самом универсальном языке мира. Оркестр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Язык музыки.
    Концерты-лекции для молодёжи
    о самом универсальном языке мира.
    Оркестр

    7 февраля 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Авторы и ведущие цикла:
    Ярослав Тимофеев (музыковед, музыкальный критик)
    Мария Холкина (медиаменеджер Московской филармонии, создатель блога Muzium)
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
    Дирижёр – Даниэль Райскин




    Подробнее о проекте: языкмузыки2019.рф

    В программе:
    Пахельбель
    Канон ре мажор
    Моцарт
    Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
    Стравинский
    «Поганый пляс Кащеева царства» из музыки балета «Жар-птица»
    П. И. Чайковский
    Апофеоз из музыки балета «Лебединое озеро»
    Шостакович
    Первый антракт из оперы «Нос»
    Райх
    Three Movements I

    Концерт в одном отделении

    12+

    Абонемент №32:

    Язык музыки. Концерты–лекции для молодежи о самом универсальном языке мира

    Дирижирование оркестром — одно из тех ощущений, которые невозможно сымитировать в виртуальной реальности. Волна живого звука, идущая изнутри тебя, — это такой опыт, который остается с человеком навсегда.

    Уникальная программа из музыки разных веков, подобранная специально для подростков, молодежный оркестр, интерактивный конферанс и шанс оказаться на сцене, который дается каждому, — таковы составляющие просветительского проекта «Язык музыки».

    Поход на «Язык музыки» — это первое знакомство с миром классики, которое может обернуться любовью на всю жизнь.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, лектор, лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015). 

    С 2011 года Ярослав сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на портале Colta.ru и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014-2015 годах работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт).

    Я. Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». Работал музыкальным консультантом церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. 

    С 2010 года работает в Московской филармонии. В сезоне 2017/18 провел концерт проекта «Мама, я меломан» на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского. В сезоне 2018/19 планирует осуществить авторский просветительский проект «118+» в Камерном зале филармонии. 

    Я. Тимофеев – выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Является лауреатом международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». 

    С 2017 года — участник инди-группы OQJAV (фортепиано).

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Василий Петренко, Михаил Юровский, Александр Лазарев, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Даниэль Райскин

    Сын известного российского музыковеда, Даниэль Райскин получил всестороннее музыкальное образование в Санкт-Петербурге, Амстердаме и Фрайбурге. Как дирижёр совершенствовался на мастер-классах выдающихся музыкантов — Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Милана Хорвата, Вольдемара Нельсона и Йормы Панулы. 

    Даниэль Райскин выступал на сценах крупнейших залов мира, среди которых Берлинская филармония и берлинский Концертхаус, венский Музикферайн, зальцбургские Моцартеум и Фестшпильхаус, Кёльнская и Мюнхенская филармонии, амстердамский Консертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал имени П. И. Чайковского, нью-йоркский Линкольн-центр и Театро Колон в Буэнос-Айресе.

    В 2003—2005 годах Даниэль Райскин был первым приглашённым дирижёром Уральского академического филармонического оркестра. С 2005 по 2016 год возглавлял Государственный симфонический оркестр Рейнской филармонии в Кобленце. С 2008 по 2015 год был также главным дирижёром Филармонического оркестра г. Лодзь имени А. Рубинштейна (Польша). С сезона 2017/18 он — главный приглашённый дирижёр Симфонического оркестра Тенерифе и Филармонического оркестра Белграда, а также артистический партнёр камерного оркестра St. Michael Strings в Финляндии. Начиная с сезона 2018/19 Даниэль Райскин займёт пост музыкального директора Симфонического оркестра Виннипега. 

    Маэстро приглашают к сотрудничеству оркестры всего мира, в том числе оркестр Мариинского театра, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Венский симфонический, оркестр зальцбургского Моцартеума, Тонкюнстлероркестр, Бетховенский оркестр Бонна, оркестры Северогерманского радио, Вeймарской государственной капеллы, Штутгарта, Дюcсельдорфа, Франкфурта, Майнца, Вюртемберга, Ройтлингена, Лиона, Марселя, Мальмё, Копенгагена, Оденсе, Норвежского радио, Нидерландский симфонический, Национальный оркестр Бельгии, филармонические оркестры Варшавы и Кракова, оркестр Пражского радио, Филармонический оркестр Загреба, Национальный оркестр Латвии, Национальный оркестр Ирландии, Афинский государственный симфонический оркестр, Филармонический оркестр Осаки, оркестры Тайваня, Гонконга, ЮАР, Аргентины, Мексики и Чили. 

    Как оперный дирижёр Даниэль Райскин неоднократно привлекал к себе внимание критики, в том числе успешными постановками опер «Дон Жуан» Моцарта на Оперном фестивале в австрийском Санкт-Маргаретене, «Кармен» Бизе для нидерландской компании Opera Zuid (режиссёр — Каликсто Биейто) и Государственного театра Кобленца (Германия), где он также дирижировал оперой «Нос» Шостаковича. 

    Маэстро сотрудничал со многими известными музыкантами, среди которых Коля Блахер, Штефан Владар, Алексей Володин, Альбан Герхардт, Вадим Глузман, Мидори Гото, Наталия Гутман, Кари Криикку, Ланг Ланг, Франсуа Лелё, Ян Лисецкий, Алексей Любимов, Миша Майский, Шломо Минц, Олли Мустонен, Даниэль Мюллер-Шотт, Герхард Опиц, Энрико Паче, Иво Погорелич, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Акико Суванаи, Мартин Фрост, Беньямин Шмид и Жанин Янсен. 

    Сделанные дирижёром записи всех симфоний Брамса, Четвёртой симфонии Шостаковича и Третьей симфонии Малера (с Государственным симфоническим оркестром Рейнской филармонии) получили высокую оценку специалистов, а диск с виолончельными концертами Корнгольда, Блоха и Гольдшмидта с тем же коллективом и Джулианом Штекелем в 2012 году завоевал премию Echo Klassik. Также маэстро осуществил записи сочинений Гайдна, Дворжака, Мендельсона, Шумана, Шимановского, Бузони, В. Лютославского, А. Тансмана (первая запись оратории «Пророк Исайя» и «Псалмов») и Л. Гласса. Последние релизы Даниэля Райскина — Второй скрипичный концерт Венявского и Шотландская фантазия Бруха (с Филармоническим оркестром Штутгарта и Янушем Вавровским) и диск с Пятой симфонией и Фантазией для фортепиано с оркестром Л. Гласса (с Государственным симфоническим оркестром Рейнской филармонии и Марианной Ширинян), недавно удостоенный приза Датского радио «Лучшая запись датской классики». 

    Среди выступлений дирижёра в текущем сезоне — концерты с Национальным симфоническим оркестром Эстонии, Симфоническим оркестром Исландии, филармоническими оркестрами Фрайбурга, Йены, Вроцлава и Братиславы, Orquesta Clásica Santa Caecilia (Мадрид), Городским оркестром Миккели, оркестром Словенского радио и телевидения, Македонским филармоническим, Шведским камерным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и Новосибирским симфоническим оркестром.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ночные концерты Московской филармонии «Мама, я меломан»

    Режиссерская версия

    02.02.2019

    В программе:
    Моцарт
    Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
    Бизе
    Увертюра, антракты к III и IV действиям оперы «Кармен»
    Григ
    «Утро», «В пещере горного короля» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
    А. Хачатурян
    Адажио из музыки балета «Спартак»
    Дунаевский
    Увертюра из музыки к кинофильму «Дети капитана Гранта»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Заключительный гала-концерт мастер-курса профессора Юрия Симонова. Шедевры мировой симфонической музыки

    Режиссерская версия

    28.07.2017

    В программе:
    Бетховен
    «Эгмонт», увертюра из музыки к трагедии Гёте
    Шуберт
    Музыкальный момент № 3
    Моцарт
    Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
    Берлиоз
    Вальс из «Фантастической симфонии»
    Бизе
    Антракты к III и IV актам оперы «Кармен»
    Сибелиус
    Грустный вальс, соч. 44
    Дворжак
    Славянский танец №10 ми минор, соч. 72 №2
    Верди
    Увертюра к опере «Сила судьбы»
    Мендельсон
    Свадебный марш из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»
    Мусоргский
    «Рассвет на Москва-реке», вступление к опере «Хованщина»
    Римский-Корсаков
    Увертюра к опере «Царская невеста»
    П. И. Чайковский
    Вальс из Серенады для струнного оркестра
    Прокофьев
    Ларгетто и Гавот из Симфонии № 1 («Классической»)
    Глинка
    Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
    Рахманинов
    Вокализ (оркестровка автора)
    П. И. Чайковский
    Полонез из оперы «Евгений Онегин»
    А. Хачатурян
    Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»
    Лядов
    «Баба-Яга», картинка к русской народной сказке

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима». Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Режиссерская версия

    30.12.2018

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Ромео и Джульетта» – увертюра-фантазия
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Рахманинов
    «Вокализ» (Оркестровка автора)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Суми Чо, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Василий Петренко

    27.12.2018

    В программе:
    Бизе
    Увертюра к опере «Кармен»
    Гуно
    Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»
    Доницетти
    Ария Мари из оперы «Дочь полка»
    Р. Штраус
    «Танец с семью покрывалами» из оперы «Саломея»
    И. Штраус
    «Там, в Зиверинге, уже цветёт сирень» из оперетты «Балерина Фанни Эльслер»
    Лекок
    Вальс Габриэль из оперетты «Сто дев, или Зелёный остров»
    П. И. Чайковский
    «Итальянское каприччио» ля мажор, соч. 45
    Рахманинов
    Вокализ, соч. 34 № 14
    Алябьев
    «Соловей»
    Стравинский
    «Поганый пляс Кащеева царства» из музыки балета «Жар-птица»
    Беллини
    Речитатив и ария Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки»
    Ария и кабалетта Эльвиры из оперы «Пуритане»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ночные концерты Московской филармонии «Мама, я меломан»

    Режиссерская версия

    15.12.2018

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 5 (Финал)
    Брамс
    Симфония № 3 (III часть)
    П. И. Чайковский
    Симфония № 6 («Патетическая») (III часть)
    Апофеоз из музыки балета «Лебединое озеро»
    Малер
    Адажиетто из Симфонии № 5
    Шостакович
    Симфония № 10 (II часть)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Лекция Ярослава Тимофеева перед концертом «МАМА, я меломан»

    02.02.2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Пять великих симфонистов

    Режиссерская версия

    27.11.2018

    В программе:
    Бетховен
    Симфония № 5 (IV часть)
    Брамс
    Симфония № 3 (III часть)
    П. И. Чайковский
    Апофеоз из музыки балета «Лебединое озеро»
    Малер
    Adagietto из Симфонии № 5
    Шостакович
    Симфония № 10 (II часть)
    А. Чайковский
    «Кавалер и барышня» - рапсодия на русские темы для симфонического оркестра
    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    21 апреля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    22 мая в 19:00