О Московской филармонии

Дорогие  друзья!


Искренне рад приветствовать вас на обновленном сайте Московской филармонии.


Мы с большим удовольствием наблюдаем, как с каждым годом  расширяется аудитория любителей классической музыки и радуемся, что в наши залы приходит и молодежь, и люди старшего поколения, и самые юные зрители, и целые семьи.  С каждым годом  столичная филармоническая афиша становится все более насыщенной и разнообразной, а репертуарная палитра – более красочной. Сегодня Россия переживает процесс активного вхождения в мировое музыкальное пространство, и Московская филармония – как один из лидеров этого процесса – берет на себя особую ответственность  следовать высоким международным стандартам.


Наш сайт поможет вам сориентироваться в мире музыки, узнать о выступающих в филармонии исполнителях, выбрать концерт, который вы хотели бы посетить,  забронировать и приобрести билет.


Сайт meloman.ru — это своего рода виртуальная филармония. Большинство концертов, которые проходят в зале Чайковского, можно смотреть и слушать в режиме онлайн и в архивной записи. И хотя просмотр трансляции или записи концерта не сравнить с атмосферой концертного зала, это поможет вам быть в курсе музыкальных событий  и  определиться с той музыкой, которая вам по душе.


Надеюсь, наш сайт будет интересен как постоянным слушателям, уже определившимся в своих музыкальных пристрастиях, так и тем, кто впервые открывает для себя мир классической музыки.


До встречи в наших концертных залах!


Ваш

Алексей Шалашов

Трудно переоценить роль Московской филармонии
в развитии музыкальной жизни нашей страны.
Это своего рода университет, курс которого проходят
и миллионы любителей музыки, и тысячи музыкантов.

Д. Д. Шостакович

Во всех культурных столицах мира есть концертные организации, которые хранят мировые музыкальные традиции и сами являются частью мировой музыкальной культуры. Именно они  зачастую являются визитной карточкой  культурного богатства страны,  индикатором  многообразия и насыщенности  столичной музыкальной жизни. Московская филармония – одна из таких всемирно признанных концертных организаций, отвечающая высочайшим требованиям к профессионализму и бережному сохранению исполнительских традиций.

Концертная и творческая деятельность филармонии выполняет очень важную миссию  - представить современному слушателю все многообразие  репертуарной исполнительской палитры, где будет место и традиции, и фольклору, и новаторству, и концептуальным поискам, и великой  литературе. Именно многообразие и качество музыкальной исполнительской культуры определяет во многом  общий  уровень  культуры  страны.

Сегодня филармония стремится к тому, чтобы дать  слушателю возможность стать участником мирового музыкального процесса,  представить ярчайшие мировые музыкальные явления и реализовать  творческий потенциал  российских музыкантов. Все это и  способствует формированию музыкальной среды – как профессиональной, так и слушательской.

НАЧАЛО

Созданная в 1922 году по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского, она должна была показать жизнеспособность искусства новой молодой страны, способного и на дерзкий эксперимент, и на вдумчивое постижение многовековой мировой музыкальной культуры.

Высочайший художественный уровень филармонических событий был заявлен с первых лет существования организации. В 1920-е годы художественный совет Московской филармонии возглавляет Николай Мясковский, здесь выступают ведущие музыканты мира – Отто Клемперер, Герман Абендрот, Эрих Кляйбер, Эрнест Ансерме, Артур Рубинштейн, Ефрем Цимбалист, Яша Хейфец, Мариан Андерсон. Филармония знакомит слушателей с новейшей музыкой Европы – в Москве проходят концерты Дариуса Мийо и Белы Бартока.

В Московской филармонии начинают выступать и молодые советские коллективы –  Квартет им. Бетховена, созданный в 1923, Симфонический оркестр филармонии (Софил), который в 1928 году возглавили выдающиеся советские дирижеры Николай Голованов и Александр Орлов. В 1932 году солистом филармонии становится Давид Ойстрах.

30 ГОДЫ. НОВЫЕ ИМЕНА

В 1930-е годы при участии Московской филармонии проводится два Всесоюзных конкурса музыкантов-исполнителей. Среди лауреатов – Эмиль Гилельс, Святослав Кнушевицкий, Яков Флиэр, Давид Ойстрах, Вера Дулова. В 1936 создается Государственный симфонический оркестр СССР, художественным руководителем и главным дирижером которого стал Александр Гаук. В этот период в Московской филармонии выступают более 80 солистов, среди которых – певицы Нина Дорлиак, Дебора Пантофель-Нечецкая, пианисты Мария Гринберг, Яков Флиер, Юрий Брюшков, скрипачи Мирон Полякин и Михаил Фихтенгольц. Проходит Первый всесоюзный конкурс дирижеров (1938), который открывает миру имена Евгения Мравинского, Натана Рахлина, Константина Иванова, Кирилла Кондрашина, Александра Мелик-Пашаева. За восемь месяцев до Великой Отечественной войны, 12 октября 1940 года, торжественно открыт Концертный зал, которому присвоено имя П. И. Чайковского.



ВОЕННОЕ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Активная филармоническая деятельность не прекращается в годы войны. С 23 июня 1941 года во всех районах Москвы проходят концерты для призывников. Филармония организует тематические вечера – «Музыка союзных республик», «Россия грозная» в которых звучат произведения об Отечественной войне 1812 года и новые сочинения о Великой Отечественной, проходят литературно-музыкальные встречи. Московская филармония проводит концерты в трех важнейших залах столицы – Чайковского, Большом и Малом залах консерватории, издает программы с аннотациями, устраивает выставки в залах. Перед концертами и в антрактах со слушателями беседуют музыковеды, а в конце сезона любители музыки встречаются с руководством филармонии. Лекции Игоря Бэлзы, Ивана Ремезова, Виктора Цуккермана пользуются огромной популярностью – в начале 1945 года было продано более 700 абонементов на лекционные курсы. Филармония вела просветительскую лекционную работу не только в центральных залах, но и в Московском университете, в Политехническом музее, рабочих клубах, цехах, госпиталях, военных школах и академиях и т.д.. В 1944-1945 гг. впервые появляются шесть абонементов симфонической музыки (они посвящались творчеству Бетховена и Чайковского), проходит цикл концертов советской музыки, отмечается 80-летие со дня рождения А.Гречанинова. Репертуарный диапазон простирается от «Дидоны и Энея» Перселла и «Орфея» Фомина до «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина.

В год окончания войны звучат все симфонические произведения Сергея Рахманинова, впервые исполняется «Ода на окончание войны» Сергея Прокофьева и целый ряд концертных постановок опер. Проводится III Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, победителями которого стали Виктор Мержанов, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Юлиан Ситковецкий.

В вестибюле Зала имени Чайковского установлена мемориальная доска в память об артистах и сотрудниках Московской филармонии, погибших во время Великой Отечественной. В разных городах Советского Союза появляются доски и монументы в память о погибших артистах филармонии. Например, в белорусском Кричеве – памятники певцу Александру Окаёмову и руководителю хора филармонии Геннадию Лузенину, расстрелянным немецкими фашистами в 1943.

 В 1946 филармоническим коллективом становится молодой талантливый студенческий квартет, которому в 1955 будет присвоено имя А.П.Бородина. Впервые звучат произведения Золтана Кодая и Джордже Энеску. В 1948 75-летию Сергея Рахманинова композитора группой музыкантов под управлением дирижера Александра Гаука восстановлена его Первая симфония. 


 «ОРКЕСТРОВЫЕ» 50-е

В 1951 при Всесоюзном радиокомитете создается симфонический оркестр, который в 1953 году перешел в состав Московской филармонии (художественный руководитель – Самуил Самосуд). Впервые в Москве выступают крупнейшие симфонические коллективы мира: Лондонский филармонический (дирижер Адриан Боулт), Лейпцигский Gewandhaus (дирижер Франц Конвичный), Филадельфийский оркестр (дирижер Юджин Орманди), Бостонский симфонический оркестр (дирижер Шарль Мюнш), гастролируют известные зарубежные музыканты – дирижеры Леопольд Стоковский, Курт Мазур, Юджин Орманди, Леонард Бернстайн, Андре Клюитенс, Игорь Маркевич, пианист Гленн Гульд.

В филармонических программах все чаще звучат премьеры советских композиторов: Седьмая симфония Прокофьева (1952), Одиннадцатая симфония Шостаковича (1957), «Патетическая оратория» Свиридова (1959).

В 1957 в составе филармонии появился новый коллектив – Московский камерный оркестр под руководством Рудольфа Баршая.

В 1958 году филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса им. П. И. Чайковского.


ВРЕМЯ «ОТТЕПЕЛИ»

 В 1960 году Симфонический оркестр Московской филармонии возглавил Кирилл Кондрашин, под руководством которого коллектив быстро приобретает международный авторитет и славу одного из ведущих советских оркестров. На начало 60-х также приходятся памятные гастроли Игоря Стравинского, концерты оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, хора и камерного оркестра под управлением Роберта Шоу. В 1963 году Филармония организует собственный фестиваль искусств «Русская зима», а спустя год впервые проводит форум «Московские звезды».

Середина 60-х годов – расцвет московской концертной жизни. Создан первый в стране ансамбль старинной музыки «Мадригал» под управлением композитора и клавесиниста Андрея Волконского. Художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР назначен Евгений Светланов. Симфонический оркестр Московской филармонии впервые гастролирует в США, а в СССР с ответным визитом приезжает Кливлендский симфонический оркестр под управлением Джорджа Сэлла и Джульярдский квартет. Расширяется круг молодых солистов филармонии – в 1966 году на афишах появляются имена Николая Петрова и Владимира Крайнева, а спустя четыре года – Виктора Третьякова, Виктории Постниковой, Владимира Спивакова, Олега Кагана.


В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН

Самими яркими событиями филармонической жизни в 70-80-х гг. становятся выступления Лондонского симфонического оркестра под управлением Бенджамина Бриттена и солистов – Питера Пирса, Джона Лилла, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича. В 1973 в Москве концертирует Симфонический оркестр Сан-Франциско под управлением Сейджи Озавы, а в 1977 в ансамбле со Святославом Рихтером дебютирует Дитрих Фишер-Дискау. Знаковые события тех лет – авторский вечер польского композитора Витольда Лютославского, появление в составе филармонии новых коллективов («Академия старинной музыки», «Концертино»), легендарный концерт Владимира Горовица в Большом зале консерватории, гастроли Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.

В 90-ые годы  проходят гастроли Чикагского симфонического оркестра под управлением Георга Шолти, Израильского филармонического оркестра с Зубином Метой и Ицхаком Перлманом. Характерной чертой этого десятилетия становятся разнообразные  фестивали: «Русская православная музыка»; Фестиваль к  50-летию образования Государственного квартета им. Бородина; Фестиваль, посвященный 50-летию В.Третьякова; серия концертов к 850-летию Москвы…


ХХI ВЕК

Московская филармония становится ведущей концертной организацией страны, берущей на себя не только творческие,  но и продюсерские задачи. Она выступает главным организатором крупных  международных проектов с участием российских коллективов.   За десять лет значительно увеличивается количество концертов -более трех тысяч в год,  гастрольная карта филармонических коллективов охватывает все регионы России и многие страны мира, появляется новый Камерный зал, растет число фестивалей и выступлений лучших зарубежных музыкантов.

В эти годы в филармонии выступают известные мировые коллективы – Венский филармонический оркестр с Даниэлем Баренбоймом, Берлинский филармонический с Саймоном Рэттлом, ансамбль «12 виолончелистов Берлинской филармонии», «Оркестр Артуро Тосканини» с Лорином Маазелем, Оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом, камерный оркестр театра La Scala, Лондонский симфонический с Валерием Гергиевым, гастролируют выдающиеся солисты – Патриция Чьофи, Марк-Андре Амлен, Альфред Брендль, Маурицио Поллини и многие другие.

С 2000 года проводится фестиваль «Посвящение Олегу Кагану», с 2005 – «Девять веков органа» и «Виртуозы гитары». С успехом прошли фестивали в честь 70-летия со дня рождения А. Шнитке (2004), 100-летия Д. Шостаковича (2006), «Приношение Мстиславу Ростроповичу» (2008). Фестиваль искусств «Русская зима» почти полвека собирает на филармонических площадках лучших российских музыкантов. На стыке разных искусств создаются  экспериментальные, почти рискованные проекты – такие, как  фестиваль современной музыки «Другое пространство», зародившийся в 2009.

 В рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» ведущие коллективы и солисты МГАФ гастролируют по всей стране от Калининграда до Владивостока, ежегодно давая более 120 концертов. В свою очередь, на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского выступают лучшие отечественные симфонические оркестры – из Омска, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Минеральных вод. 

Филармонические абонементы – это признанная мировая практика организации концертной жизни. Именно вдумчивая и творческая абонементная политика позволила Московской филармонии значительно расширить круг своих слушателей, привлечь к концертам детскую и молодежную аудиторию, сохранить постоянных зрителей. Первой в России Московская филармония стала создавать тематические циклы для разных возрастных и социальных групп населения. Сегодня абонементные концерты дают возможность услышать лучших современных мировых исполнителей и собирают полные залы. Количество абонементов постоянно растет – в сезоне 2013-2014 их будет выпущено более 200.

Благодаря успешной абонементной политике российские слушатели имеют возможность приобщиться к шедевром не только российского, но и мирового исполнительского мастерства – особым спросом пользуются циклы «Оперные шедевры», «Великие оратории» и «Звезды мировой оперы в Москве».

С каждым годом все больше внимания уделяется детским проектам. К авторским абонементным циклам музыковедов Светланы Виноградовой,Жанны Дозорцевой, Натальи Панасюк добавились абонементы Артема Варгафтика,  Павла Любимцева. Огромной популярностью пользуются  «Сказки с оркестром» с участием известных российских артистов.

Одна из важнейших задач филармонии – поиск и поддержка молодых талантливых исполнителей. Сегодня многие из них уже сегодня определяют творческий облик Московской филармонии: это пианисты Вячеслав Грязнов, Филипп Копачевский, Екатерина Мечетина; скрипачи Никита Борисоглебский, Иван Почекин, виолончелист Сергей Антонов и др. Филармония создает «Программу продвижения молодых исполнителей», — многоступенчатый процесс, обретший целостность с появлением Камерного зала. Одаренные музыканты начинают свой путь к филармоническому Олимпу в Камерном зале, с участия в концертах абонемента «Филармонический дебют». Наиболее успешные дебютанты поднимаются на следующие ступени проекта, становясь участниками абонементов «Молодые таланты» и «Звезды XXI века» уже в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Самые яркие исполнители заключают эксклюзивное соглашение о сотрудничестве с Московской филармонией и становятся ее артистами.


Телефоны для справок и заказа билетов (с 10:00 до 20:00)
(495) 232 04 00, 232 53 53, 699 22 62


Главные администраторы Концертного зала имени П. И. Чайковского

Ирина Владимировна Зарницкая
Елена Николаевна Новичкова
Тел.: 8 (495)  699 43 00


Административный директор Концертного зала
имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2»

Ольга Николаевна Фролова
frolova@meloman.ru
Тел.: 8 (495) 437 54 19


Служба безопасности
Тел.: 8 (495) 699 30 12


Отдел творческого планирования и координации
начальник отдела
Анна Владленовна Галкина
galkina@meloman.ru


Отдел информации и общественных связей

Татьяна Рузавина
руководитель отдела
pr@meloman.ru


Пресс-секретарь генерального директора филармонии

Наталья Георгиевна Уварова
uvarova@meloman.ru


Cайт и социальные сети 
Мария Чалых, руководитель отдела
Юлия Подоплелова
info@meloman.ru
podoplelova@meloman.ru

Календарь
Обратная связь