Лукас Генюшас,
    Никита Борисоглебский,
    Симфоническая капелла России

    25 апреля 2017, начало в 19:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Лукас Генюшас (фортепиано), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижёр – Дмитрий Крюков
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    А. Хачатурян
    Фрагменты сюиты из музыки балета «Маскарад»
    Концерт для скрипки с оркестром


    25 лет Госкапелле России

    45 лет хору Госкапеллы России



    Уважаемые слушатели, приглашаем вас на лекцию «Фантазия о вечных влюблённых», которая состоится в 18.00 в фойе Концертного зала. Ознакомиться с программой лекции и зарегистрироваться можно по ссылке.  

    12+

    Абонемент №111:

    Звёзды XXI века

    Лукас Генюшас

    «По уровню профессионализма, зрелости и музыкантской выразительности этот пианист стоит на голову выше всех. Феноменальное владение инструментом, феноменальное владение временем, звуком… он играет с очень точным ощущением традиции и культуры... Внутри него настоящая, живая, тонкая и сложная эмоциональность и красота, которая создается здесь и сейчас», — писала о Лукасе Генюшасе пресса на конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Выпускник Московской консерватории, ученик выдающегося педагога, профессора Веры Горностаевой, Лукас Генюшас достойно продолжает великие традиции отечественного фортепианного исполнительства. Пианист ведет активную творческую жизнь, выступая в разных уголках нашей страны и за ее пределами. Он является обладателем множества престижных международных премий, в том числе серебряных медалей крупнейших фортепианных конкурсов Европы — имени Ф. Шопена в Варшаве и имени П. И. Чайковского в Москве.

    Критики отмечают убедительность его исполнительских трактовок музыки самых разных эпох — от сочинений Генделя до опусов Хиндемита. В свой сольный концерт в Большом зале консерватории музыкант включил произведения композиторов-романтиков: яркий «Венский карнавал» Шумана, поэтические «Лирические пьесы» Грига, виртуозные Двенадцать этюдов, соч. 25 и грандиозную Фантазию фа минор Шопена.

    Никита Борисоглебский

    Блистательный молодой российский скрипач Никита Борисоглебский сегодня по праву считается одним из самых ярких музыкантов современности. Он — один из немногих, кто за краткий срок смог завоевать сердца слушателей и добиться международной известности.

    Стремительность развития молодого музыканта поразительна: дебютировав в возрасте 10 лет с Ростовским симфоническим оркестром, он уже в 14 становится студентом Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 15 — артистом, а в 18 — самым молодым солистом Московской филармонии. В настоящее время — лауреат целого ряда престижных международных конкурсов, обладатель различных профессиональных наград, концертирующий солист со впечатляющим графиком выступлений. Несмотря на молодой возраст, музыкант владеет всем основным скрипичным репертуаром.

    География гастрольных туров скрипача охватывает все культурное пространство нашей планеты: от Канады и Бразилии до Китая и Японии, от Шотландии до Новой Зеландии, с регулярными концертами в Финляндии, Англии, Франции, Германии, Литве, Бельгии, Италии, Сербии, Польше, Хорватии. Несмотря на интенсивный график зарубежных выступлений, Н. Борисоглебский также много играет в России: концерты в Новосибирске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Калининграде, Ростове-на-Дону, Вологде и других городах чередуются с выступлениями в Москве и Санкт-Петербурге. Скрипач часто выступает на знаменитых фестивалях. Имеет записи на дисках, радио и телевидении ряда стран.

    Каждый концерт Никиты Борисоглебского — событие. Польская критика писала: «Особо стоит упомянуть об атмосфере, установившейся во время игры россиянина. Тепло музыки, которым он наполнил зал [Краковской] Филармонии, несомненно, проникло и в сердца слушателей, поскольку этот гениальный артист, «человек из космоса», казался нам одновременно удивительно близким». «Исполнительская техника Борисоглебского — это техника топ–класса, виртуозность его уникальна. Что поражает больше всего, так это его способность играть то нежно, то бравурно, но при этом сохранять изысканность и сосредоточенность на музыкальной линии произведения. Это — фантастика, насколько певуче его исполнение» (Goteborgs Posten, Швеция).

    Никита Борисоглебский выступал со многими известными оркестрами Европы, Азии и Америки под управлением выдающихся дирижеров, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Владимир Понькин, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Кшиштоф Пендерецкий, Пол Гудвин, Жилбер Варга, Окко Каму, Сакари Орамо, Эри Класс, Конрад ван Альфен, Давид Авкхам и Лионель Брингье, сотрудничал с такими музыкантами, как Сейджи Озава, Родион Щедрин, Наталия Гутман, Гидон Кремер, Огюстен Дюмэ, Андраш Шифф, Борис Березовский, Жан-Филипп Коллар, Александр Князев, Рафаэль Уоллфиш, Жан-Клод Ванден Энден, Ловро Погорелич и Давид Герингас.

    Никита Борисоглебский родился в Волгодонске. Учиться игре на скрипке начал в семь лет. В 2000 году, в возрасте 14 лет поступил в Московскую консерваторию в класс Э. Д. Грача и его ассистента Т. С. Беркуль. Будучи студентом, играл в оркестре «Московия», где прошел путь от оркестранта до концертмейстера. В 2005 году Н. Борисоглебский был принят в аспирантуру.

    В 2007 году он участвует в XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского и становится лауреатом II премии и обладателем пяти специальных призов. С 2008 года проходит трехгодичную стажировку в Бельгии в Музыкальном колледже имени Королевы Елизаветы, а год спустя становится лауреатом конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. В том же году он получил звание «Скрипач года» от американского Международного фонда М. Плисецкой и Р. Щедрина. 2010 год принес скрипачу победы на международных конкурсах имени Ф. Крейслера в Вене, имени Я. Сибелиуса в Хельсинки и Приз за лучшее исполнение концерта Я. Сибелиуса. В том же году газета «Музыкальное обозрение» объявила Н. Борисоглебского «Персоной года». 

    Не менее ярким стал для скрипача и 2011 год: Итальянской Академией струнных инструментов и Обществом Антонио Страдивари ему была вручена почетная награда Virtuoso. А Международный фонд Я. Сибелиуса наградил Н. Борисоглебского Медалью Яна Сибелиуса за интерпретацию музыки композитора. В 2011—2012 годах Н. Борисоглебский продолжил обучение на курсах высшего мастерства в Музыкальной академии в Кронберге. В 2013 году стал обладателем Гран-при Monte Carlo Violin Masters (Монако).

    С 2007 года артист является солистом Московской филармонии, с 2011 года — солистом крупнейшего продюсерского агентства IMG Artist (Лондон).

    В сотрудничестве с бельгийским лейблом Fuga Libera Никита Борисоглебский записал два диска: Третий концерт Анри Вьетана с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Патрика Давена и монографический альбом с музыкой Эдуарда Лало с оркестром Sinfonia Varsovia, Огюстеном Дюмэ и Жаном-Филиппом Колларом. Последний диск был удостоен высокой оценки французского журнала Diapason.

    Среди выступлений Никиты Борисоглебского в прошедшем сезоне — концерты с Симфоническим оркестром Борнмута, Национальным оркестром Бельгии, Оркестром Падлу (дебют в Парижской филармонии), а также оркестрами Бразилии, Китая, Японии, ЮАР и Финляндии, концерты в Москве и других российских городах, сольные выступления в Кадоган-холле и Вигмор-холле в Лондоне. В планах музыканта — концерты с филармоническими оркестрами Дуйсбурга и Загреба, гастроли по Японии с Симфоническим оркестром NHK и концерты в Рио-де-Жанейро с Бразильским симфоническим оркестром. Также состоятся его сольные концерты во многих городах Германии, Великобритании, Литвы и России.

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

    Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

    Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

    С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

    День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

    С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

    За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

    Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

    Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

    В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского. 

    Дмитрий Крюков

    Дмитрий Крюков родился в 1990 году в Перми, где получил начальное образование. В 2009 году окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (отделение хорового дирижирования) и поступил в Московскую консерваторию на отделение оперно-симфонического дирижирования в класс профессора Валерия Полянского. В 2010 году начал работу в Государственной академической симфонической  капелле России в качестве пианиста-концертмейстера, а затем  дирижера-ассистента Валерия Полянского. В 2011 году состоялся первый большой дебют дирижера с сольной программой на сцене Российского академического молодежного театра с оркестром Госкапеллы.

    С тех пор Дмитрий Крюков регулярно выступает в качестве дирижера на главных сценах столицы (Концертный зал имени Чайковского, Дом музыки, залы Московской консерватории) и других городов России и за рубежом.

    Он ассистировал Геннадию Рождественскому в подготовке циклов концертов «Туманный Альбион» и «Моцарт и...» в Московской филармонии. В октябре 2013 года стал главным дирижером Московского фестиваля Scriabin.Fest, где исполнил сочинения Скрябина и Рахманинова в сотрудничестве с оркестром Госкапеллы России и пианистом Андреем Коробейниковым. В январе 2014 года был приглашен в Большой театр России на постановку оперы «Царская невеста» в качестве ассистента Геннадия Рождественского, а в мае состоялся его дебют на исторической сцене театра. В июле 2016 года дирижировал музыкально-драматическим спектаклем «Пиковая дама» с участием Максима Аверина в Концертном зале имени  Чайковского.  В декабре 2016 года Государственная  академическая симфоническая капелла России и Дмитрий Крюков впервые в России исполнили «Жалобную песнь» Густава Малера в первой авторской редакции.

    В настоящее время Дмитрий Крюков является дирижером Госкапеллы России, Камерного музыкального театра имени  Б. А. Покровского, а также приглашенным дирижером Большого театра России. Репертуар дирижера включает музыку различных эпох и стилей – от Иоганна Себастьяна Баха до Софии Губайдулиной: симфонии и инструментальные концерты Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шуберта, Шумана, Брукнера, Брамса, Дворжака, Малера, Глазунова, Рахманинова, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича,  оперы Верди, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, огромный кантатно-ораториальный репертуар  и многие другие сочинения.