Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    Андрей Тарковский
    (в день 85-летия со дня рождения).
    Время, запечатлённое в звуке

    4 апреля 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
    Дирижёр – Сергей Скрипка
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А.А. Юрлова
    Василиса Бержанская (меццо-сопрано)
    Евгения Смольянинова (народное пение)
    Екатерина Мельникова (орган)

    Эдуард Артемьев, Наталья Бондарчук, Николай Бурляев, Антон Долин, Андрей Кончаловский, Юрий Назаров, Ирма Тарковская-Рауш

    Фрагменты из дневников А.Тарковского
    читает Виктор Раков

    Художественный руководитель программыВячеслав Шмыров

    В программе:

    Е.Мельникова
    Импровизация на тему музыки Вячеслава Овчинникова из кинофильма «Андрей Рублёв» 

    В.Овчинников
    Пролог из оратории «Сергий Радонежский» 

    Г.Свиридов
    «Молитва» из музыки к драме А.К.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» 

    Э.Артемьев
    «Сон» – фрагмент из музыки к кинофильму «Зеркало» 

    Дж.Верди
    Первая часть “Requiem et Kyrie” («Вечный покой даруй им, Господи») из Реквиема 

    И.С.Бах – Э.Артемьев
    «Слушая Баха» – фрагмент из музыки к кинофильму «Солярис» на тему Хоральной прелюдии “Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ” («Я взываю к тебе, Господи Иисусе Христе») 

    Э.Артемьев
    «Вступление» – фрагмент из музыки к кинофильму «Сталкер» 

    И.С.Бах
    Ария альта “Erbame dich, mein Gott” («Сжалься надо мною, Господь») из «Страстей по Матфею» 

    Русская народная песня «Эй, кумушки, кумитеся, эй, кумушки, любитеся…» 

    И.С.Бах
    Первая часть “Herr! Unser Herrscher” («Господи! Владыка наш») из «Страстей по Иоанну»

    12+

    Абонемент №29:

    По волнам нашей памяти

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, один из старейших отечественных коллективов, ведет свою историю со времён «Великого немого». Однажды, в сентябре 1924 года в знаменитом московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Такое музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Д. С. Блок, стал играть на сеансах и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба этого оркестра была связана с кинематографом.

    Музыка шла рука об руку с кино с самого его рождения, с первого сеанса братьев Люмьер в 1895 году. С Оркестром кинематографии сотрудничали и продолжают сотрудничать все известные отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. Успехи коллектива определялись в контакте со многими талантливыми дирижерами. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов.

    В 1938 году оркестр был приписан к студии «Союздетфильм»: до этого момента он не имел постоянного состава – в нем играли исполнители из других московских коллективов. В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр кинематографии внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны коллектив был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к кинофильму «Зоя».

    «Каждый прошедший год моей жизни связан с какой-либо работой для кино. Делал я эти работы всегда с удовольствием. На своем опыте я убедился, что работа в кино – огромное поле деятельности для композитора и что она приносит ему неоценимую пользу», – говорил Дмитрий Шостакович. Им создано 36 партитур к фильмам – от «Нового Вавилона» (1928, первого российского фильма, для которого специально была написана музыка), до «Короля Лира» (1970), – и работа с Оркестром кинематографии является отдельной главой биографии композитора. В 80-е годы коллектив сопровождал уникальный показ «Нового Вавилона» в присутствии одного из создателей фильма – режиссера Леонида Трауберга (значительную работу по адаптации партитуры проделал Сергей Скрипка), а в год 100-летия со дня рождения Шостаковича, принимал участие в посвященном памяти композитора фестивале.

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых подлинные шедевры отечественного кинематографа, удостоенные высших наград международных кинофестивалей – «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, – а также картины Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, Евгения Матвеева с музыкой Евгения Птичкина, Никиты Михалкова с музыкой Эдуарда Артемьева и другие.

    В 80-е годы выходят в свет выдающиеся фильмы – «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Обыкновенное чудо» Марка Захарова (музыка Геннадия Гладкова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна).

    В 90-е годы оркестр возглавил его нынешний художественный руководитель и главный дирижер Сергей Иванович Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. Среди знаковых работ той эпохи – «Интердевочка» П.Тодоровского с его же музыкой, «Сукины дети» Л. Филатова с музыкой В. Комарова, «Так жить нельзя» С. Говорухина с музыкой Н. Корндорфа. Оркестр начинает сотрудничать с зарубежными фирмами, в том числе с Голливудом. Выходят саундтреки к фильмам “HellraiserIII” (США, музыка Р. Миллера), «Дьявольская симфония» (США, музыка В. Комарова), «Джонатан, друг медведей» (Италия–Россия, музыка А. Беляева), “Kingmaker” (Таиланд,музыка И. Ливингстона) и другим кинолентам. Эта практика продолжается и сейчас – так в 2012 году был записан саундтрек к кинофильму «Москва 2017» (режиссер Дж. Брэдшоу, композитор Э. Артемьев), а в 2015 году – музыка композитора М. Осимы к целой серии японских мультфильмов.

    Новый век постепенно возвращает российскому кинематографу его прежний статус. В числе работ Оркестра кинематографии последних лет – «Утомленные солнцем 2: Предстояние и Цитадель», «Солнечный удар» Никиты Михалкова с музыкой Эдуарда Артемьева, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского с музыкой Эдуарда Артемьева, сериал «Ликвидация» Сергея Урсуляка с музыкой Энри Лолашвили, а также еще один его сериал «Жизнь и судьба» с музыкой Василия Тонковидова, «Брестская крепость» Александра Котта с музыкой Юрия Красавина, сериалы «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко с музыкой Алексея Айги, «Сибирь. Монамур» Славы Росса с музыкой Айдара Гайнуллина, «Тихая застава» Сергея Маховикова с музыкой Эдуарда Артемьева, «Огни притона» Александра Гордона с музыкой Теофиля Колье, «Орда» Андрея Прошкина-младшего с музыкой Алексея Айги («Ника» за лучшую музыку к фильму, 2012), «Рассказы» Михаила Сегала с музыкой Анджея Петраса, «Искупление» Александра Прошкина-старшего с музыкой Эдуарда Артемьева, «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова с музыкой Руслана Муратова, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина с музыкой Артема Васильева, «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии с музыкой Гии Канчели, два самых кассовых фильма 2013 года – «Легенда № 17» Николая Лебедева с музыкой Эдуарда Артемьева и «Сталинград» Федора Бондарчука с музыкой Анджело Бадаламенти. Известный американский композитор искренне благодарил российский кинооркестр: «Огромнейшее спасибо за ваше превосходное музыкальное мастерство. Работать с вами было великой честью». Другой знаменитый композитор Гия Канчели вспоминал: «С Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии меня связывает почти полувековая дружба. Наши теплые отношения начались с фильма Георгия Данелия «Не горюй» и они продолжаются, по сей день. Я готов поклониться каждому музыканту в отдельности за терпение, которое они проявляют во время записи. Желаю замечательному оркестру дальнейшего процветания, а Вам, дорогой Сергей Иванович, спасибо и мой низкий поклон!»

    Работа в кино предъявляет к музыкальному коллективу особые требования. Запись музыки к фильму проходит в условиях строгих временных рамок почти без репетиций. Этот труд требует высокого профессионального мастерства каждого артиста оркестра, четкости и собранности, музыкальной чуткости и быстрого понимания замысла композитора. Всеми этими качествами в полной мере обладает Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, для которого практически не существует невыполнимых задач. На сегодняшний день он является одним из самых мобильных оркестров, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, выступать в филармонических концертах с самыми разными программами и при этом постоянно работать в студии, записывая четко хронометрированную музыку к фильмам.

    Еще с 30-х годов значительной частью творчества кинооркестра является концертная деятельность. С коллективом выступали мастера музыкального искусства – Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. Репертуар оркестра всегда был необыкновенно разнообразен – музыка Й. Гайдна, А. Вивальди, П. Чайковского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, А. Шнитке, А. Петрова, Г. Гладкова, Н. Роты, Дж. Уильямса и многих других композиторов.

    Оркестр кинематографии постоянно принимает участие в абонементных циклах Московской филармонии, в рамках которых представляет интересные программы, рассчитанные как на взрослую публику, так и на юных слушателей. В сезоне 2006/07 оркестр впервые выступил с персональным филармоническим абонементом «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского (автор цикла – С. И. Скрипка), программы которого представляют собой непрерывное музыкально-драматическое действие с использованием видеоряда. В рамках цикла проходили концерты, посвященные творчеству Дмитрия Шостаковича, Исаака Шварца, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Кирилла Молчанова, Никиты Богословского, Тихона Хренникова, Евгения Птичкина, Исаака и Максима Дунаевских, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, концерт памяти Андрея Петрова. В них выступали признанные мастера искусства кинематографа – Алиса Фрейндлих, Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский, Сергей Соловьев, Татьяна Самойлова, Ирина Скобцева, Александр Михайлов, Елена Санаева, Никита Михалков, Дмитрий Харатьян, Нонна Гришаева, Дмитрий Певцов; музыканты Георгий Гаранян, Анна Бутурлина, Игорь Бутман, Леонид Серебренников, Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Вячеслав Войнаровский и многие другие. В Год российского кино (2016) оркестр проводит 10-й юбилейный сезон абонемента «Живая музыка экрана». Каждый сезон оркестр участвует в четырех-пяти филармонических абонементах. В сезоне 2014/15 в новом зале «Филармония-2» открылся второй сольный абонемент оркестра «Параллели: композитор – режиссер». Свыше двух десятков лет оркестр сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. В ее абонементных концертах оркестр исполнил множество крупных симфонических полотен Брамса, Чайковского, Скрябина, Шостаковича, Равеля и других классиков.

    Кинооркестр неоднократно приглашали к участию в крупных телевизионных концертных проектах, в том числе «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура».

    Оркестр кинематографии – непременный участник различных музыкальных фестивалей. Среди них «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар» в Витебске, Фестиваль российской культуры в Индии, концерты в рамках Года кино Культурной Олимпиады «Сочи 2014». В числе последних событий – выступление в конце августа 2016 года на закрытии Международного кинофестиваля «Балтийские дебюты» в Светлогорске Калининградской области. Неоднократно коллектив принимал участие в крупных культурных проектах, как, например, концерт на Красной площади в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 года. В 2015 году, к 70-летию Великой Победы, в Зале имени П. И. Чайковского состоялся юбилейный концерт к 90-летию композитора-фронтовика Андрея Эшпая. «Многие годы совместной работы связывают меня с замечательным коллективом Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, – вспоминал Андрей Яковлевич. – Наше музыкальное сотрудничество в студиях звукозаписи и на концертных площадках всегда приводило к полноценным художественным результатам и позволяло судить об оркестре как о коллективе высокого класса, обладающем огромным потенциалом, мобильностью, гибкостью, чуткостью к пожеланиям композитора и режиссера. Иными словами – это единственный в своем роде коллектив, он давно, по моему мнению, стал своеобразной академией киномузыки».

    В 2013 году Российский государственный симфонический оркестр кинематографии был удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Большая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом еще будучи студентом Московской консерватории в 1977 году, а с 1993 года является его художественным руководителем и главным дирижером.

    Сергей Скрипка окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку в классе профессора Лео Гинзбурга, который говорил о своем ученике: «Его исполнение произведений самых различных стилей отличается большой продуманностью, творчески полноценно. Во время своих концертных выступлений он показал хороший артистический темперамент. На репетициях проявил себя руководителем, легко контактирующим с коллективом, умеющим рационально работать и добиваться нужных ему результатов».

    Под руководством С. И. Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел большое уважение коллег – композиторов, режиссеров, музыкантов, актеров, – и можно смело сказать, что творчество Сергея Скрипки является сегодня неотъемлемой частью отечественного кинематографа. Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами искусства кино. Неоднократно на одну сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Э. Рязанов, Н. Михалков, С. Соловьёв, П. Тодоровский, любимые публикой актеры, композиторы, сценаристы. Слушателям надолго запомнились яркие концертные программы: юбилеи Г. Гладкова, Э. Артемьева, А. Зацепина, А. Рыбникова, В. Дашкевича, П. Бюльбюля-оглы, М. Дунаевского, вечера памяти Т. Хренникова, А. Петрова, И. Шварца, Е. Птичкина, О. Фельцмана, М. Таривердиева, Н. Богословского, Г. Гараняна, а также режиссера Р. Быкова. В течение десяти сезонов Сергей Скрипка и Российский государственный симфонический оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». Маэстро является автором идеи, художественным руководителем и дирижером всех концертов абонемента.

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал по России, ближнему и дальнему зарубежью. Дирижер провел большое количество концертов, осуществил записи на грампластинки и компакт-диски с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Михаилом Безверхним, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Владимиром Тонха, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Аленой Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими исполнителями.

    С 1975 года Сергей Скрипка руководит Жуковским симфоническим оркестром. Под его управлением коллектив успешно гастролировал в Швейцарии, выступал на фестивалях в Швеции, Дании, Польше, Венгрии. Оркестр неоднократно участвовал в концертных программах Московской филармонии. Коллектив выпустил несколько компакт-дисков – запись «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина получила высокую оценку автора.

    Еще одна грань творческих интересов Сергея Скрипки – работа с молодыми музыкантами. Под его управлением были подготовлены концертные программы интернационального молодежного симфонического оркестра Международного музыкального лагеря в Твери, университетского оркестра шотландского города Абердина, студенческого оркестра Российской академии музыки имени Гнесиных. В течение 27 лет С. И. Скрипка был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

    В репертуаре дирижера – произведения самых разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Не раз маэстро представлял на суд публики редко звучащие произведения, среди которых «Именинная» увертюра Бетховена, Симфония ми-бемоль мажор Чайковского. Впервые в нашей стране дирижер исполнил ораторию «Страсти по Марку» Р. Кайзера, а также осуществил первые записи на компакт-диски произведений Р. Глиэра, А. Мосолова, В. Шебалина и Э. Денисова. О совместном сотрудничестве с благодарностью вспоминает композитор Эдуард Артемьев: «В марте сего года минуло 50 лет с того памятного дня, когда Оркестр кинематографии записал мою первую пьесу «Бидструп смеется». С тех пор и по сей день вся моя композиторская деятельность связана с этим выдающимся коллективом не только в кино, но и в исполнении сочинений других жанров. Особую благодарность я приношу Сергею Ивановичу Скрипке, с которым сотрудничаю более 30 лет, за запись моей оперы «Преступление и Наказание». Могу утверждать, что он вдохнул в это сочинение жизнь, и для меня это исполнение стало эталонным».

    С Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Государственным академическим Московским хором (ныне – хор имени Кожевникова) и Московским хором учителей под руководством А. Д. Кожевникова, С. И. Скрипка впервые записал подлинный раритет отечественной музыки – первую русскую ораторию «Минин и Пожарский» Степана Дегтярева (на фирме «Мелодия»).

    Маэстро постоянно приглашают к участию в работе жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Среди последних событий – ХVII Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале (2012), VII Всероссийский открытый конкурс композиторов имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге (2013), Х Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» (2013), Национальная анимационная премия «Икар» (2015).

    Сергей Скрипка входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орел», является членом Союза кинематографистов России. Музыкант удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (1993), «Народный артист Российской Федерации» (1998), звания Почетного гражданина г. Жуковского (2004), а также Премии Правительства России в области культуры (2010). В 2016 году указом президента С. Скрипка награжден орденом Почета за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927-1973 гг.). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать собственные крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме.

    География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», международных фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Василиса Бержанская

    Василиса Бержанская родилась в 1993 году в городе Ессентуки. В 2008-2012 годах училась на вокальном отделении Ставропольского краевого музыкального колледжа имени В. И. Сафонова в г. Минеральные Воды. В 2016 году окончила магистратуру Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Р.П. Лисициан).

    С 2014 по 2015 год Василиса являлась приглашенной солисткой Приморского театра оперы и балета (Владивосток). С 2015 года — артистка Молодежной оперной программы Большого театра России, где работает под руководством Д. Ю. Вдовина, М. Ф. Касрашвили и С. Г. Нестеренко.

    Певица выступала на фестивале «Музыкальный олимп» в Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Цюрихе и Сингапуре (2015-2016 г.), принимала участие в фестивале Россини в Пезаро (Италия), где исполнила партию Маркизы Мелибеи в опере «Путешествие в Реймс» (2016 г.). Сотрудничала с дирижерами Владимиром Федосеевым, Фабио Мастранжело, Феликсом Коробовым, Туганом Сохиевым, Алексеем Уткиным, Евгением Бушковым, Гинтарасом Ринкявичюсом, Петером Феранецом, Василием Валитовым, Сергеем Кондрашевым и другими.

    В репертуаре Василисы Бержанской партии в операх В. А. Моцарта: «Свадьба Фигаро» (Керубино), «Так поступают все женщины» (Деспина) и Россини: «Севильский цирюльник» (Розина), «Золушка» (Анджелина), «Путешествие в Реймс» (Маркиза Мелибея и Маддалена).

    Василиса — лауреат Международного конкурса камерной музыки Е. Образцовой (Санкт-Петербург, 2014 г., II премия и специальный приз за лучше исполнение произведения композитора ХХ века), II Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2014 г., II премия). Дипломант XXV Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (2014 г.). Финалистка телевизионного конкурса «Большая опера» на телеканале «Культура» (2014 г.). В 2016 году певица была удостоена Гран-при IV Международного конкурса вокалистов имени Муслима Магомаева в Москве.

    Евгения Смольянинова

    Евгения Смольянинова – замечательная певица нашего времени. Ее неповторимый, звучащий как родник голос, богатый и многообразный репертуар, самобытная исполнительская манера уникальны. Ей удалось воспринять и воплотить духовную суть, глубинную мудрость русской музыкальной культуры.

    В репертуаре певицы народные песни самых различных уголков России, старинные романсы XIX-XX вв., духовные стихи и баллады, и, наконец, удивительные по мелодическому колориту песни самой Евгении Смольяниновой на стихи М.Лермонтова, А.Толстого, А.Майкова, А.Блока, Б.Пастернака, Р.М.Рильке, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), игумении Таисии (Солоповой), С.Бехтеева, Н.Туроверова и других поэтов.

    Евгения Смольянинова – талантливый аранжировщик всех исполняемых произведений. Певица выступает в сопровождении прекрасных музыкантов – Василия Моторина (гитара), Михаила Бенедиктова (рояль), Светланы Борисовой (флейта, аккордеон) и Святослава Смольянинова (гитара).

    Профессиональное музыкальное образование певица получила в Санкт-Петербурге, но своим главным учителем она считает псковскую крестьянскую певицу Ольгу Федосеевну Сергееву, чей голос звучит в фильме А.Тарковского «Ностальгия».

    Первое выступление Евгении Смольяниновой состоялось в 1982 г. на сцене Ленинградского Дворца Молодежи. В это же время певица принимала участие в двух спектаклях: «Картинки с выставки» (муз. М. Мусоргского, постановка – мим-театр «Лицедеи», рук. В.Полунин); «Муму» (по рассказу И. Тургенева, постановка Малого Драматического Театра).

    В 1986 г. Евгению Смольянинову впервые увидели и услышали ленинградские телезрители, и уже в 1987 г. в экранизации одноименного романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В.Титов) Е. Смольянинова озвучила героиню фильма певицу Дуняшу. С этого началась кинематографическая судьба Е.Смольяниновой: фильм В.Бутурлина «Садовник» (1987) с О.Борисовым, «Красота», «Сияет мне», «Поделиться добротой» О.Ерышева (1988); «Диалог с неизвестным» (1988) с Ю.Шевчуком, «Штаны» В.Приемыхова (1989) с Ю.Яковлевым и Н.Усатовой; новелла В.Залотухи «Дорога» (1995, реж. В.Хотиненко) – к 100-летию кинематографа – с И.Сукачевым; «Китайский сервиз2 В.Москаленко (1999).

    В 1994 г. для кинокартины «Мусульманин» (реж. В. Хотиненко) Е.Смольянинова написала замечательную интерпретацию пасторали П.Чайковского «Мой миленький дружок», ставшую, по словам режиссера, «путеводной темой фильма» – номинанта на премию «Оскар».

    Особой творческой удачей певицы стала композиторская работа в анимационной ленте А.Петрова «Русалка» (1996) – фильм был также номинирован на премию «Оскар».

    Мир песен Евгении Смольяниновой проникнут живой традицией, силой творческого духа, даром животворящего начала. «Ей удалось не только по-своему высветить, где-то и обновить русские песни, душевно восславить Господа в молитвах, но и воскресить несколько совершенно забытых русских песен. Чарующий апрельский голос певицы широко звучит по России, а это давний и верный признак истинно народного внимания», – сказал о ней В.Астафьев.

    Екатерина Мельникова

    Екатерина Мельникова принадлежит к числу самых ярких российских музыкантов молодого поколения. Она училась в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской консерватории по двум специальностям — орган и музыковедение. В 1996 году она стажировалась в Цюрихе (Швейцария) на мастер-классах известного органиста Жана Гийю. С 1996 по 1998 годы Екатерина Мельникова совершенствовала свое мастерство в аспирантуре Лондонской Королевской Академии музыки; по окончании курса она получила диплом с отличием и I премию по импровизации.

    В 1999 году Екатерина Мельникова стала лауреатом I Международного конкурса органистов имени М. Таривердиева в Калининграде, где была удостоена III премии и специального приза.

    С 1989 года Екатерина Мельникова активно концертирует. Сольные концерты органистки прошли в Москве (Большой и Малый залы консерватории, зал Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки), в органных залах Петербурга, Минска, Таллинна, Архангельска, Калининграда, Полоцка, Кисловодска, Вятки, Ялты, а также в городах Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Великобритании (в том числе — Вестминстерском аббатстве, Церкви Святого-Мартина-в-полях).

    Органистка участвовала  в международных фестивалях в Любеке (Германия, 1994), Ялте (1994), Сент-Олбансе (Великобритания, 1995). В  ее программах представлены произведения композиторов различных эпох и стилей: музыка Испании, Нидерландов, Франции XVI-XVIII веков; сочинения Баха, композиторов северо-германской школы, а также Генделя, Гайдна, Моцарта; музыка композиторов-романтиков (Брамс, Мендельсон, Лист, Шуман, Франк, Бёльман);  музыка Франции XIX-XX веков (Видор, Вьерн, Ален, Мессиан, Пуленк, Дюруфле, Нажи Хаким); произведения английской школы (Гиббонс, Бёрд, Пёрселл, Элгар);  русская музыка XIX-XX веков (Глинка, Танеев, Шостакович, Губайдулина, Кикта, Бутузова).

    Екатерина Мельникова — автор ряда транскрипций для органа (Чайковский, Танеев, Сен-Санс, Шуберт). Органистка выступает также в ансамблях различных составов. В 2000 году вышло два компакт-диска, записанных органисткой в кафедральном соборе в Монако (органные транскрипции произведений Сен-Санса и Чайковского и концерты Генделя с АСО МГАФ под управлением Дмитрия Яблонского) и в Голландии с произведениями Микаэла Таривердиева. Летом 2001 года Е. Мельникова преподавала в Международной летней органной школе в Кембридже и Лондоне.

    Официальный сайт: http://melnikovamusic.ru/

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    28 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    21 октября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    23 ноября в 19:00