Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Малер — Симфония № 2 («Воскресение»)

    5 сентября 2019, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Малер
    Симфония № 2 («Воскресение») для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра

    12+

    Купить абонемент

    Абонемент №16:

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже, XIII Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; шесть раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра

    Академический Большой хор создан в 1928 году; его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. Впоследствии коллективом руководили выдающиеся музыканты – Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. За неполный век хором исполнено более 5000 сочинений отечественных и зарубежных композиторов – опер, ораторий, кантат, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие записи хора вошли в золотой фонд отечественной музыки, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова и других композиторов.

    С Большим хором работали дирижеры Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Гельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анжела Георгиу и многие другие. Хор выступал в лучших залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии. «Мастера хорового пения» гастролируют по всей России, в том числе на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

    В 2005 году на должность художественного руководителя Академического Большого хора, получившего к этому моменту название «Мастера хорового пения», был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Название «Мастера хорового пения» предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист. 

    Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б. Г. Тевлина» (2012-2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается» (2013), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014-2015). На сцене Большого зала консерватории под управлением Льва Конторовича исполнялись Реквием Верди, Месса си минор Баха (с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Россини (2014), русская литургия «Запечатленный ангел» Щедрина (2015), был проведен Юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.

    Коллектив – постоянный участник Московского Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители Владимир Спиваков и митрополит Иларион) и Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.


    Василий Петренко

    Василий Петренко – один из самых востребованных российских дирижеров среднего поколения, родился в Ленинграде в 1976 году. Окончил Хоровое училище имени Глинки, Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового и оперно-симфонического дирижирования. Посещал мастер-классы Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эсы-Пекки Салонена. В 1994-1997 и в 2001-2004 годах был дирижером Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский театр), в 1997-2001 гг. — театра «Зазеркалье». Лауреат международных конкурсов в Санкт-Петербурге (Конкурс хоровых дирижеров им. Д. Д. Шостаковича, 1997 г., I премия; им. С. С. Прокофьева, 2003 г., II премия) и Кадакесе (Испания, 2002 г., Гран-при). В 2004–2007 годах — главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра. 

    В сентябре 2006 года Василий Петренко занял должность главного приглашенного дирижера Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (Англия), спустя полгода  был назначен главным дирижером.  В 2012 году договор был продлен еще на три года, но уже в 2013 году Ливерпульский оркестр заключил с Василием Петенко бессрочный контракт (крайне редкий случай в мировой практике: например, подобные отношения существуют между Зубином Метой и Израильским филармоническим оркестром, Даниэлем Баренбоймом и Берлинской государственной оперой). 

    В 2009 году, блестяще дебютировав с Национальным молодежным оркестром Великобритании, он стал главным дирижером коллектива и оставался на этом посту до 2013 года. 

    С Ливерпульским филармоническим и Национальным молодежным оркестром Великобритании дирижер неоднократно участвовал в фестивале ВВС Proms. 

    С сезона 2013/14 Петренко занимает должность главного дирижера Филармонического оркестра Осло (Норвегия). 

    Василий Петренко дирижировал ведущими оркестрами России (Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, оркестры Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России), Испании, Нидерландов, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Италии, Финляндии, Швеции, Чехии, Японии, Австралии, США. 

    Летом 2014 года Василий Петренко совершил гастрольный тур с Молодежным оркестром Европейского Союза, а в сентябре 2015 года занял  должность главного дирижера этого оркестра, сменив Владимира Ашкенази.

    В репертуаре Василия Петренко — свыше 30 опер. С 2004 года он сотрудничает с европейскими оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама»), нидерландской Reisopera («Виллисы» и Messa di Gloria Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов»), Парижской оперой («Евгений Онегин»), Оперой Цюриха («Кармен»), театрами Испании и других стран. 

    В 2010 году Петренко дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале с «Макбетом» Верди. В Михайловском театре (где с 2011 по 2015 гг. являлся главным приглашенным дирижером) поставил «Богему», «Кармен», «Летучего голландца» и «Евгения Онегина». С английскими оркестрами осуществил исполнения «Парсифаля» «Тоски», «Летучего голландца».

    В 2016 году дирижер с успехом поставил в Баварской государственной опере «Бориса Годунова». В ближайших планах — постановка «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Опере Цюриха.

    С сезона 2016/2017 Василий Петренко — главный приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова.  В планах Василия Петренко на сезон 2016/2017 гг. и ближайшие годы — гастрольные туры с Молодежным оркестром Европейского Союза, выступления в Европе и Азии с филармоническим оркестром Осло, исполнение всех симфоний Бетховена в Ливерпуле и Осло. Он снова выступит в Европе с оркестрами Романдской Швейцарии и Академии Санта-Чечилия, Филармоническими оркестрами Радио Нидерландов и Радио Франции, Датским национальным симфоническим оркестром, оркестром Западногерманского радио (Кельн); в Северной Америке — с симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Хьюстона, Балтимора и Монреаля, оркестром Миннесоты и филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, а также с Израильским филармоническим оркестром. Он дебютирует с Питтсбургским симфоническим оркестром, а также с Кливлендским оркестром  на фестивале в Блоссоме.

    Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля — двойной альбом с редко звучащими операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича, Вторая и Третья симфонии Рахманинова (за этот CD Петренко был удостоен немецкой премии ECHO Klassik как «дирижер 2012 года»), его же «Симфонические танцы» и «Остров мертвых», все фортепианные концерты (солист Симон Трпчески), На Onyx Records записаны произведения Оффенбаха, Дж. Хигдон, Тавенера, Элгара. На Naxos — «Манфред» Чайковского, фортепианные концерты Листа. Осенью 2015 года на Naxos Records вышло полное собрание симфоний Шостаковича, записанных в 2009–2014 гг. 

    С филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича на Ondine (солист Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского на Orfeo (солистка Байба Скриде), а в 2015 году дирижер и оркестр приступили к записи симфоний Скрябина. Осенью 2016 г. на Lawo Classics вышел альбом с записью музыки балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».

    В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophone как «Лучший молодой исполнитель года», в 2009-м удостоен приза Gramophone Award за лучшую оркестровую запись (симфония «Манфред»), в 2010-м был назван «Исполнителем года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. 

    Василий Петренко — почетный профессор Ливерпульского университета и Университета Liverpool Hope, награжден стипендией Университета Джона Мура, удостоен звания «Почетного гражданина Ливерпуля».  

    Дирижер является артистом концертного агентства IMG Artists. 


    Элизабет Кульман

    Австрийская певица Элизабет Кульман не сразу нашла свое призвание в вокальном искусстве. Сначала она изучала лингвистику (русский и финно-угорские языки) и музыковедение в Венском университете, попутно много выступала в развлекательных и джазовых программах, пела в Венском концертном хоре.

    В 1995 году она решила обучаться классическому вокалу и поступила в Венский музыкальный университет к педагогу Хелене Лазарской, с которой продолжает заниматься до сих пор. В 2001 году она с отличием окончила курс, а за отличные успехи получила стипендию от Министерства культуры. В том же году она дебютировала на оперной сцене в партии Памины («Волшебная флейта») в Венской Народной опере и вскоре получила признание за свои моцартовские работы — Донну Эльвиру («Дон Жуан») и Графиню («Свадьба Фигаро»).

    С 2004 года Элизабет Кульман стала петь меццо-сопрановые партии. На Международной летней Академии в Зальцбурге она исполняет «Песни Везендонк» Вагнера и получает специальный фестиваля. В 2005-м поет Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка) в Парижской национальной опере и через три года приглашается туда вновь. Дебютирует в партии Кармен («Кармен» Бизе) в Венской Народной опере и ту же роль исполняет в Берлинской государственной опере (2007). Заглавная партия в барочной опере Джованни Легренцо «Юстин», исполненная на фестивале в Шветцингене (дирижер Томас Хенгельброк), принесла певице титул «открытие 2007 года».

    С 2006 года Элизабет Кульман представила в Венской народной опере множество самых разнохарактерных ролей. Уже первое исполнение партии Графа Орловского («Летучая мышь») принесло певице медаль «Эберхарда Вехтера». Богатый тембр голоса и незаурядные актерские качества сделали ее любимицей публики, перед которой певица являлась в образах Марины Мнишек («Борис Годунов»), Квикли («Фальстаф»), Иродиады («Саломея»), Ульрики («Бал-маскарад»), Горы («Медея» А. Реймана, мировая премьера). Большой фурор вызвала ее роль Фрики в тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» (дирижер — Ф. Вельзер-Мёст).

    На Зальцбургском фестивале 2010 года певица исполнила заглавную роль в «Орфее» Глюка (дирижер — Р. Мути). В 2011 году в Венской государственной опере выступала в опере Доницетти «Анна Болейн» (вместе с Анной Нетребко и Элиной Гаранча), там же в 2012 году исполнила партии Геи в опере «Дафна» Р. Штрауса и Бегбик в опере «Махагони» К. Вайля.

    Помимо оперы большое место в деятельности певицы отведено концертным выступлениям. Элизабет Кульман регулярно сотрудничает с Венским филармоническим оркестром и такими известными дирижерами, как Николаус Арнонкур, Томас Хенгельброк, Ханс-Йорг Альбрехт и Себастьян Вайгль. Она участвовала в видео-записи «Рождественской оратории» И. С. Баха (дирижер и солист — Петер Шрайер). В 2007 и 2010 гг. дебютировала с камерными программами в венских Музикфейране и Концертхаусе в ансамбле с пианистом Уолтером Мором.

    Певица также участвует в нетрадиционных проектах: с международным Джаз-квартетом она реализовала программу Mussorgsky Dis-Covered, с ансамблем Amarcord Wien исполнила песни Малера в собственных аранжировках ансамбля. Обе программы записаны на компакт-диски и были неоднократно отмечены прессой. В 2011 году появился новый альбом певицы с вокальными произведениями Листа (пианист - Эдуард Кутровац). В 2012-м последовала премьерная запись «Оркестровых песен» Г. Зоммера с Бамбергским симфоническим оркестром под управлением Себастьяна Вайгля.

    В ближайших планах певицы — участие в постановках «Кольца нибелунга» в Женеве,

    «Золоте Рейна» и «Валькирии» в Мюнхенской государственной опере, на Люцернском фестивале, фестивале Энеску в Бухаресте и в оперном театре Валенсии, «Тристана» в Венской государственной опере, «Кармен» в Гамбурге, «Фальстафа» на Зальцбургском фестивале.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    30 октября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    29 декабря в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    7 февраля в 19:00