Московский камерный оркестр
    Musica Viva, Томас Цетмайр, Александр Рудин

    26 октября 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Московский камерный оркестр
    Musica Viva
    Дирижёр и солист – Томас Цетмайр (скрипка)
    Дирижёр и солист – Александр Рудин (виолончель)

    Вступительное слово Юлиан Макаров

    В программе:
    Лист
    «Испанская рапсодия» (версия для оркестра)
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77
    Сальери
    «Испанская фолия» для оркестра
    Дворжак
    Концерт для виолончели с оркестром си минор, соч. 104, B. 191

    12+

    Абонемент №45:

    К 40-летию оркестра. Московский камерный оркестр Musica Viva. Шедевры и премьеры

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Среди недавних успешных записей коллектива – диск музыки Дворжака (2013, Fuga Libera) и альбом виолончельных концертов Хассе, К. Ф. Э. Баха и Хертеля (2016, Chandos).

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отмечает 40 лет со дня основания.

    Томас Цетмайр

    Томас Цетмайр — один из выдающихся современных музыкантов, известный во всем мире скрипач, дирижер и исполнитель камерной музыки.

    Цетмайр родился в 1961 году в Зальцбурге. Учился в зальцбургском «Моцартеуме», занимался на мастер-классах Франца Самохила, Макса Росталя и Натана Мильштейна. В 1978 году он завоевал первую премию на Втором Международном конкурсе Моцарта в Зальцбурге.

      В качестве солиста Томас Цетмайр выступает на самых прославленных сценах Европы, включая лондонский Royal Festival Hall, венский «Концертхаус» и Мюнхенскую филармонию. В 1997 году на гастролях в Москве он исполнил Концерт для скрипки с оркестром Бетховена с «Оркестром XVIII века» под управлением Франса Брюггена. Он сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Даниэль Баренбойм, Кристоф фон Донаньи, сэр Джон Эллион Гардинер, Николаус Арнонкур, сэр Чарльз Маккеррас, Кент Нагано, сэр Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен.

    Томас Цетмайр записал на компакт-диски большую часть скрипичного репертуара, и многие его записи были удостоены престижных наград. Среди них: Скрипичный концерт “Canto di speranza” Б. Циммермана с оркестром Западногерманского радио под управлением Х. Холлигера (Diapason d’Or de l’Année), 24 каприса Паганини (премия  Ассоциации немецких критиков, Midem Classic Award, 2010), Скрипичный концерт Элгара с Халле-оркестром Манчестера под управлением М. Элдера (Gramophone Award, 2010), Скрипичные концерты Моцарта с «Оркестром XVIII века» под управлением Ф. Брюггена (эту запись называют одной из эталонных).

    Следует отметить диск «Манто и Мадригалы», вышедший в марте 2011 года на студии ECM, на котором Томас Цетмайр в дуэте со своей супругой Рут Киллиус записал произведения для скрипки и альта композиторов XX—XXI веков: Бартока, Мартину, Холлигера, Шельси и др.

      Цетмайр уделяет большое внимание современной музыке. Он — первый исполнитель скрипичных концертов Джеймса Диллона и Ханса-Юргена фон Бозе, а также посвященного ему Концерта Хайнца Холлигера. Летом 2012 года на Зальцбургском фестивале Цетмайр исполнил мировую премьеру Двойного концерта для скрипки и альта Х. Холлигера с Венским филармоническим оркестром (партия альта — Рут Киллиус), дал сольный концерт и выступил в составе «Цетмайр-квартета», основанного им в 1994 году.

      С 2002 по 2014 гг. Цетмайр возглавлял британский оркестр «Северная Симфония» в г. Ньюкасл. С этим оркестром коллективом он гастролировал в Нидерландах, Скандинавии  и Германии, выступил на музыкальном фестивале в Гонконге и выпустил несколько компакт-дисков (в качестве дирижера и солиста). Дискография включает записи симфоний Шумана (№ 4) Сибелиуса (№№ 3 и 6), Шуберта  (№ 6), Бетховена (№ 9) и Г. Галя (№№ 1 и 2), скрипичных концертов Брамса и Стравинского, а также альбом «Неизвестный Бриттен» (с певицей Сандрин Пьо). 

    В июне 2013 года оркестр «Северная Симфония» (незадолго до этого удостоенный титула «Королевский») под управлением Томаса Цетмайра выступил в Новосибирске: коллектив дал концерт из произведений Моцарта, Бриттена и Шостаковича, а также принял участие в исполнении «Военного реквиема» Бриттена. 

      В качестве приглашенного дирижера Цетмайр сотрудничает с такими известными коллективами, как Венгерский национальный оркестр, Национальный оркестр Лиона, Национальный филармонический оркестр Варшавы, Оркестр Халле в Манчестере, Бамбергский симфонический, Гамбургский филармонический, Роттердамский филармонический, симфонические оркестры Финского и Баварского радио, оркестр берлинского «Концертхауса», филармонический оркестр Страсбурга, «Камерата Зальцбург», камерные оркестры Лозанны, Штутгарта, Нидерландского радио, венский «Тонкюнстлер-оркестр», Английский камерный оркестр,  и многими другими. 

    С сезона 2012/13  Томас Цетмайр — художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра Парижа. С 2010 он является постоянным художественным партнером Камерного оркестра Сент-Пола (Миннесота, США), с 2014 — почетным дирижером Королевского оркестра «Северная Симфония».

    В июне 2015 года было объявлено, что Томас Цетмайр назначен главным дирижером симфонического оркестра «Музикколлегиум» в г. Винтертур (Швейцария) и приступит к новым обязанностям в сентябре 2016. Контракт подписан на три года.

    Томас Цетмайр удостоен премии Ассоциации немецких критиков за универсальные достижения в исполнительском искусстве (2005), премии Карла Бёма от Федеральной земли Штирия (2007). Он — почетный доктор Высшей школы музыки имени Ф. Листа в Веймаре (Германия) и Университета Ньюкасла (Великобритания). 

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий – как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.

    Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

    «Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался – в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, – говорит Рудин. – Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше – как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста – еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».

    С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

    Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

    В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    16 января в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    5 марта в 19:00