Музыка кино о спорте : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Музыка кино о спорте

    20 октября 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    И. Дунаевский («Вратарь»)

    Бирюков («Борец и клоун») 

    Соловьёв-Седой («Первая перчатка», «Чемпион мира»)

    Шелыгин («Бой с тенью»)

    Васильев («Чемпион мира»)

    Табачников («Укротители велосипедов»)

    Айги («Белый снег») 

    Артемьев («Легенда № 17»)

    Афанасьев («Хоккеисты»)

    Пахмутова («Баллада о спорте», «Движение вверх»)

    Шнитке («Спорт, спорт, спорт!»)

    Рыбников (Путь к медалям»)

    Дога («Восьмое чудо света»)

    Зацепин («Центровой из поднебесья», «Ни слова о футболе»)

    Варламов («Спортландия», «Шайбу! Шайбу!»)

    Фиртич («Приключения капитана Врунгеля»)

    Манон («Серенада солнечной долины»)

    Крылатов («Серебряное ревю») 

    Селипанов («Лёд») 

    12+

    Абонемент №52:

    Живая музыка экрана

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Пётр Маркин

    Пётр Маркин родился в 1975 году в Челябинской области. Окончил факультет музыкального театра Российской академии театрального искусства (ГИТИС, мастерская Александра Тителя и Игоря Ясуловича, 1997). В дипломном спектакле («Свадьба Фигаро» Моцарта) исполнил партию Антонио на сцене Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Стажировался в Центре оперного пения Галины Вишневской (2008–2009).

    Работал в МАМТе, театре-кабаре «Летучая мышь» Григория Гурвича, Театре Алексея Рыбникова. С 2007 года сотрудничает со студией SounDramaВладимира Панкова, где играл в спектаклях «Гоголь. Вечера. Майская ночь, или Утопленница» (Каленик), «Гоголь. Вечера. Сорочинская ярмарка» (Грицко), «Гоголь. Вечера. Накануне Ивана Купала» (Корж), «Синдром Орфея» (Маяковский), «Война» (Владимир), «Старый дом» (Лектор).

    Участвовал в постановках мюзиклов «Норд-Ост» Алексея Иващенко и Георгия Васильева (Иван Павлович Кораблёв; Театральный центр на Дубровке, 2000–2002), «Обыкновенное чудо» Геннадия Гладкова (Волшебник; там же, 2010–2011), «Призрак оперы» Эндрю Ллойда-Уэббера (Жозеф Буке, Дон Аттилио, Фирмин; Москва, 2015–2016), «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» Стивена Сондхайма (Суини Тодд; Московский театр на Таганке, 2016); в спектакле «Буратино» (Карабас-Барабас; Театр Алексея Рыбникова, 2005–2007). В 2017 году подготовил моноспектакль «Маска и душа. Посвящение Ф. И. Шаляпину» (Дом-музей М. Н. Ермоловой). Участвовал в театрализованном концертном исполнении оперетты «Кандид» Леонарда Бернстайна под управлением Тугана Сохиева в Большом театре России (Панглосс, Рассказчик, Мартен, 2018).

    Снимался в кинофильмах и сериалах. Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Оперетта/Мюзикл. Мужская роль» за главную роль в спектакле «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (2018). 

    Анна Кармакова

    Анна Кармакова родилась в 1989 году в Северске (Томск-7). Обучалась в музыкальной школе по классу академического вокала, занималась эстрадным вокалом. В 2009 году окончила Новосибирский государственный театральный институт (курс Анатолия Ахреева). 

    С 2009 года – актриса Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Исполнила роль Марии в первой российской постановке мюзикла «Вестсайдская история» и главную роль в спектакле «Звуки музыки» (постановка компании «Стейдж Энтертейнмент»).

    С 2012 года – актриса Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. В числе спектаклей с ее участием – «Слуга двух господ. Russian edition», «Заповедник», «Инспектор пришел», «Рыцарь пламенеющего пестика», «Сделано в СССР», «Дом, который построил Свифт», «Женитьба Фигаро», «Вишневый сад», «Таланты и покойники» и другие.

    Снималась в фильмах «Рыба моя», «Отель Элеон», «Купи меня», «День Главбуха».

    Номинант национальной премии «Золотая маска» (2016) как лучшая актриса в категории «Оперетта/Мюзикл» за роль Дэллы/Джонзи в камерном мюзикле «Рождество О. Генри» Театра имени А. С. Пушкина.

    Сергей Плюснин

    Сергей Плюснин родился в 1978 году в Перми. Окончил Астраханскую консерваторию (2005, класс Натальи Тарасовой), был солистом Астраханского государственного музыкального театра (2000–2003), выступал с концертами в Саратовской и Астраханской консерваториях. 

    В 2005–2008 гг. обучался в Центре оперного пения Галины Вишневской. Принимал участие в мастер-классах Миреллы Френи и Мауро Тромбетты. Участвовал в постановках опер «Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского (Роберт, Евгений Онегин), «Борис Годунов» Мусоргского (Щелкалов), «Кармен» Бизе (Данкайро, Моралес), «Фауст» Гуно (Валентин), «Риголетто» Верди (Марулло). В качестве солиста Центра выступал на фестивалях «Майские оперные вечера» (Скопье, Македония), I Всероссийском фестивале «Панорама музыкальных театров» (Омск), «Новое передвижничество» в Пензенской области, Фестивале памяти Мстислава Ростроповича в Баку, музыкальном фестивале в Кольмаре, Le Voci della Citta в Милане, Фестивале русской культуры в ЮАР; пел в Кеннеди-центре в Вашингтоне, в залах Берлина, в миланском театре Ла Скала; гастролировал в Санкт-Петербурге, а также в Грузии и Азербайджане.

    В 2010 году окончил ассистентуру-стажировку Московской консерватории (класс профессора Анатолия Лошака). 

    Дипломант I Международного конкурса баритонов имени Павла Лисициана (2008), лауреат Международного фестиваля-конкурса имени Надежды Обуховой (2008, III премия), II Международного конкурса имени Муслима Магомаева (2012, I премия). Один из четверых победителей реалити-шоу «Русские теноры», проводившегося в Лос-Анджелесе (телеканал СТС, 2009), финалист телевизионного конкурса «Большая опера» телеканала «Культура» (2011). Принимал участие в конкурсе Operalia Пласидо Доминго в Канаде. 

    Участвовал в спектаклях Большого театра (Роберт в «Иоланте» и Данкайро в «Кармен»). В репертуаре певца также партии в операх «Пиковая дама» Чайковского (Елецкий), «Война и мир» Прокофьева (Андрей Болконский), «Травиата» Верди (Жермон), «Паяцы» Леонкавалло (Сильвио), «Фауст» Гуно (Валентин), в опереттах, камерная вокальная лирика русских и зарубежных композиторов, эстрадные песни. 

    В качестве солиста фонда «Таланты мира» в 2012–2014 годах выступал в городах России, Украины, Беларуси и Казахстана, дав более двухсот концертов. Принимал участие в цикле передач «Романтика романса» на телеканале «Культура».

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    4 декабря в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    12 февраля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    17 апреля в 19:00