Серебряный век : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Серебряный век

    20 февраля 2016

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Рафаэль Клейнер (художественное слово)
    Антонина Кузнецова (художественное слово)
    Анна Боголюбская (художественное слово)
    Виктория Захарова (художественное слово)
    Алексей Злаказов (художественное слово)
    Александр Калугин (художественное слово)
    Александр Синюков (художественное слово)
    Наталья Степанова (художественное слово)
    В программе:

    М. Цветаева. «В моей Москве» (отрывок)

    Н. Тэффи. «Жизнь и воротник»

    Стихи З. Гиппиус, Н. Гумилёва, А. Белого, В. Хлебникова, В. Маяковского, С. Есенина, М. Волошина, А. Кочеткова, О. Мандельштама, Г. Иванова, В. Ходасевича, Саши Чёрного

    Рассказы «Золотой узор» Б. Зайцева и «Ножи» В. Катаева

    12+

    Абонемент №127:

    Году литературы посвящается. Цикл субботних концертов «Авторы на все времена»

    Рафаэль Клейнер

    Рафаэль Клейнер – артист-чтец Московской государственной академической филармонии, профессор, народный артист России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства.

    Мастер художественного слова Рафаэль Клейнер – один из ярких представителей искусства звучащего слова. Творческий путь артиста являет собой пример самоотверженного служения «русскому слову» уже более четырех десятилетий. Тяга к чтецкому искусству у будущего артиста оказалась сильнее его театральных пристрастий. Уже с 1962 года 23-летний студент Новосибирского театрального училища читал «Братскую ГЭС» Евгения Евтушенко и другие поэтические программы. В 1966 году он окончил Новосибирское театральное училище и стал артистом-чтецом Новосибирской областной филармонии. Двумя годами позже начались выступления Р. А. Клейнера в Москве. Вскоре он был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Играл в спектакле «Павшие и живые» роль поэта Семена Гудзенко, участвовал в поэтических спектаклях «Пугачев» С. Есенина, «Антимиры» А. Вознесенского. В январе 1969 года, выдержав конкурс, Р. А. Клейнер стал артистом-чтецом Московской филармонии. Репертуар Рафаэля Александровича огромен и представлен, прежде всего, высшими достижениями российской словесности (от А. Пушкина до И. Бродского и ныне пишущих поэтов), речами великих прозаиков и драматургов (И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Островский), прозаической публицистикой Л. Толстого, очерками А. Писемского, дневниками Ф. Достоевского и поэзией советского периода. В творческом багаже артиста более 40 уникальных сольных программ, включающих помимо «золотого фонда» отечественной литературы, также и философские труды. Среди них «Апология Сократа» Платона, «Петр Чаадаев», «Альберт Эйнштейн», программа по философским трудам Мераба Мамардашвили. Образцовая русская речь, которой он владеет, «как мало кто сегодня» (Фазиль Искандер), бережное отношение к авторскому стилю, музыкальность и интонационное богатство, природный темперамент, огромный интеллект, бережное отношение к Слову, постоянная работа над совершенствованием своего мастерства – все это присуще Р. А. Клейнеру. Его концерты – это не просто «художественное чтение» или «рассказывание», а некий особый «монотеатр». Голосом, обладающим богатейшей палитрой речевых красок, жестом и мимикой артист доносит идею произведения, передает переживания героев, стремится сделать слушателей соучастниками описываемых событий, находит отклик в сердцах людей. Около двадцати лет автором и режиссером программ Рафаэля Клейнера был поэт Давид Самойлов. Это единственный опыт в России, когда поэт создавал моноспектакли и режиссировал чтецкие программы. Будучи активным пропагандистом жанра звучащего слова, Р. Клейнер зачастую бескорыстно участвует в концертах, посвященных разным памятным датам и крупнейшим событиям в жизни страны. Также он – желанный гость в творческих союзах Москвы (Домах литераторов, художников, композиторов, работников искусств). Голос чтеца звучит и в Конференц-зале Академии наук, и на Красной площади, и на Поклонной горе, и в учебных заведениях.

    Рафаэль Клейнер охотно передает свой опыт и знания молодежи – артистам, студентам, школьникам, преподавателям русского языка. В течение десяти лет с 1985 года он возглавлял Клуб чтеца ЦДРИ, а с 1999 года является бессменным художественным руководителем школы-студии «Слово Пушкина» при Государственном литературном музее А. С. Пушкина. Каждое третье воскресенье месяца в музее Пушкина на Пречистенке Р. Клейнер проводит уникальные занятия с детьми. Он также является профессором Кафедры культуры и мастерства устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) и Института гуманитарного образования (ИГУМО). В 2000 году Р. А. Клейнер стал первым чтецом – лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2011–2013 гг. артист много и успешно гастролировал по странам ближнего (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан) и дальнего зарубежья (Германия, Финляндия, Польша, Болгария, Словакия, Словения, Чехия).

    Антонина Кузнецова

    Антонина Кузнецова – народная артистка России, лауреат Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка.

    В 1966 году она с отличием окончила Ярославское театральное училище и стала артисткой Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Актриса вспоминает о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно А. Кузнецова активно нарабатывала чтецкий репертуар. С детства она была увлечена чтением, интересуясь классической литературой, а также запрещенными в то время книгами («Разговоры с Гете» Эккермана, «Собачье сердце» Булгакова). В 1968 году любовь к чтецкому делу привела ее в Московскую филармонию, где в литературно-чтецком отделе сложился сильный творческий коллектив, куда входили Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. Здесь Антонина Кузнецова работает уже более 45 лет. В течение многих сезонов артистка ведет персональный абонемент в Центральном доме художника, концерты которого собирают аншлаги.

    В настоящее время в репертуаре А. Кузнецовой свыше 30 сольных программ, посвященных зарубежной и отечественной литературе XV–ХX веков. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – высочайший вкус и мастерство автора абонемента, предлагающего своим слушателям лучшие образцы мировой литературы. По словам Антонины Кузнецовой, ее «всегда интересовало духовно-душевное существование человека». Именно поэтому в своих программах артистка обращается не только к литературным источникам, но и к историческим и архивным документам – письмам, воспоминаниям. Такое разнообразие придает ее программам глубину и насыщенность.

    Всегда интересны концерты Антонины Кузнецовой с симфоническими оркестрами, где звучала музыка Ж. Бизе к пьесе А. Доде «Арлезианка», музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к поэме А. Пушкина «Метель», музыка С. Прокофьева к неосуществленному спектаклю «Евгений Онегин» по роману А. Пушкина, «Поэма без героя» А. Ахматовой с музыкой И. Стравинского и Д. Шостаковича и другие программы. Главенствующая роль отведена в них слову.

    Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова выступала по всей России – в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Череповце, Вологде, Саратове, Калининграде, Набережных Челнах, Ульяновске, Самаре.

    Много лет А. М. Кузнецова преподает на актерско-режиссерском факультете Российской академии театрального искусства. За время работы на кафедре сценической речи она подготовила многих известных актеров и режиссеров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Феклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.

    Помимо этого Антонина Кузнецова преподает в Международной школе Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Артистка выступала с моноспектаклями и давала мастер-классы в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве. В 2011/13 по гастрольному проекту Министерства культуры она успешно выступала в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Франции.

    Анна Боголюбская

    Анна Боголюбская окончила театральный факультет Института современного искусства (2004, художественный руководитель курса – Евгений Радомысленский). С 2005 года работает в литературно-чтецком отделе Московской филармонии. Режиссер ее программ – Антонина Кузнецова.

    Анна Боголюбская представила ряд сольных программ: «Ужасно скрипучая дверь и другие люди» Евгения Клюева; «Все о ёжике и медвежонке» Сергея Козлова; «Папамамалогия» по произведениям Григория Остера, Тоона Теллегена, Сергея Седова, Татьяны Пономаревой, Сергея Михалкова; «Сказки» Дмитрия Мамина-Сибиряка (для учащихся младших классов); «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери; «О музыке словами» по рассказам Константина Паустовского «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками» и «Молитва мадам Бове»; «Река Потудань» Андрея Платонова; «В моей Москве» по стихам и прозе Марины Цветаевой (для старшеклассников). 

    В некоторых программах Анны Боголюбской принимает участие пианистка Ирина Бутырина.

    Виктория Захарова

    Виктория Захарова родилась в 1987 году в Татарске (Новосибирская область). В 2010 году окончила Институт гуманитарного образования и информационных технологий в Москве (факультет театрального искусства). С 2011 года работает в Дирекции музыкально-литературных и образовательных программ Московской филармонии, постоянная участница абонементных литературных концертов в Камерном зале филармонии.

    Артистка подготовила пять чтецких программ: «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен и «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла для учащихся младших классов; «О первой любви» (рассказы А. Чехова, Н. Тэффи, Д. Рубиной, М. Цветаевой, Б. Зайцева, Ю. Яковлева) и «Чудаки и зануды» Ульфа Старка для учащихся средних и старших классов; «Доброе утро, люди!» (стихи и воспоминания Ольги Берггольц) для взрослой аудитории. 

    Режиссер всех программ Виктории Захаровой – народная артистка России Антонина Кузнецова.

    Алексей Злаказов

    Алексей Злаказов родился в 1960 году в Калинине (Тверь). В 1982 году окончил Государственный университет имени М. В. Ломоносова (факультет журналистики), в 1990 году – режиссерское отделение Театрального училища имени Бориса Щукина.

    Работал в театрах и филармониях Новгорода, Твери, Москвы. В Московской филармонии подготовил ряд моноспектаклей по произведениям Андрея Платонова, Николая Гумилева и Михаила Зощенко, затем сосредоточил свое внимание на чтецких программах.

    В репертуаре артиста – семнадцать сольных программ, в которых представлена литература XIX века (Александр Пушкин, Иван Пущин, Антон Чехов, Николай Гоголь), проза XX века (Андрей Платонов, Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Михаил Булгаков, Василий Шукшин, Аркадий Аверченко), поэзия русской эмиграции. Особое место в репертуаре отведено детским программам, включающим повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Эмиль из Лённеберги» Астрид Линдгрен, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, рассказы Аркадия Аверченко, Саши Чёрного, Михаила Зощенко и другие произведения.

    Александр Синюков

    Александр Синюков родился в Уфе в 1969 году. Учился в Российской академии театрального искусства (ГИТИС) на актерско-режиссерском курсе Марка Захарова. Играл в постановках Московского театра «Ленком»; в спектаклях «Не все коту масленица» Театра-студии «Человек», «Плохая квартира» Центра имени М. Н. Ермоловой, «Дядя Ваня» «Дебют-центра» при Центральном Доме актера имени А. А. Яблочкиной. 

    С 1998 года работает в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского (ныне Электротеатр «Станиславский»). Играл в репертуарных спектаклях театра «Завещание по-итальянски», «Мужчина и женщина», «7 дней до потопа», «Иван Васильевич», «Мольер», «Черная курица»; участвовал в спектаклях режиссера Владимира Мирзоева «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Семеро святых из деревни Брюхо» и «Сон в летнюю ночь».

    С 1997 года активно снимается в кино. Сотрудничал с режиссерами Николаем Досталем, Александром Коттом, Владимиром Мирзоевым, Виктором Шамировым, Элиной Суни и другими. Помимо работы в театре и кино Александр Синюков сочиняет и исполняет песни. Организовал группу, с которой записал несколько альбомов. 

    С 2003 года работает в Московской филармонии. Совместно с режиссером Антониной Кузнецовой подготовил более десяти сольных чтецких программ, среди которых «Пушкин в лицее» Тынянова, «Моя Москва» Шмелёва, «Записки охотника» Тургенева, «Белые ночи» Достоевского, «Евгений Онегин» Пушкина, «Романтики 20-х годов», «Сыны Москвы Двенадцатого года» и другие. Принимает участие в литературных абонементах в Камерном зале филармонии и Центральном доме художника, проводит концерты для учащихся младших классов в школах и детских библиотеках Москвы.

    Наталья Степанова

    Наталья Степанова родилась в Перми. В 1998 году окончила Российскую академию театрального искусства – ГИТИС (курс Бориса Брунова). В течение трех лет играла в спектаклях различных антреприз. Затем поступила в литературно-драматическую мастерскую «Москонцерта», где начала делать программы для детей и взрослых.

    С 2009 года работает в Московской филармонии. Благодаря сотрудничеству с мастером художественного слова и режиссером Антониной Кузнецовой подготовила ряд сольных чтецких программ по прозе Лескова (повесть «Воительница» и рассказ «Старый гений»), рассказам Тэффи, произведениям Крылова («Жизнь и басни»), Маяковского, Хлебникова, Хармса и Северянина («С мозгами набекрень»).